Найти тему

От тюрьмы до доходного дома

Строительство доходных домов в Петербурге в конце позапрошлого и начале прошлого века было для столичных архитекторов наверняка занятием наиболее прибыльным. При постоянно растущем спросе даже если стоимость отдельной работы, по каким-то причинам, была относительно невелика, это с лихвой компенсировалось количеством заказов. Большинство самых известных зодчих того времени сделали себе имя именно на этом рынке. И даже те, кто в силу своих служебных обязанностей, был весьма далек от доходного строительства, попробовали свои силы в этой сфере. Допустим Антоний Осипович Томишко – архитектор… Главного тюремного управления МВД.

 

Свой первый и единственных доходный дом Антоний Осипович построил в 1894-м на второй линии Васильевского острова в двух шагах от Императорской Академии художеств. Собственно говоря и сам заказ бал связан с «академической» стороной карьеры Томишко. В те годы 43-летний выходец из чешских Пардубиц был уже уважаемым академиком, профессором, преподавателем и руководителем собственной мастерской художественного училища в стенах Академии. Полагаю именно там Антоний Осипович познакомился и со своим заказчиком - художником-декоратором Сергеем Ивановичем Садиковым. Будучи выпускником известного Училища технического рисования барона Штиглица, после его окончания он продолжил образование в Академии Художеств, где Томишко преподавал. Вообще Сергей Иванович был довольно успешным специалистом по росписям интерьеров активно работая над оформлением как православных храмов, так и частных особняков. Заказов у него было много и заказов весьма прибыльных. В частности еще в 80-е он занимался реставрацией интерьеров Петропавловского собора. При этом Петербургом его работа не ограничивалась. Активная практика вполне позволяла Садикову обзавестись собственным доходным домом в столице, хотя его предложение заняться проектом именно Томишко, да и само согласие «тюремного архитектора» на эту работу, оставляет много вопросов на которые мы ответов наверное уже никогда не узнаем. Простого знакомства тут было маловато, но тем не менее Садиков предложил, а Томишко согласился… 

 

Поскольку Антоний Осипович вообще не имел опыта доходного строительства велосипед он изобретать не стал. Его проект - добротная и довольно типичная Петербургская эклектика с двумя симметричными эркерами самых дорогих этажей и центральной аркой для въезда во двор. Декор фасада Томишко сделал не перегружая его модными тогда лепными украшениями. На этом сдержанном фоне, своеобразным акцентом служат оригинальные металлические ограждения, которые выглядят изящно и действительно привлекают внимание.

Парадные тоже можно назвать типовыми – высокий подъем длинного холла, арочные своды, большие окна, просторные площадки, деление этажей в зависимости от размера и стоимости квартир…

-2

-3

-4

-5

-6

-7

Декор опять минимален и очень тактичен. К стильным изыскам пожалуй можно отнести только рисунок лестничных ограждений и довольно дорогую напольную плитку с модным тогда приветствием на латыни.

-8

-9

-10

Конечно, от сотрудничества архитектора-академика и художника-декоратора можно было ожидать чего-то более оригинального, но судя по всему, как и в большинстве случаев на самом деле, снижение издержек и обеспечение максимально доходности были тут на первом месте. Хотя, по воспоминанием старожилов, собственная квартира Садикова в этом доме была декорирована без лишней скромности – роскошно и элегантно. Сергей Иванович переехал сюда через год после окончания строительства и вплоть до самой революции место жительства не менял, а сам дом, построенный Томишко, так и оставался его собственностью.

 

Безусловно среди работ Антония Осиповича Томишко этот дом далеко не на первом, и даже наверное не на втором месте. Самая известная работа Томишко – легендарная тюрьма «Кресты». По долгу службы он вообще специализировался на тюремных зданиях, изредка отвлекаясь на другие, но тоже «общественные» проекты. Хотя вот что интересно. Его судьба сложилась таким образом, что он на самом деле умудрился попробовать свои силы во всех возможных амплуа. Одной из первых его самостоятельных работ был… дворец – известная «Нижняя дача» для наследника престола в петергофском парке Александрия. Уже после постройки «Крестов» (заработав на этой постройке думаю весьма прилично) Антоний Осипович построил в Петербурге даже не доходный дом, а собственный особняк. А позднее, как видим, и в доходном строительстве попробовал свои силы. Хотя… в памяти потомков он так и остался строителем самой известной столичной тюрьмы. К сожалению ему суждена была короткая жизнь. Томишко умер в 1900-м не дожив до 50 лет. Вполне возможно он еще мог чем-то удивить почтенную публику. Просто не успел…

 

Такая вот история.