Г. Н. КУПРИН – к.т.н., действительный член НАНПБ, генеральный директор ООО НПО «СОПОТ»
В последние годы в связи с ростом террористической активности со стороны ряда недружественных стран произошла серия атак с возникновением взрывов и пожаров на приграничные объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. В результате этих атак (в Белгороде, Воронеже, Курске, на Крымском мосту и др.) возникли крупномасштабные пожары. Анализ методов борьбы с такими пожарами показал на необходимость корректировки существующей тактики вплоть до необходимости пересмотра всей системы организационных и тактико-технических мероприятий, принятых и длительное время применяемых в Российской Федерации.
Проблемы повышения эффективности методов и средств борьбы с пожарами нефтепродуктов как в Российской Федерации, так и во всем мире стояли перед специалистами уже много десятков лет. Так, например, в 60-70-ые годы ХХ века, в годы интенсивного развития авиационной промышленности, авиаперевозок, увеличения числа пассажиров гражданской авиации, достаточно остро стоял вопрос о необходимости создания в аэропортах СССР эффективных огнетушащих средств и систем.
Основной причиной постановки вопроса о наличии необходимого требуемого уровня противопожарной защиты аэропортов (аэродромов) была ухудшающаяся статистика авиационно-транспортных происшествий, связанных с послеаварийными пожарами на земле. Как правило, если при аварии воздушного судна на земле происходил пожар, даже в границах аэродрома, где должно находиться требуемое количество пожарных аэродромных автомобилей, то несмотря на их усилия по локализации и ликвидации пожара, самолет практически полностью сгорал и жертв от пожара не удавалось избежать.
Еще в 50-60-е годы прошлого столетия перед группой экспертов Международной организации гражданской авиации (ICAO) была поставлена задача разработать рекомендации по обеспечению противопожарной защиты соответствующего уровня для аэропортов любых категорий.
В основе этих требований, в первую очередь, лежала необходимость обеспечить высокую скорость пожаротушения в целях обеспечения минимального риска для жизни людей (пассажиров и экипажа) при их спасении с аварийного воздушного судна. Невыполнение требований ICAO в части, касающейся уровня противопожарной защиты, ставило под угрозу невключения аэропорта страны-члена ICAO в разряд международного уровня.
Исследования, проведенные во многих странах мира, в том числе в РФ, показали, что для успешного спасения людей из самолета, вокруг которого происходит горение топлива, необходимо обеспечить тушение разлитого после аварии топлива в пределах некой «критической площади» за время не более 1-2 минут. Эту задачу в то время выполнить было практически невозможно, но с появлением в 60-е годы ХХ века в США нового огнетушащего средства под названием Aqueous Film Forming Foam (AFFF) решение этой задачи, на первый взгляд, стало возможным. Компоненты AFFF стали активно внедряться не только внутри США, но и за рубежом. Многие страны мира были вынуждены покупать у фирмы 3М (США) пенообразователь AFFF в связи с необходимостью привести уровень противопожарной защиты аэропортов в соответствие с рекомендациями, а в дальнейшем и требованиями норм ICAO.