Микрофинансовые организации (МФО) стали привычным явлением в российской финансовой системе. Но, как показывает недавний опрос Банка России, доверие к ним среди населения остается крайне низким: более 70% граждан признались, что не доверяют этому сегменту рынка.
Причина такого негативного отношения людей кроется в недобросовестных практиках некоторых МФО, которые не брезгуют агрессивной рекламой и высокими процентными ставками.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проливает еще один свет на проблему. Оказалось, что 25% россиян, решивших взять кредит в МФО, не заботятся о проверке ее легальности и тем самым рискуют стать клиентами нелегальной конторы без государственной регистрации. Такое поведение опасно, так как подпольные МФО не подпадают под действие законодательства, а значит, заемщик останется без защиты в случае возникновения проблем.
Чтобы укрепить доверие к МФО и защитить заемщиков, Банк России предлагает ряд мер.
Например, разделить МФО на два сегмента: компании предпринимательского и целевого финансирования. Это позволит оптимизировать регуляторные требования и создать более прозрачную систему.
Также ЦБ планирует ввести период охлаждения от 3-х дней до подписания договора. Это время даст заемщику возможность тщательно проанализировать предложение и принять взвешенное решение.
Снизить финансовую нагрузку на заемщиков и уменьшить риски перекредитования поможет понижение уровня максимальной переплаты по займу со 130% до 100%.
Еще одной мерой послужит ограничение количества одновременно действующих договоров о займе. Это поможет заемщикам контролировать свою задолженность.
Введение предложенных мер позволит укрепить доверие к МФО и сделать рынок микрофинансирования более безопасным для населения.
Виктория Романова