Экономист Михаил Хазин поставил на место «американского» блогера Стива Дудника, рассказавшего о слезах деда-ветерана при виде супермаркетов в США. Эксперт напомнил, что далеко не каждый житель Штатов может себя прокормить.
Хазин в разговоре с Дудником затронул тему различий советской и американской моделей. Блогер, живущий в Майами, куда эмигрировал с семьей в 1987 году (на тот момент он носил имя Стас), попытался рассказать о преимуществах США через личный пример. Он рассказал о деде-ветеране, до последнего придерживавшемся коммунистической идеологии и после войны возглавлявшем предприятие в Ташкенте. Оказавшись в Америке в пожилом возрасте, этот мужчина якобы понял всю ошибочность советского строя.
«Дедушка приехал в Америку в 1997 году. Он прошел Великую Отечественную войну, воевал в Сталинграде, у него ранение, у него целый пиджак медалей, орден Красной Звезды – все есть. И, когда я его встретил, завел его в супермаркет большой в Майами. Он после Ташкента стоял и на все это смотрел. Вижу – и у него чуть ли не слезы на глазах, он какой-то растерянный был. И он сказал мне одну вещь: "За что я воевал?" Это были его слова. И он начал очень быстро сдавать в Америке, Паркинсон и остальное – потому что рухнуло все, во что он верил», - объявил Дудник.
Хазин напомнил собеседнику, что СССР превосходил Штаты по многим параметрам и имел шансы выиграть глобальное геополитическое противостояние вплоть до последних лет брежневской эпохи. Также экономист предложил Дуднику задаться вопросом, все ли американцы имеют возможность закупить все желаемое в ломящихся от товаров магазинах. Если бы звездно-полосатое изобилие было общедоступным, в США не было бы столько нищих, бездомных, а также соискателей пособий и социальной помощи, грабителей и «лутеров», обносящих магазины под лозунгами об экономической справедливости.
«СССР и США представляли две разные модели. Невозможно одновременно и то, и другое. Либо то, либо это. Причем СССР мог выиграть в 1970-е годы. Кто-то говорит: как он мог выиграть, когда там 200 сортов колбасы, а в Союзе был один? Я на это отвечаю следующее. Во-первых, были разные модели потребления. И такого общего образования и общей медицины, как были в СССР, в США никогда не было – и никогда не будет. Во-вторых, сегодня мы видим, что колбаса в магазинах есть – а уже очень многие американцы не могут ее купить. Иными словами, жизнь – штука сложная. Ее нельзя описать черно-белыми конструкциями: мол, тут есть 200 сортов колбасы, а там нет, поэтому это правильная модель, а там неправильная», - объяснил Хазин на YouTube-канале «Закон и порядок в США».
Зрители эфира Дудника напомнили, что людей, сбежавших в США и Европу в конце 1980-х – начале 1990-х годов, принято называть «колбасными эмигрантами». Такие граждане ехали исключительно за едой и лучшей жизнью, и теперь многие из них мечтают вернуться, столкнувшись с проявлениями кризиса западной цивилизации. Историю деда Стива называют внутренне противоречивой, отмечая, что в ВОВ он сражался за родину, а не супермаркеты.