Реклама двигатель торговли, особенно теми товарами, что никому не нужны ©
С кино ситуация похожая. Реклама фильму необходима, особенно в наш пластиковый век тотального белого шума. Это ещё лет сорок назад можно было нарисовать на плакате буквы и лицо популярного актера, чтобы народ выстроился в очередь в кинотеатр. Сегодня же способов посмотреть кино настолько много, что при выборе зритель теряется и не может решить, что посмотреть. И фильмов сегодня снимается в разы больше, и сериалы выходят по сотне на дню.
Я посчитал количество реально действующих в России киностудий, которые выпускают от одного проекта до нескольких десятков в год. Их набралось больше пятидесяти. И все заняты делом, снимают. Только в этом году в запуске было под три сотни фильмов и сериалов, не считая анимацию, документальные фильмы и коротыши. И это год ещё далёк от завершения. И во всём этом обилии контента нужно как-то продвинуть свой проект, заманить зрителя. Ведь кино давно стало индустрией.
Когда продюсеры поняли, что фильмам нужна реклама, то бюджеты картин тут же увеличились. Рекламный бюджет может равняться стоимости самого фильма. А если фильм удалось снять за скромный бюджет, то на рекламу могут потратить в разы больше. Но не все студии могут себе это позволить. Поэтому, пока, мы не видим такого же засилия трейлеров будущих релизов, как, например, рекламу банков.
А продвижение фильма к зрителю это залог окупаемости. Если твой фильм провалится и не соберёт кассу, инвесторы больше не поверят и денег на следующий фильм не дадут. Тут как в торговле спрос и предложение не работают. Предложений сейчас слишком много. Поэтому некоторые продюсеры идут на хитрости.
Вот случай с сериалом «Слово пацана. Кровь на асфальте». Сериал в момент выхода собирал не шатко не валко. Тогда продюсеры быстренько сориентировались и пустили чёрный пиар с информацией, что сериал хотят закрыть. В Госдуму, даже, писали. Хайп поднялся, народ заинтересовался, сериал выстрелил так, что в каждом дворе дети запели «Белые розы». Конечно, кто пропустит сериал, который хотят закрыть. Надо успеть посмотреть! Но и такой ход стоит денег. Над подобными акциями трудятся маркетологи, психологи и гении рекламного бизнеса.
Ещё одна статья расходов – соцсети. Сейчас народ в соцсетях сидит как за обеденным столом – регулярно и часто. И не только за столом. И если твой фильм не представлен на всплывающих баннерах, не имеет группы поклонников и хейтеров, то кто о нём узнает? А вести соцсети тоже надо постоянно, следить за комментариями, чистить нежелательные или подкидывать провокации. И это тоже отдельные, специально обученные люди с заработной платой от шестидесяти тысяч рублей. А готовит материалы для соцсетей ещё и отдельная команда копирайтеров, видео операторов, журналистов, дизайнеров и менеджеров – тоже у всех зарплаты не меньше СММ-щика.
Вот для кинотеатров тоже рекламную продукцию нужно готовить – плакаты, трейлеры, картонные инсталляции. Тот же трейлер сделать не так-то просто. У нас многие студии всё ещё делают это самостоятельно, что совсем нехорошо. Продюсеры и режиссёры не всегда адекватно оценивают суть рекламного ролика. А трейлер это как раз рекламный ролик. Как есть два вида синопсиса (краткий пересказ фильма) – один для внутреннего использования, а другой для зрителя. И они разные. Продюсеры же зачастую делают трейлер на основе своего подхода, а не рекламных тонкостей. Отсюда частые ошибки в сборе трейлера. Как говорится – сэкономить не значит заработать.
По-хорошему каждым фронтом работ должен заниматься специально обученный человек с заточенным под задачи мозгом. Доверять режиссёру монтаж трейлера своего же фильма – путь к провалу. А вот нанять специальную команду, кто только трейлерами и занимается – верное решение. И такие команды тоже берут за свои услуги деньги.
Немного проще жить авторам сериалов. Те зависят напрямую от телеканала или от платформы, для которой снимают свой проект. У каждого телеканала или платформы есть рекламный отдел и это не те люди, что снимают сериалы. Да и сам канал прекрасно знает свою аудиторию, чтобы правильно сделать трейлер для рекламного слота. И рекламные слоты на ТВ для своего продукта почти ничего не стоят. Платят только команде своих же рекламщиков, а те пашут пять дней в неделю, одиннадцать месяцев в году за хорошую белую зарплату.
Вот так обстоят дела с рекламой в кино. И ситуация такова, что без рекламы, даже, прекрасный фильм не соберёт столько, сколько с раскруткой. Если бы у «Чебурашки» не было рекламной компании, собрал бы он свои семь миллиардов рублей только в кинотеатрах? Сарафан был бы хорош, но на такую сумму фильм бы не вышел – слишком долго сарафан распространяется, по сравнению с рекламой.
А вот посредственный фильм, при грамотной рекламной компании может собрать кассу выше ожиданий. Тот же «Горько!» никогда бы не окупился, не примени компания «Базелевс» рекламный ход «народной комедии» с застольями в регионах. А потом на этой волне выпустили продолжение, но народ дважды в одну кучу не наступил.
Вот такие дела с расходами на кино. И чем больше будет сниматься фильмов и сериалов, чем больше будет площадок и возможностей получить на домашний экран премьеру, тем выше будут эти расходы. Он-лайн кинотеатры уже выжимают слёзы на переговорах со студиями. Зрителю же остаётся как-то выживать во всём этом шуме. Ну и к сарафанному радио прислушиваться. Частное мнение вызывает больше доверия. А премьеру можно и через год посмотреть. Теперь фильмы собирают кассу в долгую. И это тоже хорошо.