Если прочитать, что об этом явлении написано в английской Википедии, не возникнет ни малейшего желания узнавать, зачем он вообще нужен и где встречается.
На самом же деле, это очень интересное явление в психологии, связанное с ассоциативным мышлением и памятью.
Суть ЭФФЕКТ ПЕРРЮШЕ сводится к тому, что человек способен приобретать знания и навыки неосознанно, без того самого целенаправленного, долгого и трудного процесса, которым является классическое обучение - в представлении большинства педагогов. Дескать, "не ищите лёгких путей, учёба - тяжкий труд!"
Как учитель в прошлом, я отчасти согласен, что тезис "учение в радость" имеет право на существование, но, во-первых, человек не может всё время радоваться, он не идиот, и во-вторых, есть темы сложные и неприятные, при изучении которых, как ни старайся, никакой радости быть не может, да и не должно. Что же прикажете делать? Закончить урок и распустить детей по домам, или пытаться всеми силами выдавить из них радость? Или же попробовать что-то иное, авторитарное - пресловутый кнут, палку, розгу, например?
Так вот, оказывается, прелесть ЭФФЕКТА ПЕРРЮШЕ в том и состоит - никто никого не заставляет, никто никого даже и не учит, а знания западают и залегают в извилины вроде бы сами собой, незаметно от нас. Другими словами, люди чему-то учатся, но не осознают, что делают именно это, и даже не понимают, когда уже выучили.
Как это происходит? Например, когда человек находится в кабинете, на стене которого развешаны плакаты с рисунками и подписями к ним, химическими, математическими, физическими формулами, схемами, таблицами и пр. Никто никого не заставляет всё это читать и запоминать. Но в какой-то момент человек вдруг понимает, что всё это помнит. И когда в следующий раз он попадает в тот же кабинет, в памяти его всплывают уже знакомые картинки с подписями.
Или же, другой вариант, когда он выполняет какие-либо действия машинально, действуя, как все, в толпе. Это тоже может его не напрягать, ибо "как все, так и я", а в результате он получает навык, который и не собирался получать - просто так вышло, само собой.
В принципе, когда ты попадаешь в иноязычную среду и пытаешься общаться с носителями, у тебя тоже далеко не всегда получается всё это освоить осознанно - очень многие вещи познаются бессознательно, на уровне запоминания шаблонов.
Есть подозрение, что нейролингвистическое программирование целиком основано на ЭФФЕКТЕ ПЕРРЮШЕ.
Пьер Перрюше - французский психолог.
Защитил докторскую диссертацию в Париже 5 в 1977 году. Работал в лаборатории дифференциальной психологии Университета Рене Декарта, затем был научным сотрудником в Бургундском университете.
Более подробной информации о нём я не нашёл.
Но адрес его электронной почты - pierre.perruchet@u-bourgogne.fr
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!