Найти в Дзене
Фотоклуб

КУДА ПРИВОДИТ ДЕТСТВО

Ирина Миронова: г. р. 1963, фотограф, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, основатель и бессменный руководитель детской фотошколы «Эдельвейс» Дома детского творчества им. В. Дубинина города Новосибирска. Живет и работает в Новосибирске. В октябре 2024 года фотошколе «Эдельвейс» – 35 лет. Ирина Олеговна Миронова решила использовать юбилей как повод не просто рассказать, а показать ученикам, что такое история, традиция, связь поколений. Ее детище – это открытая книга, по которой можно учиться искусству фотопедагогики. Среди многочисленных фотошкол Новосибирска «Эдельвейс» – самая долгоиграющая, многонаселенная и статусная структура. Она берет победы на всех фотоконкурсах, включая самые солидные из них. В международном «No Frames-24» 13 учеников Ирины Мироновой стали победителями. В Кубке России по детской и молодежной фотографии-24 ровно дюжина эдельвейсиков получила дипломы лауреатов плюс третье общекомандное место среди детских фотоклубов. А самая

Ирина Миронова: г. р. 1963, фотограф, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, основатель и бессменный руководитель детской фотошколы «Эдельвейс» Дома детского творчества им. В. Дубинина города Новосибирска. Живет и работает в Новосибирске.

В октябре 2024 года фотошколе «Эдельвейс» – 35 лет. Ирина Олеговна Миронова решила использовать юбилей как повод не просто рассказать, а показать ученикам, что такое история, традиция, связь поколений. Ее детище – это открытая книга, по которой можно учиться искусству фотопедагогики.

Среди многочисленных фотошкол Новосибирска «Эдельвейс» – самая долгоиграющая, многонаселенная и статусная структура. Она берет победы на всех фотоконкурсах, включая самые солидные из них. В международном «No Frames-24» 13 учеников Ирины Мироновой стали победителями. В Кубке России по детской и молодежной фотографии-24 ровно дюжина эдельвейсиков получила дипломы лауреатов плюс третье общекомандное место среди детских фотоклубов. А самая значимая победа – Кубок мира Международной Федерации Фотоискусства. Дмитрий Ендальцев и Мария Кончакова оказались в десятке российских фотографов, вошедшей в состав молодежной сборной РФ в Международной Федерации Фотоискусства (FIAP) под эгидой Ассоциации фотографов «Евразия».

Ирина Миронова и фотошкола "Эдельвейс"
Ирина Миронова и фотошкола "Эдельвейс"

«Эдельвейс» на протяжении 15 лет, привлекая участников города и области, проводит и свой собственный конкурс ­– «Рисую светом». В этом названии – главный постулат фотографа и напоминание, какой аспект в этом деле главный. В сердце он тоже главный. Ленинский район, улочка Петропавловская, поднимаешься по винтовой лестнице советских времен на второй этаж и попадаешь в королевство красивых зеркал, где два десятка подростков отсвечивают отраженным светом педагога, погружающего в увлекательную стихию творчества.

Фотосессия с педагогом. Фото автора
Фотосессия с педагогом. Фото автора

Комсомолка, спортсменка, красавица – это точно про Ирину Олеговну. Конечно, кое-что со временем было утрачено, например, комсомол. Частично утрачено и здоровье, сломленное тяжелой камерой в трудах праведных. Ирина Олеговна побила все рекорды популярности – на протяжении многих лет ее приглашают школьным фотографом и забрасывают заказами. Гонку решено прекратить, опыт накопился колоссальный, есть что передавать ученикам, в том числе подработку. Но главное – учить их тому, что репортажные снимки непредсказуемой реальности неизмеримо ценнее дежурных улыбок и заученных поз.

Еще в детстве она усвоила, как весело разглядывать такие карточки. Каждое лето ездила в Бийск, где ее ждала не только бабушка. Елена Александровна едва просыпалась, а у Иришки уже сверкали пятки. Она приручила дворовых пацанов, и они с радостью терпели ее приказной тон, как и выброшенные в урну сигареты. Ведь это была не просто девчонка, а загляденье просто! А еще у нее была «Смена-8М», и она время от времени показывала друзьям чудеса остановившихся мгновений. Но это если бабушка даст денег на печать.

Ей всегда было комфортно среди мальчишек, а их было большинство в первых наборах фотошколы. Ученики тоже всегда ее слушались, правда, от приказного тона Ирина Олеговна избавилась, даже не заметив, как это произошло. С подопечными надо бережно, сознавая, как устроен хрупкий организм юного эдельвейса. Беззащитной нежностью краснокнижного цветка посчастливилось любоваться во время похода по горам Алтая, он и дал название фотошколе. Но до этого надо было получить более серьезные, чем в дворовой компании, практические навыки.

Локация базы "Янтарь". Фото Ирины Мироновой
Локация базы "Янтарь". Фото Ирины Мироновой

Это с лихвой осуществилось в заводской типографии и многотиражной газете при ней. А там опять мужской коллектив с его готовностью объяснять, помогать, поддерживать в любое время суток. В голодные годы постперестроечной эпохи она со своими парнями ездила на заработки в сельские школы, которым в диковинку было получить коллективный портрет класса на глянцевой бумаге. С зарплатой на заводе совсем стало туго, она шла по улице, размышляла о судьбе неприкаянной души, по дороге заскочила погреться в Дом пионеров им. Володи Дубинина, а не возьмете ли меня вести фотокружок. Это и было начало фотошколы «Эдельвейс».

Через три года родилась вымечтанная дочь Алёна. Она выросла в этих стенах, раньше всех эдельвейсов научилась заправлять пленку в бачок и не боялась темной комнаты, потому что с фотолабораторией было связано всё самое приятное и таинственное. Правда, была не в восторге от зимних вылазок и, вступив в сознательно-подростковый возраст, взмолилась: «Мама! Ну не покупай ты мне лыжный костюм, купи лучше ботфорты!» А студийная тема зашла ей сразу. Теперь она воспитывает двоих детишек, попутно успевая заниматься интерьерной съемкой ресторанов. Такая же красавица, как и мама.

Портрет дочери Алёны. Фото Ирины Мироновой
Портрет дочери Алёны. Фото Ирины Мироновой

Девчонки, что приходят в фотошколу, как правило, тоже не увлечены спортом. Все поголовно хотят быть моделями, а Ирина Олеговна всех поголовно поставила на лыжи. Руководитель турклуба «Ирбис» Владимир Фастовец с ранних лет пристрастил ее к «Звездным походам», а она пристрастила к ним учеников, научила любить приключения. Самое незабываемое из них – восьмикилометровая вылазка от станции «Береговая» до лесной заимки с просушкой лыж, обогревом у деревенской печки и ночевкой на нарах, вплотную друг к дружке. Ирина Олеговна в восторге: «Такая тусня всегда была мне в радость. Среди взрослых не всегда найдешь подходящую компанию. А с детьми хоть на край света!»

На следующий день ударил мороз за тридцатник, им по-хорошему предлагали остаться и переждать непогоду, но связи с домом не было, родители бы сошли с ума. На свой страх и риск лыжники двинулись в обратный путь, а на сопке, с которой надо было спускаться лесенкой, медленно и осторожно, самый бедовый лыжник заканючил: «Ирина Олеговна», я, кажется, всё хозяйство себе отморозил!» Согрели его всем, чем смогли поделиться, и, самое смешное, обложили закоченевшую спину газетами, которые остались от растопки...

Зато сейчас она на десять рядов проверяет, всё ли необходимое предусмотрели дети для вылазки в лес. Не устает объяснять, как нужно одеваться на съемку, как действовать в экстремальных ситуациях. А главное, зачем им это нужно. Вести за собой, во всех смыслах этого слова – это педагогическое правило остается самым действенным.

То они в новогодние каникулы находят праздничную локацию, наряжаются дедом Морозом и Снегурочкой, катаются в санях, скачут с камерой вокруг ёлки. То в осенний денек едут в заброшенный санаторий снимать фотоисторию про пионеров. «Нужно сделать свое тело сильным и выносливым, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при длительных фотосьемках. И вот мы на занятии в фитнес клубе!» – сообщает Ирина Олеговна на странице фотошколы в ВК.

Эдельвейсы в походе "Дорога жизни". Фото Дмитрия Ендальцева
Эдельвейсы в походе "Дорога жизни". Фото Дмитрия Ендальцева

Во всероссийском движении «Пять вёрст», в посвященном 70-летию снятия блокады Ленинграда лыжном походе «Дорога жизни», в эстафетах Ленинского района, в регулярных турслетах на поляне за Академгородком эдельвейсы не просто участвуют, а успевают ловить динамичные кадры. Всё лето Ирина Олеговна, оттачивая здоровый образу жизни, бодро вышагивала с палками по дендропарку в группе скандинавочек, как она их любовно называет. А толпа юных фотографов фиксировала длительную прогулку во всех ракурсах, вызвав неподдельное восхищение спортсменок, ставших поклонницами их творчества. У них самих и дети, и внуки, но никто не проявлял такого внимания к их занятиям.

– Потому мы и побеждаем во всех фотоконкурсах, что не в тепле сидим, а ищем события, с которых получаются интересные репортажные кадры, – анализирует Ирина Олеговна свою стезю. – Идея приобщать юное поколение к спорту не нова, особенно для фототуриста со стажем. Но моя образовательная программа предполагает в равной мере учебные и воспитательные задачи. Самое простое – научить фотографировать, а миссия в том, чтобы воспитать детей умными, активными, любознательными, внимательными и честными людьми.

Сережа Фальшин и Саша Устюжанин, 1998-й год. Фото Ирины Мироновой
Сережа Фальшин и Саша Устюжанин, 1998-й год. Фото Ирины Мироновой

Результаты своих усилий она наблюдает год за годом, поддерживая связь с выпускниками фотошколы. Особенно они любят вспоминать открытый урок для родителей, год 1998-й. Тогда каждый из ребят приготовил доклад о том, как фотографические навыки необходимы в других профессиях, насколько важна для успешного человека визуальная культура. Тем самым они, будем так считать, запрограммировали себя на долгое и плодотворное сотрудничество с фотоапаратом.

Так, Сергей Фальшин рос в Затоне, катал эдельвейсов на лодке по рукавам и протокам Оби, а Ирина Олеговна показывала приемы съемки движения на воде. Тем же летом она организовала ребятам экскурсию в Толмачево, и там в кабине самолета-тренажера Сергей был взбудоражен количеством рычагов и кнопок. В результате он связал свою профессию с воздухом, а в качестве хобби оставил воду. Работает в том же Толмачево начальником участка технического обслуживания воздушных судов, а в оставшееся время является капитаном собственной яхты «Лиса», которая побеждает на всех парусных регатах. Не ограничиваясь Обским морем, ходит по всему мировому океану, фотографии которого издаются в кругосветных журналах. Снимает на «Nikon 200 d».

Александр Устюжанин был самым внимательным и пытливым учеником. Его тянуло философствовать на взрослые темы, приправив их, как заметила Ирина Олеговна, «юмором в духе Ширвиндта». Выучился на психолога и теперь проводит образовательные проекты в экзотических местах земного шара, фотографиями которых заманивает в свои сети. А вот кадры с тренингов предназначает только для внутреннего использования, сохраняя тайну клиента. Снимает на айфон с перископной камерой.

Катамаран Кати Лавриной (в центре), последняя модель. В первом ряду (справа налево): Александр Устюжанин, Ирина Миронова, Сергей Фальшин, 2024-й год. Фото автора
Катамаран Кати Лавриной (в центре), последняя модель. В первом ряду (справа налево): Александр Устюжанин, Ирина Миронова, Сергей Фальшин, 2024-й год. Фото автора

Катю Лаврину из того же звездного выпуска конца прошлого века всем коллективом спасали от трудного детства. Накатавшись на Сережкиной лодке, она загорелась идеей собственноручно соорудить катамаран. В ход пошли бутылки, коими был устлано побережье. «Всё Обское море подтрунивало над ней, когда она спустила свою первую посудину на воду», – усмехается Ирина Олеговна. Но Катя не унималась. Она построила катамаран под названием «Конь дикий-1», по ассоциации со знаменитой «Кон-Тики», затем «Конь дикий-2», наконец, доросла до такого уровня, что бывалые моряки склонили головы. Причалив на своем плавсредстве к дикому острову, иронично прозванному Тайвань, она всё лето живет на природе, принимая бесконечных гостей и потчуя их байками собственного сочинения. Снимает на крохотную мыльницу, умещающуюся в нагрудном чехольчике.

Встреча на острове Тайвань, 2024-й год. Слева напоаво: Ирина Миронова, Катя Лаврина, ученики  фотошколы "Эдельвейс".Фото автора
Встреча на острове Тайвань, 2024-й год. Слева напоаво: Ирина Миронова, Катя Лаврина, ученики фотошколы "Эдельвейс".Фото автора

И вот эта троица, включая Ирину Олеговну, аккурат накануне юбилея совершает путешествие на яхте Сергея Фальшина в гости к Кате Лавриной. Со взрослыми обретаются юные эдельвейсы, постигающие опыт нестандартных решений. Катя встречает в длинном, до самого песка, заляпанном и роскошном кожаном плаще, подаренном приятелем по прозвищу Штирлиц, и, плавясь от упоения жизнью, знакомит со своими владениями: тайные тропы, баня с печкой, туалет, костровище, на котором шустрые мальчишки тут же принимаются жарить сосиски.

Познакомить и подружить учеников нынешних и бывших – еще одна идея Ирины Олеговны, достигшая апогея на юбилейном вечере «Куда приводит детство». Правда, выпускники не смогли приехать из Москвы и Питера, Германии и Хорватии, но и для местных едва хватило места в просторном помещении фотошколы, а ведь среди них сформировались настоящие династии фотографов – выросшие выпускники приводят к Ирине Олеговне своих детей. Самым младшим постелили коврик в уголке фотостудии, где можно было поваляться и подурачиться, пока гости обнимались и били друг друга по спине.

Встреча "Куда приводит детство", 2024-й год. Справа внук Илья и его мама, рядом автор этих строк, слева Ирина  Миронова и Александр Климашин. Фото Макара Воробьева
Встреча "Куда приводит детство", 2024-й год. Справа внук Илья и его мама, рядом автор этих строк, слева Ирина Миронова и Александр Климашин. Фото Макара Воробьева

Перелистывали огромные альбомы, где хранится вся информация о эдельвейсах начиная с первого года обучения. Здесь и фотоопыты в хронологическом порядке, и эссе на тему «фотография в моей жизни», и пожелтевшие вырезки из СМИ, например, публикация «Вечернего Новосибирска»: фоторепортаж из собачьего приюта и зарисовка об его авторе. Ныне Александр Климашин – успешный коммерческий фотограф, специализирующийся на семейной и свадебной съемке. И вот он поведал собравшимся некие секреты постановки света и показал нереально фантастические кадры с обычной прогулки по вечернему Н-ску.

А тогда ребята зарабатывали гонорарами, на которые приобретали пленку и бумагу. Первый цифровой фотоаппарат появился у них в 2002-м, а сначала была темная комната, красный фонарь, запах фиксажа, треск глянцевателя, тихий смех, хруст баранок, сердитый шепот «не кроши в кювету!» Можно было засиживаться допоздна, никто не регламентировал часы пребывания здесь, наоборот, только бы не слонялись по подвалам. И вот их шедевры выплыли из прошлого века, когда даже слова «фотошоп» не знали, и оформились в выставку фантазий, навеянных педагогом: наложения кадров, световая кисть, длинная выдержка, художественный смаз, контровой свет… Нынешние эдельвейсы гадают, как удалось заснять сталагмиты неземной красоты, Катя Лаврина с важным видом рассказывает свою самую смешную историю:

– В лыжном походе ничего интересного снять не удалось, я возвращаюсь замерзшая, злая, а тут подвернулся мне этот пейзаж. На фотоконкурсе «Экспресс-99» он занял первое место, и жюри спрашивает меня, как я это сделала. Иду я, говорю, по льду реки, вижу, рыбаки пробуравливают лунки. А мороз – сорок градусов, под моей тяжестью лед продавливается, вода выскакивает из лунок и тут же замерзает, на лодочной станции горит фонарь и подсвечивает эти сосульки. Заливаю я им эту дичь, они с умным видом кивают, и тут до меня начинает доходить, что они мне верят!

"Полярная быль", 1999 год. Фото Кати Лавриной
"Полярная быль", 1999 год. Фото Кати Лавриной

Ребята тоже верят. Всамделишная версия гораздо прозаичнее, ее, может быть, даже и не надо. Шла Катя поздним вечером по парку, на задворках которого располагалась деревянная будка туалета с тусклой лампочкой и свисающими с низенькой крыши сосульками. Злая Катя бросила лыжи, в сердцах пообломала сосульки, повтыкала их в снег аккурат напротив лампочки, нажала на спуск окоченевшими пальцами. И получился еще один урок, который преподает Ирина Олеговна, – как лететь с Земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар, а сказку сделать былью. Повзрослевшие фотографы запираются с младшими в темной комнате и погружают их в колдовство, с которого у них самих всё и началось, – в процесс изготовления фотограммы. У Ирины Олеговны загодя припасены для этого необходимые материалы, а точнее бракованные химикаты, оставшиеся еще с заводских времен.

Ветренный день на базе, в центре Ирина Миронова, 2023-й год. Фото автора
Ветренный день на базе, в центре Ирина Миронова, 2023-й год. Фото автора

Удивительно было видеть столько счастливых людей в одном месте. Им ничто не мешает делать то, что они хотят. «А что может нам помешать?» – пожал плечами Сергей Фальшин. Ну как что. Например, бюрократизация всего и вся, неотъемлемая от системы дополнительного образования. Ирина Олеговна стоически претерпевает бумажную волокиту, но главенствует в ее позитивном настрое, в отличие от общеобразовательной школы, возможность общаться с учениками согласно своему внутреннему канону. Ничто не мешает любить детей, правда.

Обостренное ощущение скоротечности бытия ускоряет ритм жизни. Понимание того, что впереди осталось меньше, чем позади, заставляет искать и жадно вбирать новые впечатления. Опыт помогает выбрать нестандартный маршрут, отличить паттерны от уникальности, разглядеть чудо в повседневности. Каждый раз ищешь способы, как вытащить детей из виртуального омута, открыть им глаза на красоту реальности. «Два часа я провел в телефоне. А когда оторвался от него, то понял, как это скучно», – сделал открытие Макар Воробьев, снимаюший регату Обского моря с борта яхты «Лиса».

Фотосессия на базе. Фото Кати Филатовой
Фотосессия на базе. Фото Кати Филатовой

Подростки не всегда отдают себе отчет, что стоит за безупречно организованным фотоинтенсивом. Подготовка, расстановка и прочая раскадровка остаются за пределами их забот. Роль педагога в своей жизни они оценят много позже, а пока с готовностью принимают его идеи. И тогда появляются такие, как у Кати Филатовой, впечатления о летней профильной смене на шале «Янтарь» под кодовым словом «база», где она училась не только фотографировать: «Даже небо плачет, когда нам надо уезжать. Ведь многим не хватает именно этого, чтобы тебя обняли просто так, потому что ты есть, когда ты рассказываешь, что же произошло сегодня и по смеху понимаешь, что тебя слушают, люди смеются, потому что смешно, а не потому, что ты какой-то не такой… Душевные песни у костра, где каждый говорит тебе теплые слова, как и ты, вызывая слезы счастья… Если у меня спросят, какое мое любимое место в мире, я смогу с лёгкостью сказать — база. Ведь база— это место где отдыхает душа и где она раскрывается по-новому, даже для себя самого».

Перечитывая эссе своих учеников, прежних и нынешних, Ирина Олеговна прикрывает глаза и отправляется в счастливое путешествие по волнам своей памяти.

Яна Колесинская

Октябрь 2024