Судя по новостной ленте, квадроберы - самая главная проблема современного общества, перед которой все остальные проблемы меркнут.
Между тем, сама полемика вокруг этой субкультуры дает массу материала для психологических наблюдений.
Несмотря на то, что фокус в настоящей статье делается не на квадроббинге как социальном явлении, а на полемике вокруг него, уместно будет в нескольких словах дать оценку и явлению тоже.
Рассматриваемые в статье явления я предпочитаю в модели базовых психо-эмоциональных потребностей и режимов, принятой в схема-терапии (и коррелирующей с другими моделями).
Объединение подростков в субкультурные группы с вычурным индивидуальным и групповым поведением (подражание животным) удовлетворяет прежде всего потребность в принятии-принадлежности. Поскольку подростковый период часто совпадает с увеличением дистанции с родителями, потребность в принятии становится фрустрированной. Компенсацией этой фрустрации является поиск других способов удовлетворения потребности, поиск своей группы, своей "стаи" (извините за невольную иронию).
Другая удовлетворяемая потребность - потребность в развлечении и игре. Вообще говоря, все мы играли в зверушек в каком-то возрасте. Субкультура квадроберов является, по сути, вариантом этой игры для более взрослых детей.
Потребность в игре часто недооценивается педагогами и психологами. Уместно будет упомянуть труд нидерландского философа и просветителя Йохана Хейзинги "Homo ludens", "Человек играющий". В нем он показывает биологичность феномена игры, а также фундаментальность игры для человеческой цивилизации. По мнению Хейзинги, человеческая культура является производным игры (а не игра - феноменом культуры, как часто утверждается).
Наконец, сама своеобразность поведения направлена на удовлетворение потребности в самовыражении и идентичности. Нельзя не отметить, что удовлетворяется эта потребность в данном случае в своеобразной, протестной форме. В виде конфронтирующего копинга - дисфункционального, вообще говоря, режима.
Проявление конфронтирующего копинга субъективно воспринимается не-участниками субкультуры как проявление агрессии, вызова. Как и любая агрессия это повышает тревожность и вызывает стереотипные конфронтационные реакции.
Если анализировать СМИ, то высказывания на эту тему имеют характер проявлений Родительского критического режима с характерной риторикой:
"Безобразие!"
"Потеря человеческого облика"
"Тлетворное влияние..."
"Деградация"
"Психическое отклонение"
"Запретить!"
"Бороться и пресекать на корню!"
В противоположность им, реакции из позиции Взрослого более сдержанны и аналитичны.
Стереотипных высказываний здесь нет (на то он и Взрослый).
Но рассуждения сводятся к тому, что это явление - ни что иное, как одна из подростковых субкультур, принадлежность к которой обусловлена особенностями подросткового возраста.
Как и другие подобные субкультуры, вероятнее всего, недолговечна - через некоторое время сменится чем-то другим.
Поскольку данная субкультура в целом дружелюбна (в отличие от некоторых других, реально опасных субкультур), можно просто наблюдать за процессом (и за детьми) и ждать, когда детки повзрослеют.
Однако проблема в том, что "Взрослые" суждения требуют больше интеллектуальных затрат. Этого не любят.
А к "Родительским" суждениям внутренне присоединиться проще - ведь во всех нас эти стереотипы живут. И вот это сплочение вокруг "Родительских" суждений как раз сейчас и происходит. По сути, это сплочение вокруг критической позиции - также ни что иное, как удовлетворение потребности в "стае". Только в этот раз стая эта менее человечна, чем стая квадроберов.
И, судя по новостной ленте, сейчас уже поток этих "Родительских" суждений приобретает массовость.
Мир взрослых отвечает травлей, буллингом. И объектом этой травли являются подростки - тех, кто и так психологически очень уязвим и как никто другой нуждается в чуткости и мудрости взрослых.
Не думаю, что имеет смысл делиться каким-то особым психологическим рецептом по поводу "четвероногих" деток. Проявление взрослости и мудрости позволит найти подходящее решение.
Автор: Седов Максим Борисович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru