Пелевин всегда отличался оригинальными выпадами в адрес своих рецензентов. Теперь этим не удивить, такое поведение писателя воспринимается как привычное. Вероятно, с выходом "Крути" произойдёт то же самое. Первые отзывы на книгу уже есть, и я решила посмотреть, как восприняли нашумевшую новинку.
РБК. Стиль
Игорь Кириенков, шеф-редактор витрин "Кинопоиска" и "Яндекс Книг"
Пелевин — достаточно опытный автор, чтобы доверху заполнить роман более-менее случайным реквизитом и получить что-то занимательное, — но «Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении. Среди персонажей снова угадываются реальные фигуры из самых разных политических и эстетических лагерей. Много разной подтанцовки — стримеров, журналистов, галеристов, оскандалившихся олигархов.
Все это очень утомляет — и оставляет после себя чувство тяжелой неловкости. Да и сам Пелевин как будто всё понимает. Но даже если допустить, что перед нами просто радикальная автопародия, есть в этих стилистических конвульсиях что-то патологическое. Что-то всерьез настораживающее. Не говоря уже о том, что едва ли кто-то сегодня будет разбираться, где здесь жестокая металитературная игра, а где вопль уязвленного белого самца.
Forbes
Наталья Ломыкина, литературный обозреватель Forbes Life
В новой книге нейросимуляции писателя Пелевина ограничиваются лишь метафорами прошлых метафор и эротическими фантазиями его доброгосударственного альтер эго. Поэтому не ждите от «Крути» пророчеств, прогнозов, внятных объяснений или хотя бы политической сатиры.
От такого чтения испытываешь только испанский стыд. Ясно, что никакой автор не может выдавать каждый год по шедевру, но всё же странно, что рядом с Виктором Пелевиным не оказалось ни литагента, ни редактора, которые могли бы непублично объяснить, что творческий кризис не лечится описанием секса с литературным критиком.
Правила жизни
Анастасия Завозова, литературный критик
Все основные понятия новой вселенной, а также куски информации, необходимые для понимания её мироустройства, вываливаются на читателя бесконечным инфодампингом. Романы Пелевина при всей их внешней сюжетности никогда не были историями про сюжет, и уже в предыдущих сериях вселенной Transhumanism Inc. Пелевин представал нейросетью имени себя, перерабатывая куски своих старых романов в новые «Песни невинности и GPT’a», но, как говорится, любили мы его не за это, а за то, что было вокруг: точный юмор, пророческий дар и умение налепить побольше катафотов на колесо сансары, чтобы верть была круть.
Но что-то пошло не так. В нынешнем пелевинском романе рычажок «юмора» в этот раз напрочь уехал вниз. Фирменный пелевинский юмор перешёл в категорию «сам шучу — сам торчу», потому что шутки про зону и петушатник (gospodee!), про гендер и феминизм и вообще про общество победивших фемок с нейрострапонами, а также про Янагихару, которая в этом романе становится то стоп-словом, то кодом для совершенного убийства, в 2024 году выглядят примерно как шутки человека, который пытается идти в ногу со временем, но его время остановилось примерно в 2016-м.
Каждый новый роман Пелевина воспринимается всё более конвейерной вещью, лишённой авторских фишек и вообще какой-либо оригинальности. Почти 35 лет непрерывного письма дают о себе знать. Лучшим решением автора было бы не выпускать книгу в этом году. Такой ход действительно взволновал и обеспокоил читателей (и не только их). После годовой творческой паузы анонс долгожданной книги встретят с гораздо большим интересом. Пусть уже Пелевин отдохнёт, мастер заслужил отпуск. А после отзывов на "Круть" понимаешь, что заслужили его и читатели.
#книжныеновинки #пелевин #круть #викторпелевин #рецензии #книжные отзывы