Узнаем о волжском Шерлоке Холмсе, пароходе «Ваня-коммунист», «Евгении Онегине на Волге», правде и мифах о голоде в Поволжье и появлении выражения «баржа смерти», о неизвестных страницах пребывания Петра Первого на Волге. Готовьте блокноты!
Фестиваль-лекторий пройдет в Казани 5 и 6 октября в рамках проекта «Цифровая история», основанного историком Егором Яковлевым. Перед казанцами выступят ведущие историки, киноведы, краеведы и представители музейного сообщества региона. Делимся программой.
Основатель проекта Егор Яковлев лично познакомит участников с темой своего научного исследования «Евгений Онегин на Волге». Специальный гость фестиваля – профессор КГМУ, член-корреспондент Академии естественных наук Александр Михайлович Девятаев. Старший сын Героя Советского Союза, летчика-истребителя, долгое время работавшего капитаном речного флота Татарстана, Михаила Девятаева поделится воспоминаниями о своем отце и работе фонда его имени.
Среди именитых лекторов - доктор исторических наук Кирилл Назаренко, историки Григорий Прядко, Григорий Циденков и Григорий Пернавский, заведующий отделом научной реконструкции Национального музея Татарстана Владислав Хабаров, краевед Екатерина Хабарова и заведующая казанским музеем Льва Толстого профессор КФУ Лия Бушканец. Они поделятся уникальными сведениями, расскажут о политической и военной истории, связанной с Волгой, об удивительных судьбах людей, населявших берега великой реки.
Каждый день спецпроекта для удобства слушателей разделен на две части.
Ибн Фадлан, Петр Великий, русский Шерлок и другие
Расписание фестиваля-лектория 5 октября.
C 11:00 до 12:00 - встреча гостей. Интерактивные выставки.
С 11:15 до 11:45 - виртуальная экскурсия «Казанские зарисовки» (малый зал).
В 12:00 - открытие фестиваля-лектория.
Историк, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, завотделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров прочтет лекцию на тему «Ибн Фадлан. Путешествие багдадского посольства в страну Булгар на Волгу». Известно, что легендарное посольство из Багдада в 922 году достигло берегов Волги в месте ее слияния с Камой. О ходе путешествия арабских дипломатов в далекую северную страну мы знаем из сочинения секретаря посольства Ахмада ибн Фадлана ибн аль-Аббаса ибн Рашида аль-Багдади. Если покороче, Ибн Фадлана. Он оставил нам множество географических и этнографических сведений о народах и странах, которые ему пришлось посетить в ходе путешествия. Это ценнейший источник знаний о регионе рубежа IX–X веков. И хотя Ибн Фадлан не был формальным главой посольства, он стал его лидером и выступал основным собеседником Алмуша, будущего эмира Джафара. И именно он составил книгу-отчет о путешествии в страну Булгар на Волгу. В ней Ибн Фадлан рассказал о разных народах, в том числе о русах. Более того, став свидетелем похорон богатого руса, он оставил подробное описание их жизни, к которому до сих пор обращаются исследователи скандинавской культуры. Не менее ценны и описания других народов, которых встретили путешественники на своем пути. Какие цели преследовали арабские дипломаты, отправляясь на Волгу? Какие интриги и опасности сопровождали эту дипломатическую миссию? Как складывались отношения Абасидского халифата, Хазарского каганата, государства огузов и Волжской Булгарии? Как арабское посольство повлияло на дальнейшую судьбу Волжской Булгарии? Об этом – лекция Хабарова.
Доклад руководителя клуба исторической реконструкции «Лейб-гвардии Преображенский полк, 1709», исследователя, автора книг по истории Северной войны Бориса Мегорского называется «Петр Великий на Волге: неизвестные страницы».
Директор и основатель научно-исследовательского проекта «Цифровая история», дважды лауреат просветительской премии «Знание» Егор Яковлев выступит с темой «Евгений Онегин на Волге». Кстати, Яковлев вот уже второй сезон читает курс по истории нацистских преступлений «Без срока давности» в институте истории СПбГУ.
Многоопытный казанский экскурсовод-методист, историк, краевед Екатерина Хабарова подготовила лекцию «Русский Шерлок Холмс: Аркадий Францевич Кошко и его расследования».
Доктор исторических наук, заместитель директора института истории СПбГУ Кирилл Назаренко предложит слушателям свое исследование «Горячие воды: Волжско-камская военная флотилия в годы Гражданской войны». Волга и Кама стали одним из очагов Гражданской войны в России. Именно здесь развернулось противостояние красных и белых речных флотилий, в действиях которых сплелись достижения военно-морской техники и народная смекалка. На капитанских мостиках речных пароходов, ставших боевыми кораблями, стояли такие легендарные люди, как матрос Николай Григорьевич Маркин (до того помогавший Троцкому овладеть ключами от сейфов с секретными договорами в Министерстве иностранных дел), Федор Федорович Ильин (Раскольников) – большевик, лейтенант дореволюционного флота, один из лидеров революционного Кронштадта в 1917 г., Лариса Михайловна Рейснер – «валькирия революции» и прототип женщины-комиссара из пьесы «Оптимистическая трагедия».
Ей противостояла сначала речная флотилия Комуча во главе с мичманом Георгием Александровичем Мейрером, которого сменил капитан 1-го ранга Георгий Карлович Старк, в будущем - последний командир белой Сибирской флотилии, уведший ее на Филиппины.
На Волге родилось словосочетание «баржа смерти», вышедшее из-под пера Л.М. Рейснер, которое потом зажило своей жизнью и стало одним из архетипических мифов Гражданской войны. На Волге в составе красной Волжской флотилии действовал речной авианосец, на фото – пароход «Ваня-коммунист» этой флотилии.
Следом за Назаренко выступит военный историк, исследователь криминальных традиций зарубежных стран Григорий Прядко. Его лекция называется «Сталинград глазами итальянцев».
Зачем сын императора купил у Репина «Бурлаков на Волге»?
Расписание фестиваля-лектория 6 октября.
С 11:00 до 12:00 - встреча гостей. Интерактивные выставки.
С 11:15 до 11:45 - виртуальная экскурсия «Казанские зарисовки» (малый зал).
В 12:00 - открытие фестивального дня. Выступят следующие спикеры:
историк, преподаватель Анастасия Кругликова. Тема - «Бурлаки на Волге» Ильи Репина: исторический разбор». Узнаем ответы на вопросы, какими были условия жизни русских бурлаков XIX века? Как среди них оказался молодой художник, не любивший даже лишний раз из дома выходить? Тем более что был тогда беден и не мог себе позволить путешествия. Почему бурлаки считали, что Репин уговаривает их продать душу антихристу? За что «травили» получившую впоследствии мировую известность картину, несмотря на то, что «Бурлаков на Волге» еще на этапе эскиза выкупил сын императора, Великий князь Владимир Александрович (кстати, а зачем ему это понадобилось?)? Из рассказа Кругликовой также узнаем, как целое лето Репин купался в Волге и общался с простыми мужиками, а еще о том, как передвижники изменили русское искусство, а отчасти и всю русскую историю.
Профессор филологии Казанского федерального университета, заведующая казанским музеем Л.Н. Толстого Лия Бушканец выступит на тему «Бесприданница». Исторический разбор». Островский написал несколько пьес, которые объединил в «волжский цикл». И это не случайно, как не случайны волжские картины Левитана и Репина и вообще размышления о Волге во второй половине XIX века.
В 1878 году А.Н. Островский написал пьесу «Бесприданница», действие которой начинается над Волгой. По ней идут пароходы, баржи, дощаники, плоты: это живая река. Название города придумано Островским, но, как говорили старые волжские капитаны, города с мужским названием стоят на Волге в основном на правом берегу, а с женским – на левом. Вот и здесь действие происходит на высоком берегу, на обрыве, а напротив - волжские заливные луга, прекрасные дали, пахнет сеном, травами... Это вольная Волга. Но города на средней и верхней Волге – купеческие, старообрядческие, с суровым бытом. И хотя новое появляется в этой замкнутой аскетичной жизни (кофейня, купцы пьют шампанское по утрам, ездят в Москву, Петербург, Париж, в семье Огудаловых принимают гостей и поют романсы), все это кажется странным и чужим. Хотя уже появляются не только ярмарки и торговые площади, но и набережные, и городские бульвары, чаще на высоком обрыве над рекой, откуда героиня в бинокль смотрит на Волгу. Так две Волги – вольная и торговая – спорят друг с другом в пьесе и в душах людей, и без этого контекста не понятно, что происходит с героями и с Россией.
Затем слово возьмет военный историк, издатель Григорий Пернавский, который прочтет лекцию «Волга-Волга». Исторический разбор». Многие исследователи кино считают, что создатель картины Григорий Александров вдохновлялся «Аталантой», снятой французом Жаном Виго в 1934 году. В том числе именно «Аталанта» определила жанр «Волги-Волги» – роуд-муви по речным просторам России. Лектор обещает дать ответ на вопрос, что общего между «Титаником» Кэмерона и «Волгой-Волгой» Григория Александрова.
Преподаватель СГСПУ, краевед, автор статей о голоде в Поволжье и Гражданской войне в России Григорий Циденков прочтет лекцию «Голодающим Поволжья»: борьба с голодом в начале 1920-х годов. Правда и мифы».
Тема лекции кандидата исторических наук, заведующего музеем «Шалаш В.И. Ленина», СПб ГБУК «Историко-культурный музейный комплекс в Разливе» Вячеслава Самоходкина - «Два будущих вождя: Керенский и Ленин в Ульяновске».
Эксклюзивно и виртуально
Помимо лектория гостей фестиваля ждут виртуальные экскурсии, коллекция колоризованных снимков старой Казани, музейные выставки и экспозиции казанских реконструкторов.
В частности, будет работать стенд проекта «Языков много, Победа – одна» от Музея-мемориала Великой Отечественной войны, где представят плакаты, листовки и газеты периода ВОВ на языках народов СССР. В том числе листовки фронтовых политуправлений на языках народов СССР, которые стали издаваться с осени 1942 года. Именно в это время, когда гремели бои за Сталинград и Кавказ, произошел настоящий перелом в национальной политике в Красной Армии. Стало очевидно, что обращение к бойцам и командирам на родных для них языках существенно повышает боевой дух и дает для не знающих русского языка бойцов понимание истинных целей нацизма по отношению к народам Советского Союза. До Казани эту выставку представляли в Общественной палате РФ в Москве, она экспонировалась в Мемориальном музее антияпонской войны китайского народа в Пекине. Экскурс в историю языковой и национальной политики в годы Великой Отечественной войны проведет автор концепции старший научный сотрудник Музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казани Рустам Ханнанов.
Также гости фестиваля-лектория «Цифровой истории» в Казани смогут виртуально прогуляться по старой столице Татарстана. Известный казанский краевед Георгий Цыпцын много лет занимается колоризацией старинных фотографий, он создал уникальную коллекцию коллоризованных версий оригинальных фотографий старой Казани конца XIX - начала XX веков. Посетители виртуальной выставки узнают, как выглядела Казань 100 лет назад, как она менялась на протяжении десятилетий.
Фестиваль-лекторий пройдет 5 и 6 октября в большом конференц-зале «Гранд отеля Казань». Событие будет транслироваться онлайн на платформах «ВКонтакте», RuTube и YouTube. Мероприятие проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Автор материала: Ольга Юхновская