Найти тему
Загадочные сны

Размышления о сказках "Тысяча и одна ночь". Ночи (483-536). Рассказ о Хасибе и царице змей.

Эта интереснейшая сказка меня заинтересовала, и я попыталась найти какие-либо комментарии по поводу ее содержания. Так как найти информацию не удалось, пришлось самой взяться за эту работу. Надеюсь, для всех, интересующихся арабскими сказками, комментарии будут полезны и интересны.

Сказка довольно длинная, особенно если учесть, что Шахерезада рассказывала ее в течение 53-х ночей! Я постаралась пересказать основные моменты, показавшиеся мне интересными с эзотерической точки зрения.

Иллюстрация персидского издания «Тысячи ночей» (1849–1856).
Иллюстрация персидского издания «Тысячи ночей» (1849–1856).

Как это бывает в восточных сказках (рассказ в рассказе) главный герой, простодушный юноша Хасиб, оказывается запертым в колодце и случайно находит место, где обитают змеи. Царица змей радушно его принимает, и начинает рассказ. Вообще непонятно, зачем автору понадобился этот кусок введения с Хасибом. Он – некоторая метафора сына-дурака, родившегося от мудреца. Сам данный факт свидетельствует либо о том, что дуракам открывается истина, либо автор просто таким образом «прячет» дальнейшее откровение внутрь сказки.

-2

Царица змей (белая змея) ведет рассказ об одном юноше Булукии «из сынов Израиля» (который живет в Египте, но это мы узнаем ближе к концу), сыне одного ученого мужа, который однажды нашел в сундуке, запертом в другом сундуке (известный мотив о сакральной спрятанной вещи в другой вещи. Например, древнеегипетская сказка о спрятанной книге Тота) книгу о пророке Мухаммеде. Юноша читает ее, и настолько она приходится ему близко к сердцу, что он решает отправиться на поиски пророка. Перипетии путешествия приводят его к Царице змей, оттуда – в Иерусалим.

В это же время в Иерусалиме живет один маг Аффан, который изучал много книг, в том числе свитки Ибрахима (Авраама) и искал перстень Соломона. Перстень ему был нужен для того, чтобы дойти до моря Мрака и выпить живой воды, чтобы обрести бессмертие. Из книг он узнал, что когда Соломон умер, его «…положили в гроб и проехали с ним по семи морям, а перстень был у него на пальце, и никто из людей и джиннов не мог взять этот перстень, и ни один из едущих на кораблях не мог проехать на своем корабле к этому месту…». То есть место сокрыто. Найти его можно лишь если пройти пешком по морю с помощью чудесной травы, а найти эту траву могла только царица змей. (Сравним со славянской мифологией: змея несет траву-лом, обладающую целебным свойством, трава также отпирает все замки).

Таким образом, Булукия случайно встретился с Аффаном, тот соблазнил Булукию на совместное путешествие в поисках перстня.

Через какое-то время они находят гробницу Соломона (которая даже в эзотерическом ключе не описывается в открытых источниках информации) – это гора из изумруда, парящая в воздухе.

-3

Внутри в саркофаге лежит Соломон в зеленой одежде, на правой руке – перстень. Маг заставляет юношу читать заклинания (какие – не приведено), а сам пытается снять перстень. Но тут появляется огромный огнедышащий змей и своим дыханием сначала заставляет юношу покинуть гробницу, а затем, после второго предупреждения, сжигает Аффана до пепла.

Булукию спасает ангел Гавриил, спустившийся с неба.

Далее текст можно назвать «Хождение по мирам» или же «Откровение», так как юноше шаг за шагом раскрываются тайны мироздания и кончины мира. Интересно было бы найти какое-либо исследование, посвященное данной сказке.

Путь его очень долог – он идет ночи и дни напролет от острова к острову, проходя все семь морей (по-видимому, миров), встречает много удивительных созданий и растений. Также встречает джиннов, которые сражаются между собой. Джинны удивлены - они ни разу не видели сына Адама, т.е. человека. Царя джиннов зовут Сахр, сам он из «касты» огня. (также, как и джинн из знаменитой сказки о рыбаке).

-4

Сахр раскрывает юноше тайны мироздания, рассказывает о семи слоях «адского огня», между каждым из миров – тысяча лет. Он приводит название каждого «слоя», а также тех, кто в них обитает. Интересно то, что после того, как Булукия осознает все эти тайны, он теряет на время сознание (упал, покрытый беспамятством).

То есть, узрев нечто непостижимое, его разум не может совладать с осознанием и осмыслением созерцаемого явления, и герой теряет сознание. На самом деле этот феномен имеет место быть – наш мозг функционирует в определенном порядке, установленным многочисленными сознательными и подсознательными факторами – чем старше человек, тем более устойчивым является это «правило» или «поле». В этом смысле наше сознание (в том числе очень важная часть его – осознания реальности) похоже на яйцо – все содержимое «поля» окутывает граница – скорлупа. В момент преодоления скорлупы происходит «несостыковка», путаница сознания из-за нарушения каких-то фундаментальных основ, в т.ч. реальности происходящего, - как следствие сознание «перезагружается». Оно либо примет новый факт и введет его в свое «поле», либо отсеет. Интересно, почему не описана другая реакция человеческого мозга, связанная с осознанием – это смех – эмоция, больше похоже на ироническую улыбку (сравни Кроули - карта «Дьявол»). В первом случае обморок и перезагрузка мозга связана с чем-то совершенно новым, ранее не известным. Второе – это осмысление некой «истины», которая может, уже давно квасится в том яйце индивидуального личностного сознания. Интересно, что и то и другое может быть вообще не выражено вербально, может даже не выйти на уровень сознания – так и остаться на подсознательном уровне. Но процесс мышления как таковой просто обязан выводить эту информацию из подсознательного уровня и анализировать ее, задавая тем самым ритм для дальнейшего познания. Я сейчас пишу все это, проговаривая слова – анализирую и фиксирую. Но осмысление, которое я иногда переживаю, нельзя передать словами – все это надо вытаскивать клещами. Наш человеческий словарный запас чрезвычайно скуден и не может передать психические подсознательные процессы. В этом может помочь только символизм – он и древнее речи и намного «выше» ее. Ту же проблему мы видим у Юнга (при работе с Красной Книгой).

Сахр также описывает как произошли разные твари. Кстати, Булукия частенько падает в обморок, настолько непостижимыми являются для него открытые тайны.

Когда Булукия просит царя джиннов вернуть его домой, тот дает ему коня. Как мне кажется, герой вообще видит тот «иной» мир в привычных ему образах, то есть в «адаптированном» для человеческого сознания варианте. Конь тот не конь, а какой-то иной зверь. Во-первых, с его спины нельзя сходить, нельзя кричать, иначе он растерзает героя. Во-вторых, в качестве припасов герою дали два жареных верблюда, которых поместили на спину этого коня! Булукия достигает местности, где правит другой джинн. Он думал, что ехал два дня, а оказалось, что 70 месяцев!

-5

Кроме того, данный текст не просто космологический, но и частично эсхатологический. В том числе о геенне огненной и дне воскресения. Великий Змей, которого сам Бог сотворил для конца мира пожрет весь мир своим огнем.

Приводится интересная версия происхождения ада как места для наказания, джиннов и дьявола (арабского Иблиса), а также почему Бог прогнал его.

Дальше отправился юноша странствовать по мирам и наткнулся на архангела Михаила, который управлял ночью и днем, затем дошел до места, где под деревом сидели четыре ангела (херувимы) с лицом человека, птицы, дикого зверя и быка. Еще один метафорический символ в данной повести – лев и бык (в сказке в том числе как привратники).

Когда Булукия доходит до легендарной горы Каф, то видит ангела, в руках которого, по его словам, жилы земли.

-6

Ангел, имя которого не называется, рассказывает юноше о разных горах, землях, семи слоях земли и о том, как Аллах создал скалу, под ней быка, под ним рыбу, а под рыбой море. И сказал Аллах Исе (Иисус Христос) об этой рыбе, на что Иса захотел ее увидеть. Аллах поручил одному из ангелов свести Ису к рыбе. И не увидел Иса рыбу, как молния она пронеслась мимо него.

Интересно, что с Иисусом в раннем христианстве тесно связан символ рыбы - Ихтис. Причиной того, почему именно рыба, называют в основном то, что муж Марии был рыбак, и в притчах упоминается рыба. Еще упоминается притча о пище, также приводятся доводы о неком «молчании». Но это все косвенные причины, истина же скрыта за семью замками. Возможно, тут действительно, связано нечто с откровением Иисуса, временем, когда он «постигал» тайны мира и Бога. Возможно, он что-то рассказывал об этом своим ученикам, что было большой тайной, но нашло отражение в символе. Если принять во внимание, что первые христиане были копты в Египте, то можно предположить, что данный символ связан с тем или иным образом древнеегипетской мифологии. Например, рыба Абджу. В главе 56 Книги мертвых для того, чтобы получить контроль над водой, умерший клялся, что он обеспечит сохранность яйца. Абджу-рыба также имела свое яйцо, притом умерший называет себя непорочной душой, вышедшей из этого яйца (151 глава).

Раннехристианский символ.
Раннехристианский символ.

Далее, ангел рассказывает, что под горой еще есть змея, под ней пропасть и огонь.

Булукия идет дальше и встречает юношу, плачущего между гробницами. Тот, по обыкновению структуры сказок 1001 ночи начинает свой рассказ и теперь мы следим за приключениями некого Джаншаха - сына царя, которому звездочеты предрекли испытания в 15 лет, что и случилось: он случайно попадает в опасные места, в том числе к злому еврею, который просит завернуться в шкуру (мотив известный в сказке - гора с драгоценными камнями, несчастный герой должен скинуть камни злодею, но тут также можно проследить момент инициации для мальчиков: 15 лет, завернуть в шкуру, см. Пропп В.).

После спасения Джаншах подходит к летающему дворцу Соломона, где его встречает царь птиц Наср (джинн?). Он дает юноше ключи и просит под страхом смерти не заходить в одну из комнат (также известный многим мотив). Далее идет длинное описание отношений Джаншаха и дочери царя джинна, которая согласилась выйти замуж за юношу. Однако после возвращения домой, она покинула героя, надев свою одежду из крыльев и попросила возлюбленного найти ее в крепости драгоценностей Такни.

-8

Много времени герой искал эту крепость, наконец, он пошел той же дорогой, что вела его первоначально сквозь опасные приключения и отыскал дворец Соломона. Но найти крепость не удалось и Джаншах попадает к царю зверей, который между прочим, сообщает о другом царе Шаммахе (джинн), бывшем когда-то в плену у Соломона (потому как не слушался его). Но джинн, не обладая информацией о башне Такни, отправляет Джаншаха к интересной личности: могущественному монаху Ягмусу, который знает всё и владеет посохом из трех кусков, обеспечивающим монаха провизией. Живет Ягмус в монастыре Алмазов, джинн называет его колдуном, обманщиком и кудесником (не много ли разных эпитетов для христианского монаха, которому в принципе колдовство должно быть запрещено?). Джаншах находит монаха в церкви, и он рассказывает, что жил еще во времена Нуха, пророка Аллаха и царствовал на земле со времени Нуха до царствования Соломона и тоже правил джиннами, зверями и птицами.

Интересно получается: старик-долгожитель (от Ноя, это где-то грубо 3000 до нашей эры до примерного написания сказки (возьмем хотя бы 12 век) = 4 тыс.лет), имя которого напоминает египетское имя Яхмос - фараон, живший в 16 веке до нашей эры. Яхмос упоминается в Библии и если взять тот факт, что христианские копты из Египта (о волшебниках египетских всегда ходили сказки), то можно теоретически предположить, что фараон Яхмос превратился в монаха Ягмуса. (Кстати, интересное описание мумии Яхмоса: Его красивая голова была покрыта копной тонких кудрявых тёмно-русых волос).

В конце концов монах помогает Джаншаху найти дом его «джиннии», дальше описываются еще некоторые приключения, свадьба, но мы возвращаемся к Булукии.

-9

Булукия после того, как расстался с Джаншахом дошел до дерева с райской птицей, которая поведала ему, что до Египта 95 лет пути. Булукию доставили на место, на этом рассказ Царицы змей закончился.

Наконец мы возвращаемся к Хасибу, который поклялся никогда не ходить в баню. Он вернулся домой, разбогател, но персидский царь и его визирь, желая избавиться от болезни, выведал секрет Хасиба и хитростью заставил нарушить клятву.

Далее Царица змей говорит, что ей суждено умереть и дает совет Хасибу: как разрубят ее на куски, поставят варить на огонь, нужно провести обман и манипуляции с бутылками, чтобы больному визирю досталась бутылка с ядом, а Хасиб выпил хорошую. После смерти визиря Хасиб выпил пену и ему открылись великие знания. Интересно, что в славянской мифологии белая змея - царица змей, вкусить мяса белой змеи - то же самое, что испить воды мудрости ( пролить дождь) и услышать (уразуметь) вещие глаголы
грозовых птиц и животных (Афанасьев).

Заканчивается сказка довольно странно: после того, как Хасиб исцеляет царя, тот делает его визирем. Хасиб приходит домой и просит мать дать книги, оставшиеся от отца. Мать дает ему пять листочков - все, что осталось от книги, пропавшей при кораблекрушении. При этом не упоминается содержание этих пяти листочков, только то, что там содержалась ценная информация. Приведу отрывок: « …может быть, ты родишь мальчика, возьми же эти листки и спрячь их у себя… скажи же ему: - твой отец не оставил ничего, кроме этого».

Фотографии сгенерированы нейросетью или заимствованы из открытых источников в интернете.
Все статьи сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.