Найти в Дзене
УрГАХУ

ДНК Уральской школы дизайна

Первые работы 1960-х годов – это архитектура, поставленная на гусеницы. И все эти красивые расчленения и козырьки – это все напоминает советский архитектурный брутализм, суровый стиль Леонид Салмин, дизайнер УФ ВНИИТЭ В этой части мы предлагаем рассмотреть знаковые события и проекты Уральской школы дизайна в период с 1960-х годов по 1990-е – период работы Уральского филиала Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики. Как известно, 60-е годы – это время «оттепели» и масштабных преобразований в экономике и социальной жизни страны. Еще в 50-е лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку». Предполагалось привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и другие предприятия тяжелой промышленности. Открыто говорилось о необходимости перемен, об использовании мирового технического опыта. «Оттаивали» международные отношения: во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.) москвичи познакомились с европейской м
Оглавление

Часть 2

Формирование индустриального общества в советский период. Техническая эстетика ВНИИТЭ

Первые работы 1960-х годов – это архитектура, поставленная на гусеницы. И все эти красивые расчленения и козырьки – это все напоминает советский архитектурный брутализм, суровый стиль

Леонид Салмин, дизайнер УФ ВНИИТЭ

-2
-3
Проекты художников-конструкторов УФ ВНИИТЭ. 1960-е годы
Проекты художников-конструкторов УФ ВНИИТЭ. 1960-е годы

В этой части мы предлагаем рассмотреть знаковые события и проекты Уральской школы дизайна в период с 1960-х годов по 1990-е – период работы Уральского филиала Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики.

Как известно, 60-е годы – это время «оттепели» и масштабных преобразований в экономике и социальной жизни страны. Еще в 50-е лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку». Предполагалось привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и другие предприятия тяжелой промышленности. Открыто говорилось о необходимости перемен, об использовании мирового технического опыта. «Оттаивали» международные отношения: во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.) москвичи познакомились с европейской модой и культурой. Состоялись выставки американского дизайна («Промышленная эстетика в США» 1967 г. и др.), на которых особое внимание уделялось профессиональной подготовке дизайнеров.

При этом возросший интерес к дизайну имел и политический подтекст. В одном из первых номеров журнала «Техническая эстетика» директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьев упоминал о том, что «качество продукции может быть одной из форм политической борьбы» и задача системы художественного конструирования в СССР – «показать всем, что советская продукция самая лучшая, самая дешевая и самая красивая в мире». Выходят в свет постановления Совета министров СССР, предписывающие «улучшение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962 г.) и «использование достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968 г.). В связи с этим в 1962 году были организованы Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами по всей стране, в том числе и на Урале, и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности. Дизайн стал развиваться на государственной основе, войдя в сферу общегосударственного планирования.

-5

Началась реконструкция крупных промышленных предприятий (в том числе и многих заводов Урала – таких, как Уралмаш, Уралхиммаш, Уралвагонзавод), что спровоцировало поступление заказов от промышленности художникам-конструкторам.

Первые идеи об организации Государственной системы дизайна были высказаны в октябре 1961 года на конференции «Роль технической эстетики в повышении культуры труда в период строительства коммунистического общества». Возглавлял конференцию Ролен Андрианович Шеин, в то время руководитель исследовательской группы технической эстетики УПИ имени С.М. Кирова, а впоследствии основатель и первый директор Уральского филиала ВНИИТЭ

Так с создания в 1962 году ВНИИТЭ, в соответствии с постановлением Совета министров СССР № 394 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», началась новейшая история развития дизайна в нашей стране.

ВНИИТЭ развивает сеть филиалов и становится ядром Государственной системы дизайна, аналогов которой нет ни в одной стране мира. Специалисты ведут активную научно-исследовательскую, проектную и выставочную деятельность, выпускают журнал «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории и практики дизайна в СССР и за рубежом. Институт вобрал в себя лучшие молодые умы и творческий потенциал того времени. Это был островок профессиональной жизни с привилегией информации и разговоров о современном дизайне, искусстве, архитектуре и моде. Сотрудники воспринимали свою работу как служение светлым гуманистическим идеалам.

-6
-7
-8
-9

Так сложилось, что ВНИИТЭ в разных регионах работал с различными предприятиями: например, на Урале было много проектов в сфере тяжелого машиностроения, а в Ленинграде – судостроения и оптики. Типы разработок и методы, которые использовались при проектировании, особенности регионального контекста и персональных взглядов лидеров дизайн-школ определяли характер, различный для регионов.

С 1967 года вводится государственная аттестация товаров на «Знак качества», которая послужила мощным драйвером для повышения эстетических качеств выпускаемых в стране товаров.
С 1967 года вводится государственная аттестация товаров на «Знак качества», которая послужила мощным драйвером для повышения эстетических качеств выпускаемых в стране товаров.

Существенное влияние на Уральский филиал ВНИИТЭ оказывала связка «тяжелая промышленность – директива, план, постановление»: производство ставило ряд жестких ограничений, зачастую обесценивая работу дизайнера, сведенную к созданию внешних эстетических эффектов.

В начале 1970-х годов начала меняться система отечественного дизайна. ВНИИТЭ все больше переходил на проектирование предметов культурно-бытового назначения. Расширилась сфера влияния дизайна, активно разрабатывались идеи системности. От дизайнера требовалось уже не только создать образец нового изделия, но и участвовать в планировании ассортимента продукции, заниматься производственной эстетикой. Возник новый жанр разработок – дизайн-программа – «метод управления проектной деятельностью, направленный на постановку проблем и целей значительного социально-культурного масштаба и сложности, реализация которых <…> ориентирована в конечном счете на формирование крупных многопредметных комплексов, целостных с точки зрения их социально-культурного функционирования».

Салон поезда
Салон поезда
Пульт управления
Пульт управления
Электропоезд скоростной ЭР-200. 1972-73 годы
Электропоезд скоростной ЭР-200. 1972-73 годы

В 80-е годы активно внедряется практика проведения методологических семинаров под руководством Георгия Петровича Щедровицкого, на которых, в формате интенсива, проводятся исследования по различным проектным темам и создаются концептуальные разработки новых объектов дизайна. Во ВНИИТЭ становится основной форма научно-проектной деятельности – разработка дизайн-программ, направленных на решение межотраслевых проблем и создание дизайн-систем, которые существенно оптимизируют затраты на производство товаров. В частности, первые дизайн-системы применялись в области приборостроения и электроники, нуждавшихся именно в массовом выпуске высокотехнологичной продукции. Впоследствии эти дизайн-системы широко применялись при создании и товаров народного потребления, которые занимали большой объем проектирования, поскольку их было давольно просто реализовать в серийном производстве, в отличие от проектов тяжелого машиностроения.

Набор форм для выпечки. Дизайн: Людмила Валек, Раиса Корзун, Анатолий Замятин. 1985 год
Набор форм для выпечки. Дизайн: Людмила Валек, Раиса Корзун, Анатолий Замятин. 1985 год
Концепты плоского компьютера. Дизайн: Павел Ковалев. 1989 г.
Концепты плоского компьютера. Дизайн: Павел Ковалев. 1989 г.
Телефоны. Коллектив УФ ВНИИТЭ. 1980-е
Телефоны. Коллектив УФ ВНИИТЭ. 1980-е

В 1991 году 5 декабря на конференции в Москве учрежден Союз дизайнеров России.

-17

А в 1992-м Уральский филиал ВНИИТЭ был закрыт как научно-исследовательский институт.

В итоге во ВНИИТЭ должны были разрабатываться образцы очень высокого уровня. Часто проекты, разработанные во ВНИИТЭ, опережали свое время.

Постоянно получалось так, что доведенный до самого конца проект по тем или иным причинам не шел в производство. Процент реализованных изделий, разработанных во ВНИИТЭ, был практически равен нулю (интересно, что все проекты и предложения не были утопическими, они основывались на уже существующих технологиях). Это происходило по ряду причин: плановое ведение хозяйства, отсутствие какой-либо конкуренции, отсутствие потребности в регулярном обновлении, минимизация типажа изделий, безразличие производителя к своему продукту. Чтобы производить, нужно было перестроить все производство, но ни один завод не хотел менять свои линии, ведь отлично продавалось и то, что производилось без разработок института. В итоге получается, что ВНИИТЭ создавал прекрасные, прогрессивные проекты, но при этом никак не был включен в саму систему производства. Можно себе представить, какой бы могла быть материальная среда, окружающая советского человека, и, следовательно, какой бы могла быть его культурная, духовная жизнь, если проекты были бы реализованы.

ВНИИТЭ – огромная прогрессивная институция, в которой работали профессионалы, понимающие, что людей в Союзе окружает серый и унылый предметный мир. Они не просто хотели это изменить, но и знали, как это сделать. К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране привела к тому, что все, чем занимались внутри ВНИИТЭ, там и осталось.