Найти тему
Факты про артефакты

Мастер сыска и маскировки Видок: как спрятать стилет

Оглавление

В сердце Парижа есть история, столь же сложная, как и сам город, - история Парижской полиции безопасности и её легендарного основателя Эжена-Франсуа Видока. Он был преступником, который стал первым современным криминологом и главой следственного бюро под названием "Бригада секретной службы".

Начало жизненного пути

Первые 15 лет своей взрослой жизни Видок провел в тюрьме или в бегах, будучи браконьером . Он стал гениальным новатором и автором бестселлеров, чьи приключения вдохновили многих писателей его времени. Эжен Франсуа Видок родился в 1775 году в Аррасе, на севере Франции, в семье пекаря.

Его семья была относительно обеспеченной, но обычной жизни ему было мало и скучно, и в возрасте четырнадцати лет он продал лучший семейный фарфор, чтобы удовлетворить свою жажду приключений, ну или просто понадобились деньги на развлечения. Видок сбежал из дома и присоединился к бродячему цирку, где работал "людоедом".

Однако он не смог продолжить эту карьеру после того, как отказался съесть живую курицу, отказ работника от выполнения должностных, и даже больше сказать функциональных обязанностей немного расстроили руководство заведения и от отчаянья работника хорошо так отдубасили.

Тюремная баржа
Тюремная баржа

После еще нескольких трепок приключений он вернулся домой раскаявшимся блудным сыном, но уже состоявшимся бабником, любителем выпить и большим любителем потасовок. Его отец, разочарованный его поведением, был рад, очень рад когда он принял решение завербоваться в армию.

Как и его предыдущая служба в цирке, военная карьера Видока тоже была недолгой. Перебегая из полка в полк и дезертируя, чтобы сражаться на стороне врага, он попал в ополчение, состоявшее в основном из мелких преступников и дезертиров.

До 34 лет Видок провел большую часть своего времени попеременно то в тюрьме, то на свободе. Он сбежал с французских галер и более чем из 20 тюрем, переодевшись в различные одежды, в том числе переодевшись монахиней.

Вот в этот период и видели у Видока данный крест, который по своей начинке больше подходил члену банды, чем благочестивой монахине. Но что есть, то есть.

Стилет скрытый в кресте
Стилет скрытый в кресте

Встать на путь стукача исправления, если получиться...

В 1809 году, после очередного тюремного заключения, Видок понял, что его жизнь превратилась в порочный круг. И принимает решение, которое как и неоднократное дезертирство далось ему очень легко, он решил исправиться, предложив властям стать информатором в обмен на свободу.

Его перевели в обычную тюрьму, где он по крупицам собирал информацию от сокамерников. Власти были довольны его работой, и в качестве поощрения и расширения круга обязанностей назначили его начальником нового подразделения - бригады секретной службы.

-4
-5
-6

Агенты этого подразделения отвечали за поимку убийц, фальшивомонетчиков, воров и беглых преступников, а также за сохранность краденого имущества. Полиция находилась только на ранней стадии своего развития, и Видок, находчивый криминалист, стал новатором.

Он разработал методы, которые до сих пор широко используются, такие как охрана мест преступлений, ведение подробных письменных отчетов, использование несмываемых чернил и специальной бумаги, снятие отпечатков пальцев и много другое (у него даже были патенты на некоторые вещи).

Пример системы хранения документов созданной Альфонсом Бертильоном на основе работы Видока
Пример системы хранения документов созданной Альфонсом Бертильоном на основе работы Видока

Он вплотную занялся баллистикой, изучением траектории пуль, посылал тайных агентов в тюрьмы, чтобы познакомиться с заключенными, которые, вероятно, совершат повторное преступление, и сохранял отпечатки ног с помощью гипса.

Расширение отдела под командованием Видока

Работа Видока заложила основу для Скотленд-Ярда, который был основан в 1829 году и послужил образцом для ФБР столетие спустя. Команда преуспевающего Видока выросла с четырех до двадцати восьми человек. Большинство из них были бывшими заключенными. Он без колебаний брал на работу женщин - шаг, на который у Скотленд-Ярда ушло целое столетие.

Зарисовка агентов Видока. Скажем так персоны в ассортименте.
Зарисовка агентов Видока. Скажем так персоны в ассортименте.

Служба безопасности находилась под постоянным наблюдением из-за сомнительного прошлого своих агентов, а кроме того начальству Видока поступали жалобы на то, что он и его команда брали взятки, совершали преступления и извлекали из этого выгоду.

На самом деле, когда Видок уезжал - до того, как был вынужден уехать - в 1827 году, у него было полмиллиона франков. Как он сколотил такое состояние на зарплату полицейского, остается только догадываться.

Открытие литературного таланта

Когда у Видока появилось свободное время, он приступил к написанию мемуаров. В то время почти все "значимые" люди писали мемуары. Они сразу же приобрели успех и привлекли новых друзей. Дюма-старший, Гюго, Бальзак и другие литературные деятели обедали с Видоком и слушали его захватывающие и вдохновляющие истории.

Сатирические зарисовки того времени. Типичный апаш.
Сатирические зарисовки того времени. Типичный апаш.
Справка: В викторианские времена Париж страдал от разгула преступности – в 48 раз большей, чем сегодня. Восемь тысяч полицейских столкнулись с примерно 30 тысячами членов банд в дополнение к другим преступникам. Известные своей жестокостью банды назывались апаши. Передвигаясь только группами, эти молодые люди из неблагополучных районов занимались мошенничеством, уличным грабежом и сутенерством. Их можно было узнать по “глазам лани", небольшой татуировке вокруг глаз, а их одежда состояла из брюк-клеш, полуоткрытого жакета, открывающего майку или мятую рубашку, кепки на голове и тщательно начищенных ботинок.

Мемуары, которые были переведены на английский язык в течение года, в конечном итоге привели к созданию детективного романа и жанра настоящего преступления по обе стороны Ла-Манша. Несмотря на то, что мемуары Видока, возможно, приукрашены для создания драматического эффекта и не вполне достоверны))), они по-прежнему являются ценными историческими документами.

Говорят Видок был завзятым дуэлянтом
Говорят Видок был завзятым дуэлянтом

Одним из наиболее интересных аспектов мемуаров является их представление о преступном мире Франции начала 19 века. Видок подробно описывает различные преступные группировки и их деятельность, давая представление о социальных и экономических условиях того времени.

Собственный преступный опыт Видока заставил его поверить в важность реабилитации, а не наказания. Он понимал, что социальные и экономические факторы часто подталкивают людей к преступному поведению. Это понимание повлияло на его усилия по работе с бывшими преступниками, предлагая им шанс изменить свою жизнь к лучшему.

Афиша 1922 года фильма про Видока
Афиша 1922 года фильма про Видока

Видок выступал за улучшение условий содержания в тюрьмах, таких как улучшение санитарных условий и доступа к образованию и профессиональной подготовке, с тем чтобы помочь заключенным реинтегрироваться в общество. Его идеи и действия проложили путь к современным подходам в правоохранительной системе и системе уголовного правосудия.

Социальная адаптация бывших заключенных - детище Видока, что удивительно, и мало знакомо обществу.

После ухода из полиции Видок применил свою теорию на практике, основав бумажную фабрику, на которой работали исключительно бывшие заключенные. Однако эксперимент оказался неудачным, и Видок обанкротился.

Галерея Вивьен, престижный адрес на Правом берегу, была выбрана в качестве резиденции детективного агентства Видока, первого в своем роде
Галерея Вивьен, престижный адрес на Правом берегу, была выбрана в качестве резиденции детективного агентства Видока, первого в своем роде

Затем он вернулся в полицию, где его отсутствие было замечено, поскольку после его ухода уровень преступности вырос и даже значительно. Несмотря на то, что он был всего лишь агентом, вскоре он снова стал начальником. Однако его второй срок пребывания в должности был недолгим и продлился всего шесть месяцев, прежде чем он снова подал в отставку.

Окончательная отставка и открытие детективного агентства

Вскоре после своей отставки Видок основал Бюро расследований, открыв новую главу в криминальной истории, предложив идею платных детективов. Что соответственно и привело к появлению профессии частного детектива. Детективное агентство Видока предоставляло широкий спектр услуг: от наружного наблюдения, проверки биографических данных, тайных операций и судебной экспертизы до раскрытия интимных тайн.

-13

Как и в случае с Секретной службой, Видок внедрил несколько нововведений. Он усовершенствовал методы маскировки и работы под прикрытием, используя их для незаметного сбора информации и раскрытия дел. Он продолжал подчеркивать важность ведения подробных записей и документации. Известность основателя принесла пользу Бюро, и спустя короткий промежуток времени в нем работало уже сорок агентов, и каждый день оно принимало множество клиентов.

-14

К сожалению, нетрадиционные методы Видока и его противоречивое прошлое вызывали недовольство власть имущих, и полиция неоднократно пыталась уничтожить его бизнес.

В проводимых расследованиях против Бюро были упомянуты мошенничество, подкуп государственных служащих, клевета, ростовщичество, продажа наград, кража писем и предоставление заменителей призывникам, надеющимся избежать военной службы.

Хотя Видок в конечном счете был оправдан судом присяжных, два долгих и дорогостоящих судебных процесса и конфискация его ценных документов вынудили его прикрыть лавочку.

В 1845 году, в возрасте 70 лет, потеряв все свое состояние, Видок отправился в Лондон в надежде открыть частное детективное агентство там. Из-за нехватки средств этот проект так и не осуществился.

В стесненных обстоятельствах он направил письма главе новой полиции с просьбой о государственной пенсии.

Когда Видок скончался в возрасте 82 лет, его состояние оценивалось менее чем в три тысячи франков. Несмотря на свою кончину, он продолжал создавать проблемы, когда одиннадцать женщин заявили, что являются единственными наследницами его состояния.

Видок продолжает жить в самых разных формах, как в литературе, так и в кино. Последнее, что я смотрел с участием его имени, — «Император Парижа» с Венсаном Касселем. Ну так, можно одним глазом, если не знать всю подоплеку.

А вы знали что французское "crucifix" - распятие, на арго французских же товарищей с большой дороги 19 века означает "стилет" ? Вот и я не знал.