Найти в Дзене
Наша история это Гордость

САУ и танки РККА о которых вы могли не знать в боях 1941. Интересные проекты советского танкостроения

Здравствуйте Уважаемые читатели! Самыми известными танками в ходе Великой Отечественной Войны, а точнее ее начала, так как говорить мы будем о технике этого периода, стали машины Т-34, КВ, Т-26 и БТ-7. Но были и другие образцы техники, в постройке которых использовалось шасси вышеуказанных танков, и говорить будем, соответственно, о разработках тридцатых годов. И начнем, пожалуй, с шасси последнего танка и поговорим об арттанке на базе БТ-7. Данное шасси использовалось для установки орудия 76 мм, а я напомню, что на базовой версии было 45 мм, поэтому пришлось изменить размеры башни. Первый образец был представлен в 1934. Данная машина неплохо показала себя в Зимней войне, а вот об участии в Великой Отечественной сведений крайне мало, хотя они были в самом пекле сражений лета 1941 года. Всего выпустили 155 единиц, к началу ВОВ в войсках было 117 единиц. Экипаж арттанка составлял 3 человека, а толщина брони в лобовой части достигала 20 мм.

Еще один не менее интересный проект был на базе танка Т-26, на шасси которого в КБ П.Н. Сячинтова в 1934 году установили орудия калибром 76, 122 и 152 мм, так родилась САУ СУ-5. Позже Сячинтова арестуют и приговорят к высшей мере, а проекты его КБ уйдут в тень. Так вот, приняли на вооружение и собрали 31 экземпляр самоходок с орудием 122 мм, остальные проекты отклонили. Данная САУ принимала участие в боях на озере Хасан, в Польском походе и Великой Отечественной Войне, в частности, в боях у Синявино в сентябре 1941 года. Броня машины составляла до 15 мм, экипаж 5 человек, а боекомплект для орудия всего 8 снарядов, что крайне мало.

САУ ЗИС-30
САУ ЗИС-30

Так же нельзя не вспомнить самоходку ЗИС-30 на базе советского полубронированного тягача Т-20 "Комсомолец", на который было установлено орудие ЗИС-2 калибром 57 мм, толщина брони составляла до 10 мм, а экипаж 5 человек. К производству приступили осенью 1941 года и успели выпустить порядка сотни таких самоходок, после чего все свернули. Причина - отсутствие шасси, так как производство Т-20 свернули в пользу выпуска танка Т-60. Принимали эти САУ участие в боях первой военной зимы, и имели ряд недостатков, в частности, частые поломки и недостаточный боекомплект. Тем не менее, орудие ЗИС-2 было весьма эффективным.

Ну и раз мы с Вами говорим приимущественно о довоенных разработках, то нельзя не вспомнить проект СУ-14, так сказать, аналог современного "Пиона". Так, к 1934 году на шасси танка Т-35 так же будут использоваться агрегаты танка Т-28, при участии конструктора Сячинтова была установлена гаубица калибром 203 Б-4, та самая кувалда Сталина. Но САУ провалили испытания из-за проблем с трансмиссией. Машину дорабатывали, и в 1936 САУ была готова, теперь ее индекс был СУ-14-1. Далее орудие калибром 203 мм решат заменить на 152-й калибр из-за большей дальности, что и будет сделано. А после про проект забудут до Зимней войны, когда понадобятся средства для поражения ДОТов, тогда СУ-14 обошьют дополнительной броней, доведя общую толщину до 30-50 мм, и изменят индекс на Су-14-Бр-2 по индексу орудия. На Финскую войну она не успеет, а вот в начале Великой Отечественной СУ-14 засветились в ведении огня под Кубинкой, в ходе Битвы за Москву. Всего самоходка была выпущена в двух экземплярах. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!