Найти тему
Суворов А.В. в боях.

Второе сражение под Туртукаем(стой тут конь) от 17июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть2.

Часть2 (окончание)

«Какой позор! Все оробели, лица не те!» из письма Суворова Салтыкову

Тяжелое сражение едва не ставшее поражением нашего генерала, где главный редут переходил из рук в руки и чаша весов (победы или поражения) 12 часов склонялась то в одну, то в другую сторону.

Наступление началось артиллерийской подготовкой с нашего берега по разведанным целям на турецком берегу с редутов из крепостных орудий. Противник отвечал, но был отогнан от берега понеся потери. Переправившийся на больших лодках авангард премьер-майора Ребока быстро построившись колонной в 6 шеренг решительно атаковал правый фланг позиции турок опиравшейся на береговой редут. За его колонной уже высаживались основные силы:2-е и 3-е каре (1400 чел.) под общей командой п-ка Батурина, следом переправлялось 3-е каре Мещерского и казаки с арнаутами. Форсирование Дуная русскими войсками шло очень быстро. Ночная тьма помогала русским.

1-й этап боя (красным обозначены русские войска, зеленым турецкие)
1-й этап боя (красным обозначены русские войска, зеленым турецкие)
2-й этап боя
2-й этап боя

Тем временем гренадеры (360 чел.) Ребока выбили басурман из берегового редута и без остановки, преодолевая пересеченную местность, атаковали их лагерь находившийся далее на высотах. Стремительность и сила натиска русских не позволили туркам удержать лагерь и они отступили в большой редут с 4 орудиями, находившийся у северной окраины сгоревшего Туртукая. «Майор Ребок, будучи всегда впереди с авангардом и стрелками, тотчас оных (турок) одной только ружейною стрельбою принудил оставить лежащий на сей высоте лагерь»… писал Суворов. В хорошо укрепленном валами и рвами большом редуте находился сам турецкий командующий двухбунчужный Физулла-Сары-паша и второй Даслан-паша с основной частью своих войск. Несмотря на опустившуюся ночь, турками был открыт из редута буквально ураганный огонь, который остановил наступающих солдат майора Ребока.

3-й этап боя
3-й этап боя

. На гренадер преодолевших 1 из 2 оврагов отделявших их от редута была произведена сильная контратака. Отразив ее наши солдаты, преодолев ров и вал, сумели выбить из редута неприятеля, но удержать его не смогли и турки мощным контрударом ведомые своими храбрыми генералами: Физуллой-Сары-пашой и его заместителем Даслан-пашей выбили измотанных боем солдат майора Ребока и вернули себе редут.

4-й этап боя
4-й этап боя

Произошла заминка нашего наступления, так как основная часть наших войск (1-е каре п-ка Батурина и 2-е каре майора Мелина) расположившись на высотах вне досягаемости огня турок просто стояли в нарушение диспозиции боя оставив авангард сражавшегося майора Ребока без поддержки. Это бездействие стало угрожающим и реальность поражения нависла над русскими войсками. Мучимый приступами лихорадки Суворов прибывший с карабинерами 3-го каре князя Мещерского ,оставаясь в неведении (Батурин молчал) и не видя в темноте поля , но по шуму боя догадался о том, что происходит и пришел от этого в ярость. Слабость генерала была столь сильна, что ходил он с поддержкой под плечи двумя солдатами, а приказы отдавал шепотом через адьютанта. Только его вмешательство изменило угрожающую для наших войск ситуацию. Немедленно было приказано первому и второму каре вступить в бой и поддержать Ребока. Удар подкрепления в 1400 человек переломил ситуацию и положение стало выправляться. Турки и в темноте дрались героически, гибли, но не отступали. В бою за редут погиб их командующий Физулла-Сары-паша и выбыл из строя тяжело раненный Даслан-паша. Бой за редут шел несколько часов до рассвета закончившийся страшной рукопашной холодным оружием. Все же туркам(лишившимся главных командиров) пришлось отойти в свой нижний лагерь (находившийся в километре от большого редута). Однако перегруппировавшись басурмане вновь яростно атаковали потерянный ими большой редут и одновременно нанесли 2-й удар вдоль берега Дуная с целью отрезать наши войска от реки и лишить их возможности переправы.

-5

Предугадывая действия противника, Суворов приказывает срочно переправиться части кавалерии Ингерманландского карабинерного полка под командой подполковника Шемякина с 2 пушками и 160 казакам Леонова. Тем не менее туркам не удалось предотвратить их переправу, ружейным огнем и картечными пушечными выстрелами правоверные были отогнаны. Это подкрепление сыграло важную роль и в отражении сильной атаки турок на большой редут и особенно заметную роль довелось исполнить прибывшим 2 пушкам картечные выстрелы которых внесли страшное опустошение в рядах атакующих басурман. В конечном итоге противник стал отходить к своему нижнему лагерю, но и это не помогло: «….господин полковник Шемякин и с ним майор Колычев, тотчас врубясь в неприятеля, совсем обратил в самое беспорядочное бегство….» отметил в реляции Салтыкову Суворов. Кавалерия карабинеров Ингерманландского полка и казаки полковника Леонова рубя бегущих в панике турок ворвались в нижний лагерь, оборона которого тот час рухнула (хотя в нем было 9 пушек). Разгром был полный. А потерявшее мужество войско басурман бежало в сторону рущукской дороги. До 5 верст наша конница гнала врага, убивая всех, кого удавалось догнать. Тяжелый бой длившийся более 12 часов наконец закончился. Потери турок по разным оценкам были от 600 до 800 человек. Суворов отметил, что только в главном редуте осталось более 300 тел. Их командующий был убит в этом редуте, заколот ординарцем Суворова сержантом Горшковым, который, кроме того сумел убить еще троих. Второй турецкий генерал, Даслан-паша тоже был ранен пулею в грудь. Конечно, бегство сильно умножило потери противника. Также враг потерял 14 пушек с боеприпасами и 25 судов речной флотилии, 9 из которых были полностью загружены запасами продовольствия. Потери наших войск простирались до 200 человек, 8 офицеров получили ранения.

Надо заметить, что по оценке самого Суворова : «..как мог я сам приметить, то оных(турок) было от трех до четырех тысяч…». Численность принявших непосредственно участие в бою русских около 2600 пехоты и конницы. Это сражение, в отличии от предыдущего длившегося 4 часа, длилось втрое дольше и это при сопоставимой численности русских и турецких войск, что говорит об упорстве противника и грамотном командовании. В своей реляции Суворов не упоминает п-ка Батурина, который своим бездействием едва не привел всю операцию к провалу, но привел к существенному увеличению потерь личного состава с нашей стороны. Трусливость ли, глупость ли тому причиной теперь уж не узнать, но фактом остается прямое нарушение этим офицером диспозиции боя, которую он знал также, как и все офицеры участвовавшие в этом сражении, и его прямой обязанностью было ей следовать. На самого же Александра Васильевича атмосфера боя подействовала «энергически» так, что к концу он уже вполне бодро сам садился на лошадь и лихорадка отступила.

Ряд решений Суворова позволил разбить турецкие войска, а именно:

1. Использование темного времени суток мешавшего противнику оценить численность атакующих и ведению прицельной стрельбы. Приказ в темноте не открывать с лодок ответного огня не позволил врагу стрелять ориентируясь в темноте на вспышки ружейных выстрелов, а пальба наугад была безрезультатна.

2. Усиленная артподготовка с нашего берега для прикрытия переправы своих войск.

3.Приказ на прикрытие флангов не только самого десанта казаками и арнаутами, но и казаками полков Леонова и Касперова на своем берегу, что не давало противнику возможности, форсировав Дунай, внезапного удара во фланг.

4.Назначение лучшего командира на острие атаки (примьер-майор Ребок).

5. Принятие личного участия в сражении позволившее вовремя вмешаться и пресечь преступную бездеятельность п-ка Батурина поставившего наши войска на грань поражения.

6. своевременный приказ о переправе дополнительных сил (резерва) в корне переломивший ситуацию на поле боя.

7. Приказ на преследование бегущего врага, но с ограничением «не далее 5 верст» дабы не подвергать свою малочисленную конницу риску разгрома на полностью контролируемой турками территории.

8. Надо отметить тщательное ведение разведки, а также изощренные «театральные представления» имитирующие начало атаки с большим шумом, отчаливанием лодок, гиканьем и пальбой. Знатоки сего действа, казаки, имея задачей уточнения численности неприятеля, проводили подобные вещи мастерски, даже с куражом, заставляя басурман принимать сие за чистую монету и поднимать войска по тревоге.

Конечно, роль турецкой стороны, тоже значительна. Отсиживание в «подлой обороне» не может дать победы, а мощной атаки на высаживающийся русский десант организовано не было. Лишь когда их генерал Физулла-Сары-паша стал энергично контратаковать наступление русских застопорилось. Однако время было упущено и вместо атаки на стоявшие в бездействии каре Батурина или Мелина турки вернув себе главный редут дальше не пошли и дав Суворову время упустили инициативу. С атакой вдоль берега тоже запоздали. Результат предсказуемо печальный для басурман.

Источники: Суворов А.В. Письма, Суворов А.В. Документы,том1,М.1949г., А.Петров Война России с Турцией и польскими конфедератами 1769-1774г.СПб,1874г.

Часть1 можно найти по названию: Второе сражение под Туртукаем(стой тут конь) от 17июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть1.

-6
-7