Занесла меня как-то нелегкая по работе в Шанхай на неделю. Большую часть этого времени мы потратили на ту самую работу, а вот оставшееся время рьяно кинулись в объятия неизвестности. Изначально поездка в Китай воспринималась нами как полет на другую планету, и это не из-за того, что мы не выбирались за пределы родины со времен царя Гороха, очень даже выбирались, но это же не Европа и не Америка...это же китай-Китай-КИТАЙ!!!
Справедливости ради стоит сказать, что Шанхай и Китай совсем разные вещи и не стоит отождествлять одно с другим. До конца 19 века это был маленький рыбацкий городишко под управлением райцентра или, как говорят у "них", префектурой Сучжоу.
Шанхай стал приобретать свой современный вид и значение – с окончания «опиумных войн» в 60-х гг. 19в. Стратегическое расположение города стало основой в становлении главным морским портом страны. На данный момент это крупнейший город Китая и самый населенный город в мире. Сейчас он уже становится вполне заурядным, а кубок быстроразвивающихся городов переходит к Шеньженю. Опираясь на различные историко-антропологические события Шанхай представляет собой настоящую культурно-архитектурную какофонию. Для любителя «китайской экзотики» этот город – совершенно не подойдет.
Название города прямо переводится как «стоящий на море», но до моря там как сами знаете чем до Пекина. Так было по-началу…
После, город богател, разрастался и поглощал соседские деревни и уезды, и разросся так, что теперь на востоке он граничит с океаном, а на севере – «касается» р. Янцзы.
В Шанхае есть два аэропорта: один – «внутренний», на западной окраине Пуси, называется Хунцяо. Второй – международный в Пудуне, почти у самой океанской береговой линии. Туда-то мы и приземлились. Первое, что мы увидели приземлившись в Пудуне - это сам аэропорт, что, в общем, логично. Приземлились мы в субботу ночью, поэтому в терминалах практически не было людей, но неимоверные площади, разделенные лабиринтами лент указывали, что днем здесь самый настоящий муравейник. Аэропорты, кстати, соединены прямой веткой метро.
Поселились мы в гостинице Seagull on the Bund, что по-русски значит «Чайка на набережной». Обычная четырех-звездочная гостиница, бывшее общежитие моряков. Все хорошо, кроме интернета. Есть только проводной, но в наш век не всегда найдешь куда этот провод подключить в ноуте.
Главный плюс гостиницы, чем она и полюбилась нашему туристу – это ВИД. Вид на реку, на Набережную Бунд и на деловой центр. Нужно отметить, что в этой гостинице также можно снять номера с видом на дворы и НОМЕРА БЕЗ ОКОН.
День первый
В первое воскресное утро погода нас совсем не баловала: моросил дождь, была высокая облачность и вообще дул достаточно сильный ветер (ради справедливости нужно отметить, что ветер был хоть и резкий, но теплый). Но нас, суровых российских туристов, у которых на родине уже совсем минусовая температура, погодой не напугаешь и мы отправились в неизвестность.
Наша гостиница соседствует с Госконсульством РФ, поэтому на шпиле можно увидеть родной флаг РФ, на информационной доске фотографии и краткую информацию о значимых городах России.
Далее, пройдя по клепанному мосту Вайбайду (побратим «Старого моста» города Твери) через р. Сучжоу, впадающую в этом месте в главную артерию Шанхая р. Хуанпу, попадаешь на тот самый Бунд или набережную Вайтань.
Вся набережная застроена зданиями в стиле старой Англии, что логично, т.к. строительством ее и занимались Британские колонисты. Ныне череда сооружений представляет собой цепь банков, редко разделенных госконторами.
На берегу реки строятся элитные многоэтажки для элитных жителей поднебесной. Все как у нашего брата.
По пути попадались монументальные памятники народным героям и контактные арт-объекты с блестящим носом и другой стороной.
От памятника первому Шанхайскому мэру (выше) отходит Нанкинская улица, которая в последствии становится пешеходной и считается самой большой и богатой торговой улицей в Азии.
Но, отойдя на шаг-другой от этой улицы, попадаешь в совершенно иное торговое-бытовое измерение: фрукты, овощи, змеи, лягушки и рыба, из которой делаю полуфабрикат прямо на твоих глазах, выложены на огромные лотки, все это сдобрено запахами клошарных забегаловок, готовящих национальные блюда привокзального типа. Вай-вай, шавухи захотелось.
Далее мы решили оседлать двухэтажный автобус и направились в Старый Город.
Дорога была утомительной из-за постоянных остановок и пробок, причем время простоя оказалось дольше времени в пути.
И наконец…
Вот она – настоящая китайская подделка старого ортодоксального города, вроде Сучжоу. Дешевая реплика, созданная для развлечения туристов и забитая сувенирными безделушками в ширпотребных магазинах.
Тем не менее, говорят, что чайный домик с зигзагообразным мостиком в центре являются оригинальным строением прошлого века. Байзэвэй об зигзагообразных мостиках: считается, что злые духи могу перемещаться только по прямой как СуперМарио, поэтому строительство подъезда к объекту криволинейными загогулинами защитит дом от этих самых духов. Олсо, ворота круглой формы напротив способствуют проникновению и прибавлению положительной энергии, поэтому такие чудеса архитектуры тоже вполне легко можно встретить то тут, то там. Затарившись магнитиками мы-таки решились опробовать кухню традиционного общепита, куда ходят местные. Общепит – он и есть общепит, как на заводе в Рузаевке, только за юани. Прикончили мы не более 20-30% от того, чего заказывали.
Вид подозрительный, вкус непонятный, ощущения противоречивые. Еще тогда я принял неизбежность своих будущих гастро-гастролей.
В центре квартала сохранился старый «Сад радости» - бывшая частная усадьба в виде ландшафтного парка, подаренная когда-то градоначальником Шанхая своему престарелому папе. Хороший сына.
Начало вечереть и мы приняли решение выдвигаться в Пудун - деловой центр, чтоб посмотреть на ночные огни Шанхая поближе и повыше.
В центре Пудуна на площади Луцзяцзуи (пока не произнесешь без ошибок, дальше не читай) четкими старожилами возвышаются три с половиной "главных небоскреба" и десятки "всяких-разных" поменьше.
Мы решили уважать традиции и чувства местного населения и пошли в телебашню “Восточная Жемчужина”. Китайцы всегда любят подниматься именно на эту телебашню, потому что это привычный для них символ патриотизма, реформ и экономического подъема. Как видно на фотографиях, охрана чуткая и внимательная, а стиль помещения уточненный и изысканный, но это не точно...
Высота смотровой площадки – что-то около 300 м (ниже смотровой площадки Останкино). В цокольном этаже расположен Музей истории города Шанхая, стоимость посещения которого входит в стоимость смотровой площадки. Тем лучше...
В этот вечер и было достаточно облачно и вид ночного города перекрывался молочной пеленой. По сути, смотровая состоит из двух площадок. Первая - теплая, с платными подзорными трубами и кратким описанием, что видишь перед собой.
А вторая, на половину пролета ниже, со стеклянным полом и открытыми отверстиями между стеклянными панелями, поэтому есть реальное ощущение высоты и пространства, когда холодный сильный ветер дует в лицо, а под тобой 300 метров китайского воздуха.
Попали мы в очень удачное время, когда одни и те же здания можно посмотреть в дневном и ночном освещении. Из окон открывается вид не только на крыши многоэтажек и иллюминацию набережной, но и старших братьев-небоскребов, куда мы обязательно сходим в другой раз.
Музей представляет собой подобие Икеевских лабиринтов, все экспонаты музея представляют собой реальные и уменьшенные модели зданий, ситуаций или исторических событий. И проходя по коридорам этого лабиринта, ты проходишь по страницам краткого учебника истории Китая / Шанхая.
Реди-стеди-стади!
С приходом Британской экспансии в городе стала появляться не только высоко-светская культура и судебные власти, но и опиумные салоны.
Со времен застройки Бунда и перехода страны на рыночные отношения, логически появился Государственный Банк имени Китая, символом которого выбрали льва. Как следствие, начали появляться обменные пункты и биржи.
В общем, денежные массы пошли в народ. Правда, дошли не все.
С появлением денег, разумеется, стали как грибы появляться способы с ними распрощаться.
Выйдя из здания в ночь трудно удержаться, чтоб не наделать еще один миллион фотографий.
Дойдя до берега Хуанпу мы были удивлены ночным понижением уровня воды.
Обернувшись, натыкаешься на 8-ми этажный фуд-корт, где каждый найдет себе кафе по душе. Самые лютые китайцы, которые любят поострее, ходят там во вьетнамский ресторан. У меня начало резать глаза еще на входе.
Естессно мы вернулись на Бунд и Нанкинское шоссе, чтоб полюбоваться их ночными видами.
Районы Пудун и Пуси в центре соединены только авто- и метро-тоннелями под рекой. Ближе к периферии города через реку установлены внушительные вантовые мосты. Кроме того, в центре города берега соединены так называемым Bund Sightseen Tunnel, что дословно переводится как Туннель-достопримечательность Бунда. Поездка представляет собой вялое подземное перемещение в стеклянном вагончике по тоннелю, оформленному абстрактной лазерной иллюминацией. Все действие довольно интересное, если не считать низкую скорость передвижения, которая однозначно задает тон унылости происходящего и стоимости билета на этот вагончик. Но мы рады любому опыту.
Ну и самый сок, ради которого мы так и быть пошли в сторону гостиницы.
День второй
С утра мы поехали по делам на выставку. С выставочными центрами тут вообще отдельная песня в двадцать куплетов: Shanghai Exhibition Center, Shanghai International Exhibition Center, Shanghai New International Exhibition Center и тд.
На выставке присутствовали "звезды кино", большая техника для маленьких китайцев и огромные по размеру и количеству павильоны. Но всех победила очередь на такси, она была вне конкуренции, глядя на нее страшно было представить, что же происходит в метро.
Вечером мы отправились покорять торгово-ресторанные улочки Шанхая в надежде найти хороший и недорогой чай. Как оказалось, такой конфигурации не существует.
Как только стемнело, мы отправились ко второму небоскребу ШВФЦ, что по-русски означает Шанхайский Всемирный Финансовый Центр, в простонароде – Открывашка. Высота смотровой площадки – около 470 метров (это ж почти пол километра), и оттуда можно посмотреть свысока на весь Шанхай, включая вчерашнюю телебашню и третий небоскреб «Кукурузина». Патриотичные китайцы в Открывашку не любят ходить, потому что архитектор был японец. Более того, в проекте отверстие на вершине здания планировалось круглой формы, что как бы прозрачно намекает на символ восходящего солнца, юноу, на самом высоком здании в самом центре Шанхая. Этого Китайцы вытерпеть не смогли и на лету начали менять архитектуру здания и его отверстие на трапециедальную форму. Собстно, поэтому и «открывашка».
Еще китайцы говорят, что японцы «вонзили свой меч-катану в самое сердце Шанхая и разрушили тем самым его фэн-шуй». Поэтому рядом сейчас строится еще одна башня высотой 600 метров специальной формы, чтобы «победить» Открывашку в архитектурном кунг-фу и «вылечить» фэн-шуй Шанхая. Скоростной лифт в здании, поднимающий тебя на уровень 98 этажа за минуту (а это 430 метров) тоже является местной достопримечательностью.
Кроме этого, можно отметить общественные туалеты на сотом этаже с видом на город, т.е. писсуар вмонтирован непосредственно в плиту перед окном, очень ожидаемо и оригинально.
Этим вечером мы тоже решили понаблюдать за одними и теми же зданиями, но не в разное время, а с разной точки обзора. На фотографиях видны поля двадцатиэтажных домов рядом с оранжевыми высотками, которые со смотровой площадки кажутся более чем мелкими, хотя с земли - более чем высокими.
В этот ясный вечер мы не смогли отказать себе и сделали еще один миллион фотографий ночного города.
День третий
Утренний вид на центр тоже не оставил никого равнодушным.
Жаль, что его можно наблюдать только в 6 часов утра. Каждое утро открываются водные магистральные ворота и сотни барж, груженых сумками Луи Витона и кроссовками Адидас важно движутся к своей цели.
В этот день мы решили посетить Шанхайский Океанариум. Все традиционно и типично Китаю: встретили много рыбов, пожирающих человека, так и наоборот.
Позже мы отправились в храм Нефритового Будды. Будд в храме оказалось более двадцати и который из них ТОТ САМЫЙ узнать так и не удалось, поэтому мы замолвили доброе словечко каждому.
Дальше мы бродили по улочкам в сторону Французской Концессии.
Когда в прошлом веке иностранцы стали заселять и застраивать этот город - сперва начал строиться деловой квартал или Иностранный Сеттльмент. Это и есть как раз район Бунда и Народной площади. Там «заправляли» британцы и это был признанный центр деловой активности.
Французы же, оттесненные от управления делами в Иностранном Сеттльменте, принялись застраивать обширную «жилую зону» для многочисленной экспатской диаспоры. Со временем вышло, что работать «полагалось» на Бунде, а вот жить считалось правильным как раз во Французской Концессии, которая представляет собой узкие улочки, спрятанные от солнца в тени платанов, ряды колониальных, викторианских или неоготических вилл, доходные дома и ресторанчики, ресторанчики и ресторанчики…
Здесь же можно найти единственный в юго-восточной Азии памятник Пушкину, который был дважды разрушен (первый раз – японцами, второй раз- хунвэйбинами) и дважды восстановлен. Поставлен он был в 1937 году русскими эмигрантами, которые как раз жили и работали во Французской Концессии – бизнесов в Иностранном Сеттльменте у них не было, а работа гувернантками, таксистами и охранниками предполагала постоянное нахождение на территории Концессии.
Можно найти и сохранившийся в Шанхае русский православный храм. Сейчас все больше используется как площадка для выставок и вернисажей. Во время нашего путешествия там проходила выставка изделий из стекла.
Еще одной из ярких точек Концессии является гостиница в неоготическом стиле Moeller’s Villa. «Пряничный домик», построенный британским судостроителем для своей дочери «по мотивам» сказок Андерсена. Всем бы так...
Этот вечер оказался самым удачным по погоде и по свободному времени, поэтому мы пошли осваивать четвертый миллион фотографий.
Мост Вайбайду, тот что является очередным символом реформ, процветания и индустриализации, излюбленное место для свадебных фотографий, причем денно и нощно. В чем-то молодоженов можно понять…
Отдельно хочется отметить ситуацию с дорожным движением.
Транспорт есть, дороги есть, разметка есть,.. правил нет. Это тебе не Гонконг.
Каждый едет как хочет и куда хочет. Это касается как машин, автобусов и мотоциклов, так и велосипедистов, пешеходов и прочих лютых конструкций. Тормозами не пользуются в принципе, если перед тобой преграда, ты просто ее должен объехать, а машины, находящиеся рядом с тобой просто повторят твою дугу. Гоу виз э флоу.
Грузовики, несущиеся по встречке предупреждают истошным сигналом о не намерении тормозить толпы мотоциклистов двигающихся хаотично по пешеходному переходу. Бабки с бутылками на велосипедах, движущиеся на встречу туристическому автобусу по трехполосному автобану, причем автобус в итоге их и объезжал. При этом никакой водительской ненависти друг к другу нет, все воспринимается как драйв-сафари в лесу или игра в Дальнобойщиков.
В общем, аттракцион да и только.
Честно говоря, поездка нам очень понравилось и мы планируем в будущем более глубокое изучение планеты Китай.
Конец
#геометки #dblm_геометки
#Китай #Шанхай