Давайте начнем с банального: я искренне переживаю за российское кино. Под «переживаю» я подразумеваю, что отношусь к нему с сочувствием, эмпатией и пожеланием всего самого лучшего. Российское кино — это как ребенок, который не имеет таких же больших возможностей, как детишки по соседству, но старается догнать и перегнать своих сверстников. И да, давайте определимся: если мы с чем-то сравниваем, то берем за основу лучшее — голливудский кинематограф в том виде, в котором мы его представляем в, скажем так, идеальном варианте. То есть, классно сделанный, универсальный, который любят и на родине, и за ее пределами, многообразный, привлекательный и просто такой, что его очень хочется смотреть. Грубо говоря, как «Терминатор 2». Или «Титаник» (я не специально взял два фильма Кэмерона, простите).
Так вот, с российским кинематографом в этом плане есть вполне серьезная проблема: он не интересен практически никому за пределами России. И да, вы мне можете сейчас сунуть в лицо французский ремейк «Холопа» (ох, знали бы вы, сколько в мире снимают никому не нужных ремейков…). Можете ткнуть в бок, как пером, каким-нибудь фестивалем российского кино в Омане (ой, простите, я имел ввиду Амман). И можете рассказать про успех фильма «Пепел и доломит» в Европе (или не можете, потому что даже не слышали об этом фильме). Но если серьезно, то российское кино, за редким исключением, никому, кроме нас, россиян, не нужно. Ну, может быть, ещё жителям соседних стран. Кто-то ещё скажет про Китай — но давайте опять будем честными: «Вызов», самый дорогой российский фильм в истории (не равно самый прибыльный) собрал в Китае 310 тысяч баксов. Это в 10 раз меньше «Движения вверх», например. А знаете, сколько собрал финал «Мстителей»? 602 миллиона долларов США — это в 1943 раза больше, чем «Вызов». Еще аргументы в пользу популярности российского кино в Китае есть?
Это дабы сразу обозначить, что на данный момент российское кино за пределами России интересно лишь представителям кинофестивалей — я много писал о том, что русских, конечно, отменяют в эти времена, но далеко не всех, а кое-где даже, грубо говоря, подтверждают (см. премьеру фильма «Русские на войне» на Венецианском кинофестивале). И это, скажем прямо, не равно успеху коммерческому вообще никак. На это мне предъявят два аргумента. Первый: не всё меряется коммерцией! Это правда, вот только в кино баблом измеряется очень многое. Кино — искусство, в котором деньги, в большинстве случаев, необходимы, чтобы просто тупо взять в аренду камеру со штативом. Да, можно снять всё на айфон или даже на старенький Sony Ericsson, как сделал грузинский режиссер в фильме «Пусть лето больше не настанет никогда». Но вы уверены, что вы правда будете это смотреть? Я тоже нет.
Второй аргумент: ну и черт с ними, с этими Европами и Западами, они загнивают, а мы все попадем в рай! Попадем, конечно же, вот только до рая еще дожить надо, и если мы хотим стабильную, рабочую киноиндустрию, нам нужны порядка 15-20 релизов в год, которые приносят кассу в миллиарда в полтора рублей, а лучше в два. Давайте чекнем, что со сборами за 2023-й? За прошлый год у нас имеется три бронебойных кассовых хита: «Чебурашка», «По щучьему велению» и «Вызов». Остальные самые кассовые фильмы собирали меньше миллиарда, причем в большинстве случаев — значительно меньше. Этого мало, чтобы индустрия могла, грубо говоря, законсервироваться и развиваться в искусственно созданном пузыре — за прошлый год российское кино заработало всего 38 миллиардов рублей (для хотя бы просто нормальной работы кинотеатров нужно 40, по подсчетам представителей индустрии). Это мы берем только данные по ЕАИС. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», из этой суммы 4,8 миллиардов заработали «короткометражки», под которыми в обход санкций нелегально показывали фильмы голливудских мейджоров. Это ⅛ от всего российского кинопроката. И то, кстати, это схема, которая не вечна.
Короче говоря, если мы представим себе, что вот в таком замкнутом пространстве российских сказок нам сидеть всю оставшуюся жизнь (это не так, но гипотетически), то определённо нужно увеличивать количество блокбастеров, которые будут собирать большие бабки. Сейчас за таковые у нас выступают сказки, которых действительно снимается какая-то совершенно невообразимая куча — коллеги из «Афиши» насчитали 70 (!!!) work-in-progress проджектов. Представим себе, что каждая из них выйдет в один конкретный год и каким-то чудом соберет по полтора миллиарда — выйдет 105 миллиардов рублей, в 2,7 раза больше суммы, полученной за весь 2023-й. И это не считая остальных фильмов в прокате. Звучит неплохо, согласитесь?
А теперь представьте себе, что вот конкретно вы (не смотрите по сторонам в поисках других людей) должны всё это смотреть. 70 фильмов за год — это, получается, минимум по 5 сказок в месяц. То есть, вы будете смотреть новую сказку раз в неделю, а порой и чаще. А теперь представьте себе, что так будет каждый год. Каждый. Грёбаный. Год. Вы будете смотреть по сказке в неделю. У меня вопрос: как скоро вы проклянёте фамилию Афанасьев? И нет, речь не обо мне, а о другом Афанасьеве, знаменитом фольклористе, который составлял сборники сказок, которые бедные режиссеры, кажется, планируют экранизировать от корки до корки.
Окей, скажете вы, не надо так сгущать краски, у нас есть ещё военные и исторические фильмы, и они собирают хорошую кассу. Что ж, хорошо, что вы так думаете, вот только в списке самых кассовых фильмов российского производства первые 50 строчек занимают всего лишь 7 таких фильмов. Хорошо, скажете вы, у нас есть спортивные байопики! Отлично — 5/50. Ну-у-у, а как насчёт мультиков, они же хорошо собирают! Пожалуйста: 5 мультфильмов из франшизы о трёх богатырях + 2 части «Иван Царевич и Серый волк». Причем это я беру цифры без учёта инфляции, только чистые кассовые сборы — объективно те же «Богатыри» с каждым годом собирают всё хуже. Ну логично, я уже даже сейчас и забыл, что они до сих пор выходят, только сейчас вот узнал, заглянув в список российских кинокрауд-плизеров.
Устав от меня, вы, наконец, скажете: хорош, Склифосовский, и что ты предлагаешь, раз всё так плохо? На самом деле, я не могу сказать, что всё так плохо. Скажем, в весьма немаленькой Аргентине в прошлом году среди самых кассовых фильмов и вовсе не было почти ни одного национального фильма (!). То, что в России своё кино смотрят гораздо охотнее, чем во многих других странах — факт, с которым невозможно (и бесполезно, а то и вредно) спорить. Прикол, однако, в том, что, словив волну «сказочного» денежного хайпа и пытаясь выжать из него все соки, российские кинематографисты повторяют ошибку Disney, которые так перекормили зрителя своей супергероикой, что даже режиссёры уже не хотят ее снимать (поэтому и получается то, что получается, то есть ничего особо не получается).
Вот только мужчинам и женщинам в трико понадобилось около полутора десятка лет, чтобы всех заколебать. Как думаете, как быстро вас заколебут сказки? Ответ вы найдёте парой абзацев выше. И вы снова спросите меня: а что делать? А я не скажу вам, друзья. Я не продюсер. Я просто собираю и констатирую факты, а выводы вы делаете сами. Так работает журналистика — я лишь даю вам информацию для размышления. И когда я говорил, что искренне переживаю за российское кино, я имел ввиду именно это: мне кажется, оно движется прямиком в тупик, из которого будет весьма трудно выйти. Да и, если честно, никогда в условиях отсутствия конкуренции (особенно в ситуации, когда на тебя просто обрушивают золотой дождь из бюджетной кормушки на частично-безвозвратной основе) ничто вечное не случалось. Только лишь сиюминутное. Как в том знаменитом меме с заплаткой. Думайте сами, решайте сами. А я продолжу переживать за российское кино.
Подписывайтесь на мой одноименный канал в телеграме и на мой паблик "Хорошее кино от Ивана Афанасьева" Вконтакте. И да прибудет с вами Змей Горыныч.