Найти тему

Кому и как полезно изучать иностранный язык

Кажется, настал момент поговорить о билингвизме. В комментариях к статьям о том, что изучение иностранных языков в школе совершенно не нужно, пишут, как важно и нужно изучать языки, потому что это даёт массу плюсов в развитии ребёнка. Вот для таких особо умных людей эта статья. 

В изучении языка есть хоть какой-то смысл, когда ставится цель приобрести хотя бы разговорный уровень. Чтение и перевод со словарем; "что-то понимаю, но говорить не могу" - это незнание языка. Разговорный уровень характерен уже для билингвов. 

Билингвизм - это способность человека использовать два языка в общении в равной степени. Он бывает двух видов: естественный и приобретённый. 

Источник изображения: Pinterest
Источник изображения: Pinterest

Естественный билингвизм - это когда ребёнок с рождения живёт в двуязычной среде (например, в семье эмигрантов или в семье, в которой мама и папа разной этнической принадлежности и каждый из родителей общается с ним на своем родном языке). В этом случае ребёнок усваивает два языка в естественных условиях. 

Приобретённый билингвизм - это когда ребёнка учат второму языку намеренно. 

Если читать статьи в интернете, то можно найти множество плюсов билингвизма. Это и улучшение когнитивных способностей, и развитие математических способностей, и развитие креативности, и профилактика деменции, и куча всего прочего. Даже научно доказано, что у билингвов лучше развита префронтальная область головного мозга. Возможно, так и есть. Только почему-то многие забывают про нюансы. А именно на них и надо обратить внимание. 

 Все плюсы билингвизма, на самом деле, касаются врождённого или приобретённого только в том случае, когда человек погружен в культурную среду двух языков. При врождённой билингвизме всё это и так происходит естественным образом. При приобретённом - речь только о тех случаях, когда семья переезжает в другую страну. Тогда ребёнок погружается в новую языковую среду, а дома или в общении с родными, оставшимися на родине, используется родной язык. 

Намеренное изучение языка без погружения в языковую среду, чтобы вы ни читали об этом, не даёт таких результатов. Это просто маркетинговые ходы для продажи языковых курсов. Конечно, язык таким образом выучить можно, но стать настоящим билингвом практически невозможно. Хотя лично я допускаю исключения: есть же люди с маниакальной целеустремлённостью. Они реально будут, живя в родной стране, занимать языком усиленно: только на нём читать и писать, дружить только с носителями и т. д. Но на то и исключения. 

Вот на фоне этих нюансов и возникает вопрос: с какой целью язык изучается? Если для переезда в другую страну на пмж, для обучения в другой стране, для активного использования в работе, для очень частых международных поездок (раз в год в отпуск на 2 недели - не считается) - смысл, конечно, есть. И мы прекрасно понимаем, что это не школьная программа. 

Если просто такое хобби - изучать иностранный язык просто потому что нравится или ради профилактики деменции в престарелом возрасте - тоже хорошо. Почему бы и нет? Но это тоже далеко от школьной программы. 

Если же цель - развитие мозга как таковое, то стремиться к билингвизму смысла нет никакого. И изучать язык нет необходимости. Точно такому же развитию мозга способствует написание текстов от руки на родном языке, решение математических задач и примеров, разгадывание кроссвордов, заучивание стихов наизусть и много чего ещё. 

Иностранный язык в школе вообще не несёт собой никаких положительных моментов. Развитию он не способствует, знаний не даёт. Зато изучение его особенно в начальной школе и в дошкольном возрасте приводит к проблемам. Но об этом, наверное, в следующий раз напишу. 

Многим очень трудно признать, что навязываемая маркетингом «необходимость» знания иностранного языка - это просто бизнес на человеческих амбициях. Кто рад обогащать эту отрасль - да пожалуйста. Но вот из школьной программы лучше убрать этот ненужный предмет. Хотя бы из начальной школы. Кто верит в мантры о развитии и грезит "перспективами" - для тех существуют курсы и репетиторы, ведь они же сами понимают, что школьная программа ни о чем, если это не специализированная школа, конечно. 

Так зачем нам эти лишние часы иностранного языка в общеобразовательной школе?