На выставке "ЦВЕТОК СИБИРИ. ТЮМЕНСКИЕ КОВРЫ" в Всероссийском Музее Декоративного искусства в Москве до 20 октября 2024 г. можно познакомиться с богатой историей тюменских ковров и вспомнить на какой картине вы его уже видели! Вас ждет очередное открытие)
В Сибири, не только со времен великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916), а гораздо раньше вручную ткали "мохровые" или "морховые" чистошерстяные высоковорсные ковры.
На темном или светлом фоне, как на подносе, яркими крупными цветами алеют "цветы Сибири" в сочной зеленой листве. Мне они напомнили курские ковры ручной работы.
На знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова, которая сейчас экспонируется в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург), все прекрасно видели этот достойный образец коврового искусства Сибири.
Называется картина " Взятие снежного городка"!
Стоит только взглянуть и увидеть на переднем плане тот самый тюменский ковер! Это не художественный вымысел, а настоящий ковер, который художник купил на ярмарке в Тюмени, возвращаясь в родной Красноярск, и сообщал об этом в письме родным.
Как эффектно смотрится яркий ковёр на белом снегу!
В Тюменском музейном комплексе им. И. Я. Словцова экспонируется точная копия этой картины воспроизведенная на ковре. В том же размере, что и оригинал, 156 х 282 см, ковер с ковром на санях!
На выставке можно кое-чему научится. Здесь есть действующая модель ткацкого станка.
Весь процесс ткачества происходит вручную на горизонтальном ткацком станке. Только натуральная овечья шерсть используется для ворсовой нити. Нить основы - хлопок или лен.
Ковроткачество Сибири возникло в конце XVI века под влиянием восточных традиций. Русские ковровщицы переняли технические навыки работы «мохрового» (или «морхового») ковра у бухарских выходцев, а у татар научились ткать гладкие ковры «паласы».
В начале XIX века ковровый промысел стал настолько востребованным, что производством занимались почти во всех селениях Тюменского уезда, стоящих на Сибирском тракте.
Ковры расстилали на пол, вешали на стену, использовали для утепления и украшения саней. В домах зажиточных крестьян в праздники на стол стелили ковровый «настольник», лавки покрывали разноцветными «налавочниками». Ковер обязательно присутствовал в сибирском свадебном поезде.
Ковры выпускались с орнаментом геометрического типа со сдержанным колоритом.
С цветочным орнаментом, где на черном фоне в различных комбинациях размещались ярко-красные, бордово-малиновые розы, маки с зелеными листьями и бутонами.
Такие ковры особенно полюбили в конце 19 века зажиточные купцы и чиновники. Цветы в интерьере были повсюду: на обоях, скатертях, подносах, посуде, шалях. Цветы на коврах должны были сочетаться с обстановкой в доме.
Яркие махровые тюменские ковры получили международное признание на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В советское время с 1940 года в традиционных центрах ковроткачества в Тюмени, Ишиме, Тобольске, Ялуторовске стали организовываться ковровые артели, а с 1960 года на их основе - ковровые фабрики.
Выпускаются ковры с сюжетными композициями животных и птиц.
В 90-е почти все фабрики закрылись. На сегодняшний день единственным предприятием, сохранившим традиционную махровую технологию ручного сибирского ковроткачества, является "Сибирская ковровая фабрика" в г. Ишиме, восстановленная и переоборудованная в 2001 году. Современные сибирские ковры вновь согревают своим теплом и красотой.
Глядя на толстую крученую шерстяную нить бахромы, рисунок, высоту и плотность ворса, становится ясно - насколько это добротная продукция.
Современные махровые ковры производят восторженное впечатление.
Советую обязательно посмотреть фильм "Тюменский народный ковер. История и современность", который демонстрируется в выставочном зале.
На изготовление одного ковра может уходить до 6 месяцев. Даже не представляю, сколько он может стоить?!
Вот такие цветы Сибири и сейчас цветут на коврах!
Красочный и профессионально подобранный материал прочитала на сайте Вслух.ru. Рассмотрела многочисленные фото, подробное описание исследовательской работы сотрудников Тюменского музейного комплекса им. Словцова и порадовалась за их кропотливый труд и творчество.
Кстати, там нашла ответ на вопрос: сколько может стоить такой махровый чистошерстяной ковер?
Публикую ссылку на эту красоту!