«Важны и тембр голоса, и интонация, и темп речи, и громкость, и произношение, которые формируют аудиальную картинку, дающую представление о человеке».
«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.
Анастасия, незрячая выпускница ГБОУ ШОР №1
«Безусловно, звуки — основной источник информации для нас. Конечно, они запоминаются хорошо, потому что используются нами как ориентиры 24/7. Именно благодаря им в сознании незрячего человека формируется пространственная картинка, подобно визуальному представлению пространства зрячими. Такая же ситуация и с узнаванием людей.
Те, у кого нет нарушения зрения, распознают друг друга преимущественно по внешним признакам. Для нас же, незрячих, узнавание по лицам невозможно. Но благодаря постоянной тренировке наша слуховая память довольно хорошо развита. Действительно, голоса знакомых людей идентифицируем отлично.
Однако бывает такое, что можно спутать одного человека с другим. Но такое происходит лишь в том случае, если мало общался с говорящим и не успел уловить характерные для его речи нюансы. Здесь важны и тембр голоса, и интонация, и темп речи, и громкость, и произношение, которые формируют аудиальную картинку, дающую представление о человеке.
Со звуками то же самое: ориентируясь на их параметры, мы создаем звуковой образ и запоминаем его. Но стоит отметить, что у всех незрячих людей все равно разный объем слуховой памяти и уровень способности тонко отличать звуки и голоса.
Если быть внимательным и наблюдательным, это не составит труда».
Екатерина, незрячая журналистка
«Конечно, есть! Слух — один из ведущих анализаторов, с помощью которого незрячий воспринимает окружающий мир. Среди незрячих большой процент людей с абсолютным слухом. Поэтому в незрячей среде очень много талантливых и даже выдающихся музыкантов.
Незрячие тренируют навык распознавания и запоминания звуков и голосов с момента потери зрения. Это жизненно необходимо. Поэтому незрячие могут быстро сориентироваться в толпе людей, выхватывая знакомые голоса, на большом расстоянии услышать звук приближающейся машины и прочее. Более того, незрячие очень тонко чувствуют интонацию голоса и ловко используют свой дар, определяя настроение и замысел собеседника.
Звуки проще запоминать тем незрячим, у которых есть музыкальный слух. Они могут воспроизвести когда-то услышанную мелодию на основе любой случайной ассоциации. Но это у них на профессиональном уровне.
Обычные незрячие также достаточно легко различают голоса певчих птиц, звуки насекомых и могут даже определить музыкальный почерк какого-либо композитора.
Как-то раз со мной произошел курьезный случай. Я никаким образом не отношусь к музыкантам. Зрение потеряла уже в подростковом возрасте, и слух у меня, конечно, тоньше и чувствительнее, чем у зрячих, но все равно не такой, как у людей, незрячих с рождения.
Однажды я посмотрела телесериал “Ликвидация” Сергея Урсуляка. Прошло какое-то время, и муж предложил мне посмотреть с ним за компанию его любимый фильм “Статский советник” Филиппа Янковского. Я услышала саундтрек фильма и поняла, что мелодия другая, но она явно мне знакома — и очень похожа на музыку из “Ликвидации”. Я предположила, что композитор двух этих фильмов один и тот же.
Каково было мое удивление, когда мы прочитали, что композитором действительно был один и тот же человек — Энри Лолашвили».