Архитекторы Строгого Классицизма
Ведущими архитекторами Санкт-Петербурга в эпоху строгого классицизма были Д. Кваренги, Ч. Камерон, В. Бренна, И. Е. Старов, Н. А. Львов. В этот период работали также отец и сыновья Нееловы, П. Е. Егоров, начали свою профессиональную деятельность Ф. И. Демерцов и Ф. И.
Иван Старов
Екатерина II была вынуждена отказаться от попытки создать стилистически однородную среду, хотя облик города в период ее правления претерпел принципиальные изменения. Здесь в соответствии с намерением основателя - Петра I - шло строительство «современного» города. В нем принимал активное участие Иван Старов (1745-1808), третий крупный русский архитектор уходящего XVIII столетия. Иван Егорович Старов (1745-1808) - один из первых выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств, за особые успехи в учёбе получивший золотую медаль с правом заграничной поездки во Францию и Италию. В 1772 г. И. Е. Старов начал работать в Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы и продолжал обширную архитектурную деятельность почти до самой смерти. Стилистика его архитектурных форм несколько менялась со временем: в начале своей деятельности он работал в духе Французской академии и Дж. Виньолы, а впоследствии, к концу 1780-х гг., его архитектурные формы стали ближе к стилистике Палладио и Кваренги. Наиболее значимыми его работами, построенными в период строгого классицизма, являются Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (стр-во 1776-1790 гг.) и Таврический дворец (стр-во 1783-1789 гг.).
Он начал работу над проектом своего первого сооружения в 1776 году. В основанной еще Петром Великим Александро-Невской лавре возник Троицкий собор - усыпальница победителя шведов. Старов акцентировал западный фасад дорическим портиком с фронтоном и двумя колокольнями. Для внутреннего убранства использованы сдвоенные коринфские колонны. С точки зрения градостроительства важным мероприятием было оформление площади перед входом в собор: здесь заканчивается Невский проспект, длина которого 4,5 км, - главная магистраль города.
В период с 1783 по 1789 год Екатерина велела построить для своего фаворита Григория Потемкина Таврический дворец. Впервые в русской дворцовой архитектуре Старов отделяет парадные помещения от жилых, что явно идет вразрез с барочной композицией внутреннего пространства. Парадные залы расположены здесь не вдоль линии главного фасада, они развертываются вглубь по оси здания. Из вестибюля можно попасть через восьмиугольную купольную ротонду в Белоколонный зал и далее в зимний сад. Проходы к продольно ориентированному Белоколонному залу отделены двумя открытыми колоннадами по 18 ионических колонн в каждой. Высокий фасад с окнами на узких сторонах и зимний сад связывают внутреннее пространство с окружающей природой.
Джакомо Кваренги и Чальз Камерон
В 1779-1780 годах на берегах Невы появились два архитектора, Джакомо Кваренги и Чальз Камерон, чьи творения пришлись по вкусу Екатерине, в те годы предпочитавшей палладианство и постройки в духе Римской античности. Эти мастера должны были способствовать сложению облика классицистического Петербурга. Архитектурная теория Палладио настолько захватила Кваренги (1744-1817) во время его учебы в Риме, что он объездил всю Италию и в свои путевые заметки включил зарисовки архитектурных памятников. В России он не оставил своих исследований, стремясь занять должность главного архитектора.
Проекты общественных и частных зданий Кваренги, а также его постройки в Царском Селе отличают четкий геометризм объемов, монументальная замкнутость внешнего облика и скупой декор.
Среди многочисленных заказов архитектора особого упоминания заслуживает Ассигнационный банк, первое сооружение такого рода; он напоминает палладианскую виллу. В других работах, например, в «Лоджиях Рафаэля», Эрмитажном театре и Академии наук Кваренги должен был решать градостроительные задачи.
Эрмитажный театр (1783-1787) - это придворный театр, где шли ежевечерние представления, и среди них комедии Екатерины II. Обращает на себя внимание оформление зрительного зала.
Вместо обычных в XVII веке лож архитектор возвел амфитеатр по примеру Театра Олимпико, построенного в Венеции по проекту Палладио.
Во внутреннем убранстве доминируют коринфские колонны из искусственного мрамора, статуи Аполлона и муз украшают ниши в интерколумниях.
При Екатерине II женщины уже могли получить хорошее образование, и императрица основала в 1766 году пансион для дворянок и дочерей благородных семей. Он предшествовал появлению Смольного института для девочек, здание которого создал Кваренги в начале XIX века.
Архитектурная деятельность императрицы не ограничивалась столицей. Она с большим интересом следила за обустройством резиденций в пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске. Она привлекла к работам архитектора Чарльза Камерона (1745-1812). Государыня считала, что он сможет осуществить ее мечту o «maison antique» Камерон принимал участие в раскопках римских императорских терм и в 1772 году опубликовал свой труд «Термы римлян». После этого Екатерина пригласила его в Петербург.
В Царском Селе его Холодные бани (1780-1785), колонные залы с Висячим садом и Камеронова галерея (1783-1786)
смыкаются с Екатерининским дворцом в стиле позднего барокко. Холодные бани и Агатовые комнаты соединяют дворец и галерею. При этом сильное впечатление производит большой зал павильона «Агатовые комнаты»,
который Камерон в подражание римским термам перекрыл кессонированным сводом. Разноцветный мрамор и роскошь полудрагоценных камней подчеркивают своеобразие этого здания. Переход от павильона к Камероновой галерее осуществлен путем превращения ионических колонн в колоннады, украшающие верхний этаж протяженного двухэтажного сооружения. Они окружают застекленный павильон, служивший приютом императрице и помещением для званых обедов. Единственным украшением галереи являются бронзовые бюсты, в основном копии с античных оригиналов. В торце Камерон возвел двойную лестницу, изгибающуюся в подражание лестнице Кедлстон-Холла Роберта Адама, этот прием позволил ему элегантно соединить галерею и парк. Екатерина повелела ему оформить и внутренние помещения Екатерининского дворца. Убранство ее личных апартаментов выдержано в с духе архитектуры братьев Адам. В этом отношении примечательна Зеленая столовая, в декоре которой преобладают античные мотивы.
В Павловске Камерон мог работать свободно, не сообразуясь с более ранними постройками. В замкнутом ансамбле дворца и пейзажного парка с павильонами, каскадами, искусственными развалинами, аллеями и речкой Славянкой принципы классической архитектуры гармонично связаны с романтическим пейзажным парком в английском стиле. Летняя резиденция возведена для будущего царя - Павла I. Екатерина II всегда пыталась воспрепятствовать своему нелюбимому сыну участвовать в государственных делах и даже планировала лишить его престола. Рождение внука Александра побудило ее подарить великокняжеской супружеской чете местность примерно в 30 километрах южнее Петербурга.
Образцом при возведении дворца (1782-1786) была палладианская вилла. Дворовый фасад с коринфским портиком увенчан куполом на барабане, окруженном колоннами. К центральному объему примыкают арочные колонные галереи, которые завершаются павильонами.
Отделку внутренних помещений проектировали Камерон и Винченцо Бренна.
В первую очередь это относится к Итальянскому залу. Большая высота оптически скрадывается круговой галереей. Стены облицованы искусственным мрамором, античные скульптуры украшают ниши нижнего этажа. Пейзажный парк площадью 600 га впервые в России был разбит по английскому образцу. В природную среду органично вписаны многочисленные садовые постройки, возведенные Камероном, например, Храм Дружбы (1780-1882,) на берегу Славянки, протекающей по парку. Павильон Трех граций и колоннада Аполлона также обязаны своим обликом увлечению античным искусством. После смерти Екатерины II в 1796 году Камерон был отставлен от дел.