Поиск запасов нефти и газа юридическим лицом (компанией/предприятием) начинается после оформления всех документов, описанных в предыдущей статье. Открытые месторождения разрабатываются, запасы углеводородов на этих месторождениях уменьшаются и ухудшаются, поэтому собственники должны искать новые запасы, то есть восполнять извлеченные запасы новыми.
Большая часть нашей огромной страны, ещё при СССР, была охвачена площадными сейсмическими исследованиями низкой разрешенности, которые проводились за счет госбюджета.
По результатам этих сейсмический работ можно было оценить перспективу того или иного района исследований и предположить, что в данном районе существуют ловушки для углеводородов. Но степень достоверности этого утверждения была крайне мала. На основании этих исследований была создана карта перспективных участков, которые предлагались (и предлагаются до сих пор) для заинтересованных компаний. Проводятся аукционы, участки покупаются и лицензируются. С этого момента все затраты на поиски и подтверждение перспектив участков на нефть и газ полностью ложатся на владельца лицензии.
В СССР существовали специальные отчисления при уплате предприятием налогов, которые частично возвращались предприятию для проведения геолого-разведочных работ по поиску запасов нефти и газа. Это так называемые отчисления на ВМСБ (воспроизводство минерально-сырьевой базы) в размере 12% от прибыли предприятия.
Главному геологу предприятия приходилось ехать в региональный контролирующий орган (ГеолКом) и отстаивать/защищать эти отчисления на основании плана геолого-разведочных работ (сейсмические работы, бурение поисковых или разведочных скважин, НИОКР, программное обеспечение) для уточнения/подтверждения наличия качественных запасов. В зависимости от убедительности защиты программы ГРР, представленной главным геологом, контролирующий орган согласовывал процент от ВМСБ, который оставлялся предприятию для проведения ГРР (геолого-разведочных работ). Максимальный процент, на который предприятие могло рассчитывать, равнялся 6% от прибыли предприятия. ГеолКом всегда был заинтересован (негласно) оставлять себе 2% от защищенной цифры, поэтому обычно он согласовывал предприятию не более 4% отчислений на ВСМБ.
Хотя, в некоторых случаях, главный геолог увозил в родное предприятие все 6%, убедив комиссию в безупречности своей программы ГРР.