Международный день музыки во всём мире, в том числе и в России, ежегодно отмечают 1 октября. Этот праздник был учрежден в 1973 году на 15-й Генеральной ассамблее в Лозанне по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.
Цель Международного дня музыки — распространение музыкального искусства во всех слоях общества, реализация идеалов мира и дружбы между народами, культурный обмен и взаимное уважение к эстетическим ценностям разных сообществ.
В России Международный день музыки стали отмечать в 1996 году, когда исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого советского композитора Дмитрия Шостаковича.
«Искусство рождается только от горя и никогда — от радости». Эти слова принадлежат Чаку Паланику. И их трудно оспорить, потому что как-то так в жизни устроено, что музыкальные (и не только) шедевры рождаются почти всегда в муках, а их авторы проходят долгий и многотрудный путь через страдания и лишения, через невероятно тяжелый труд, невидимый и непонятный для непосвященных. На этом пути их чаще всего встречают не лавровые венки, не охапки роз, не толпы восторженных поклонников, а насмешки, презрение, непонимание и осуждение, а порой и обвинения в том, что свою душу музыкант не иначе как продал дьяволу.
Именно такой земной путь был уготован герою книги Анатолия Виноградова «Осуждение Паганини» . Никколо Паганини был «осужден на гениальность и проклят за талант».
Анатолий Виноградов - Осуждение Паганини
Паганини родился в ночь на 27 октября 1782 года. Природа одарила его уродливой внешностью и необыкновенным музыкальным даром. Жестокость отца, синьора Антонио Паганини, снова и снова заставлявшего мальчика играть бесконечные упражнения на скрипке, принадлежавшей одному из их предков, как ни странно, не отвратила его от музыки. Наоборот, несмотря на жестокие побои отца, мальчик даже начал сам сочинять короткие музыкальные пьесы.
Европа бурлила. Нескончаемые военные действия и пошатнувшиеся финансовые дела Антонио Паганини, игрока, финансового афериста и на редкость отвратительного человека, вынудили всю семью Паганини уехать из Генуи. Судьба привела их в Кремону — город, в котором жили и создавали свои уникальные инструменты Амати, Гварнери и Страдивари.
Невозможно, да и не нужно пересказывать всё, через что пришлось пройти Никколо Паганини при жизни. И даже после смерти его прах почти 56 лет нигде не мог обрести покой… Вряд ли кому-то еще выпадала такая участь.
Прочтите книгу Анатолия Виноградова и посмотрите одноименный фильм, который был снят к 200-летию великого скрипача. Главную роль в фильме исполнил замечательный армянский актер Владимир Мсрян, а произведения Паганини вы услышите в исполнении талантливейших Леонида Когана и Михаила Гантварга. А еще в фильме звучит удивительная песня Сергея Баневича «Дорога без конца», в исполнении Альберта Асадуллина.
«Бедная любовь Мусоргского» Иван Лукаш
Иван Лукаш - Бедная любовь Мусоргского
Модест Петрович Мусоргский, как и многие до и после него, стал знаменитым только после своей смерти. Тогда его национальный талант сделался достоянием не одной России, а почти всей Европы.
Потомок старинного дворянского рода из смоленской ветви Рюриковичей, Модест Мусоргский получил прекрасное домашнее образование, затем окончил Школу гвардейских подпрапорщиков, после которой была недолгая служба в лейб-гвардейском полку. Это был блестяще образованный и эрудированный русский офицер, свободно владевший несколькими иностранными языками. Он мог бы сделать прекрасную военную карьеру, но любовь к музыке взяла верх. Мусоргский брал уроки игры на фортепиано у выдающегося пианиста и педагога Антона Герке и сам стал блестящим пианистом. А еще его увлекла теория музыки и музыкальный кружок Балакирева.
Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением. После поражения в Крымской войне и унизительного Парижского мирного трактата 1856 года молодые прогрессивные люди Российской империи вдруг осознали себя русскими. Юный Модест писал, что теперь он не космополит и всё больше любит Россию. Ему было досадно, что с нашей страной поступают так бесцеремонно.
Для своей первой оперы он выбрал трагедию «Борис Годунов». Потом были «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», основанные на серьезном историческом материале.
Вот только собратья-композиторы повели себя по отношению к Мусоргскому несправедливо. Считали его необычные творческие находки недостатком образования, досадными промахами, которые надлежит немедленно исправить.
Даже близкий друг Римский-Корсаков отзовется о неоконченной опере «Хованщина»: «какофония, безграмотность и грязь».
К этому времени Модесту уже совсем тяжело будет справляться и со своим характером, и с ударами судьбы. Композитор всё чаще будет находить утешение в сомнительных компаниях.
Он всегда был одинок и ушел в одиночестве: в госпитале, в 42 года, дойдя до крайней степени физического разрушения.
В 1940 году вышел роман Ивана Лукаша «Бедная любовь Мусоргского» . В этом романе писатель соединил исторический документ, мистику и лирическую биографию своего героя. Как признавался сам автор: «Это не описание жизни Мусоргского, а роман о нём, — предание, легенда, — но легенда, освещающая, может быть, тайну его странной и страшной жизни».
В 1950 году был снят художественный фильм «Мусоргский». К сожалению, это единственное обращение кинематографа к судьбе великого и несчастливого композитора.
В книге Ивана Лукаша есть абсолютно достоверный факт из жизни Мусоргского: его знакомство с Александром Бородиным произошло во время ночного дежурства обоих в военном госпитале в октябре 1856 года. Модест Мусоргский служил там дежурным офицером, а Александр Бородин дежурил в качестве военного медика.
Детские сказки, Толстой и Чужие: любимые книги культовых музыкантов Однажды мы уже писали о том, что читают отечественные рок-звезды, сегодня давайте посмотрим, что стоит (или, увы, стояло) на книжных полках зарубежных рок-музыкантов. Читать дальше
О судьбе Александра Бородина и Петра Чайковского рассказывает замечательная книга Нины Берберовой «Бородин. Чайковский. История одинокой жизни» .
Нина Берберова - Чайковский. Бородин. История одинокой жизни
Александр Порфирьевич Бородин был внебрачным сыном грузинского князя Луки Гедианова (Гедеванишвили) и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. Поэтому при рождении ребенок был записан сыном крепостного слуги князя и до восьми лет был крепостным собственного отца. Отец даст ему вольную и подарит большой дом его матери, а уж она постарается дать ему прекрасное домашнее образование, поощряя его тягу к музыке, а позже к химии и медицине, сделает всё, чтобы он получил образование в университете.
Всю свою жизнь Бородин будет разрываться между музыкой, наукой и медициной. Станет доктором медицины, профессором медико-хирургической академии, как химик разработает способы получения некоторых химических кислот. Станет одним из организаторов Высших женских курсов. Оставит нам замечательные музыкальные произведения: Первую и Вторую симфонии, оперу «Князь Игорь», замечательные струнные квартеты и романсы. В литературной биографии композитора Нина Берберова отразила наиболее важные события в жизни композитора, историю его знакомства с будущей женой, с членами балакиревского кружка, а также его дружбу с Ференцем Листом.
Что касается биографии Петра Ильича Чайковского, то вот как сама Нина Берберова объяснила, почему она решила написать о великом русском композиторе: «...поколение людей, знавших Чайковского в своей молодости, рожденное в 1860–70 гг., доживало свой век. Я решила встретиться с ними и говорить с ними — с Рахманиновым, с Глазуновым, с вдовой брата Чайковского, Анатолия Ильича (бывшего губернатора Саратова и члена Государственного Совета), с Марией Николаевной Климентовой, с внуками фон Мекк. Эти люди приняли меня, говорили со мной. Без их помощи я никогда не могла бы написать своей книги…» Насколько интересной получилась эта биография Чайковского — судить читателю.
«Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана» Юрий Нагибин
Юрий Нагибин - Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана
На всех континентах живут любители оперетт «Принцесса цирка», «Сильва», «Баядерка», «Фиалка Монмартра». Стоит произнести имя их создателя — Имре Кальман — и память сразу услужливо подсказывает:
Карамболина, Карамболетта, Ты пылкой юности мечта. Карамболина, Карамболетта, Твоя любовь с моей навек слита. Улыбкой нежной, чуть-чуть небрежной Ты сердце каждого пленишь. Карамболина, Карамболетта, У ног твоих лежит блистательный Париж!
Или вот еще:
Без женщин жить нельзя На свете, нет!.. В них солнце мая, В них любви расцвет!
Казалось, что и жизнь композитора была такой же легкой, как и его музыка. Мало кто знает, что пришлось испытать автору оперетт и даже каково его настоящее имя.
Эммерих Копштейн из венгерского города Шиофок — таково настоящее имя Имре Кальмана. Отец будущего композитора был коммерсантом, мечтавшим превратить маленький городок в популярный курорт, вложил средства семьи в строительство отелей, ипподрома. Но нечистые на руку компаньоны воспользовались коммерческими идеями и финансовыми затруднениями семьи Копштейн, что привело к ее разорению. С 11 лет Эммерих был вынужден начать работать, помогать отцу, хотя мечтал связать свою жизнь с музыкой — стать пианистом. Пианистом он так и не стал, помешала болезнь рук — артрит. Но именно музыка и спасла в итоге его от отчаяния и нужды.
Как к Имре Кальману пришел первый громкий успех, кем были его спутницы жизни, как композитор пережил две мировые войны и какая участь постигла его близких, где нашел свой последний приют автор блестящих оперетт — об этом в своей книге рассказал Юрий Нагибин .
«Сильнее всех иных велений (Князь Юрка Голицын)» Юрий Нагибин
Юрий Нагибин - Сильнее всех иных велений (Князь Юрка Голицын)
Был всё-таки среди целого сонма музыкантов с нелегкой, трагической судьбой один, которого считали баловнем судьбы, перед которым были открыты любые двери — блистательный камергер, бесстрашный дуэлянт, кутила, острослов. Его ждала успешная карьера дипломата. А запомнили его в итоге как создателя и капельмейстера первого крепостного хора, образованного в 1842 году из семидесяти крестьян тамбовского имения Голицыных. Их пение и музыкальность поражали всех, кто был удостоен чести услышать хотя бы одно выступление.
Дирижировал и занимался подготовкой каждого человека он сам — Юрий Николаевич Голицын. Он не жалел сил и внимания, именно поэтому его имя узнал весь мир. Гастроли хора проходили не только на российской земле, но и далеко за рубежом, на других континентах. Прославиться было действительно сложно. Более того, именно слава стала причиной многих проблем и несчастий Юрия Голицына. От чего пришлось отказаться главному герою? И не жалел ли он о том, что выбрал путь творчества, променяв на него достойную жизнь дипломата?
Пристрастие к музыке ему прививали с детства. Еще с тех пор молодой человек понял, что настоящее удовольствие ему приносит только музыка. Отец его, Николай Голицын, также был личностью незаурядной. Высокоодаренный музыкант-любитель, один из лучших виолончелистов тогдашней России, меломан, тонкий музыкальный критик, он удостоился дружбы нелюдимого Бетховена, который написал и посвятил Голицыну увертюру «Освящение дома» и создал по его заказу три знаменитых «голицынских квартета».
Всего 48 лет было отпущено Юрию Голицину. Он оставил незаконченными мемуары, на основе которых Юрий Нагибин написал свою повесть «Сильнее всех иных велений». В 1987 году по этой книге снят отличный одноименный фильм, посвященный жизни и творчеству выдающегося музыканта.
Узнавая новые факты из жизни известных и малоизвестных музыкантов, понимаешь, как много было принесено ими в жертву ради того, что более всего было близко их сердцу — ради великого искусства музыки. Каждый из них открыл нам целый мир высоких чувств и мыслей, сделал его богаче и совершеннее. Как говорил Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём».
Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева