Скальпель vs топор
Все, кто работает руками знают, что специализированный инструмент всегда лучше, удобнее, точнее и приятнее в работе, чем универсальный. Именно поэтому у хорошего столяра в хозяйстве десяток разных рубанков, у автомеханика – двадцать пять наборов разных гаечных ключей, у хирурга несметное количество инструмента, каждый из которых имеет свое предназначение. Конечно, иногда приходится чинить технику в дороге и обходиться одним мультитулом и половинкой кирпича, но универсальность всегда идет в ущерб качеству, удобству использования и финальному результату.
Той же философии придерживаются и инженеры Polaris Industry. В отличие от своего главного «желтого» конкурента из Канады, в Polaris считают, что горный снегоход, и без того всегда являющийся квинтэссенцией технологий и инженерной мысли, не должен быть универсальным, «просто горным снегоходом», ведь за десятилетия этой спортивной дисциплины в ней появились совершенно разные направления, порой, требующие от машины весьма специфичных характеристик и настроек. Так что обойтись одним горником и удовлетворить спрос всех потребителей попросту невозможно.
В этой статье мы разберемся в модельной линейке горных моделей Polaris и определим, для чего нужна та или иная модификация так похожих на первый взгляд моделей.
550 RMK EVO 144
Горное катание – это довольно сложный с технической и физической точек зрения вид спорта. Даже самый дорогой снегоход без курса обучения именно горной езде с ее спецификой окажется бесполезным даже на равнине в достаточно глубоком снегу. Именно для обучения азам горного катания и был разработан 550 RMK EVO. Как правило, первичное обучение технике горного катания проходит на плоских участках и на небольших пологих склонах, то есть совершенно не обязательно ехать куда-то в горы, чтобы начать обучение. Ведь даже если приехать в какой-то известный среди горников спот, первые дней пять придется снова и снова отрабатывать базовые упражнения на полянке около отеля, и лишь облизываться на дальние заснеженные пики. Так зачем ехать далеко? А коли серьезных снеговых нагрузок и крутых склонов не предвидится, то и сверхмощные моторы, изощренные подвески и электроника совершенно не нужны.
550 RMK EVO – полноразмерный снегоход, построенный по всем канонам и лекалам «взрослых» горников, но лишенный всей не нужной на первых порах «сбруи». Более короткая гусеница длиной 144 дюйма (не будем переводить дюймовые размеры в сантиметры – все горные снегоходчики оперируют именно дюймовыми размерами, так что привыкайте), с зацепом 1,75 дюйма. Это несколько меньше, чем у «стандарта», но на неглубоком «учебном» снегу более длинная и «зубастая» гусеница сделает управление более тяжелым, а реализовать ее потенциал все равно не выйдет.
В той же логике и выбор двигателя. Простой и надежный как молоток карбюраторный двухтактник, объемом 544 куб. см. мощностью 55 л.с., с принудительным охлаждением обладает достаточной мощностью, чтобы выполнять все базовые упражнения и даже катать несложные маршруты, но, при этом, не пугает избыточной мощностью. К тому же, он значительно экономичнее старших товарищей, и, конечно же, дешевле. Максимальная скорость снегохода ограничена на отметке 80 км/ч.
Также на 550 RMK установлена более простая и низкая подвеска амортизаторами Polaris IFP, способная работать в несложных условиях, также более низкая компоновка облегчает управление и позволяет чувствовать себя комфортно невысоким райдерам. Использован более дешевый цепной редуктор главной передачи, зато в базе есть электрозапуск, что значительно облегчает оперирование снегоходом в учебном формате. Словом, 550 RMK EVO – это разумная достаточность для тех, кто только осваивает горное катание. Кстати, этого малыша не придется продавать через сезон, ведь наверняка вокруг начинающего горного снегоходчика начнут появляться желающие присоединиться к этому захватывающему виду спорта – жена, дети, друзья… И на него всегда будет стоять очередь из желающих прикоснуться к увлекательному миру горного катания. Кстати, если снова вернуться к конкурентам, ни у кого из мировых производителей ничего подобного в модельной линейке не водится. Альтернатив просто нет.
Снегоход POLARIS 550 RMK EVO 144
Polaris PRO RMK и RMK KHAOS SLASH
Это уже полноценные горники. Фактически, родоначальник всей горной серии Polaris модель RMK. И вот здесь мы подходим к тому, с чего начинали разговор. В чем отличие PRO RMK от RMK KHAOS SLASH, ведь они так похожи? «Прошка» создана для техничного катания в сложных условиях. То есть он создан и настроен для того, чтобы оттачивать свою технику катания, покорять крутые склоны и забираться туда, куда другие не смогут. Для этого, в первую очередь, снегоход максимально облегчен. Ведь масса – ключевой параметр для горника.
В конструкции использованы элементы из карбона, а масса снегохода – меньше 200 килограммов, что делает его самым легким в индустрии.
Также, пользуясь принципом разумной достаточности, здесь установлены простые однотрубные амортизаторы Walker Evans Light. Поскольку техничное катание не подразумевает серьезных прыжков, дропов, исполнения трюков, связанных с большой нагрузкой на подвеску, здесь не стали устанавливать топовые амортизаторы, что также сказалось на снижении массы.
Зато отдельное внимание было уделено управляемости и контролю. Новая платформа MATRYX, появившаяся впервые в 2020 году преследовала три главные цели: быстрое «всплытие», легкость в управлении и мгновенные реакции на команды пилота.
Быстрое всплытие – это способность снегохода максимально быстро выходить на «глиссирование» по снегу, а не торить траншею в пухлом снегу. Всплытие – половина дела в управлении, ведь в режиме «бульдозера» снегоход приобретает такую же бульдозерную управляемость – никакую. Легкость в управлении отклик на команды – фактически звенья одной цепи. Здесь учтено все – и более узкие и эргономичные тоннель, бак и сиденье, и отточенная геометрия посадки пилота, и конечно, технические решения, уменьшающие «задумчивость» силового агрегата и снегохода в целом на команды. Например, в конструкции использован уникальный и единственный в индустрии редуктор с ременным приводом Quick drive. Ременной привод обладает значительно меньшим моментом инерции, отсутствием люфтов, а значит, мгновенной передачей крутящего момента на гусеницу. При этом, весь узел значительно легче, требует меньше обслуживания, обладает серьезным запасом прочности и ресурсом. Кстати, основные конкуренты Polaris – BRP до сих пор используют цепной привод, и владельцы самостоятельно переделывают его на ременной. У «желтых» это считается тюнингом, в то время как Polaris давно устанавливает ремни в стоке.
Словом, PRO RMK – создан и настроен для тех, кто предпочитает техничное катание в наиболее сложных условиях высоко в горах, на самых крутых и сложных склонах с максимальным количеством снега.
Снегоход POLARIS PATRIOT RMK KHAOS SLASH 146
А вот версия RMK KHAOS SLASH – машина, хоть и сходная с PRO, но «заточена» под совершенно другие задачи. От него не требуется брать длинные дистанции и сверхсложные склоны, хотя, без сомнения, он способен и на это. Его стихия – трюковая езда, своего рода фристайл и фрирайд. Езда на пятке, всевозможные сложные элементы вроде хоп-оверов, ре-ентри, дропов и прыжков с трамплинов, требующих жесткости конструкции и энергоемкости подвески. Поэтому здесь, например, установлена самая изощренная подвеска с амортизаторами Waler Evans Velocity hi-Lo c выносными компенсационными бачками и расширенными диапазонами регулировок гидравлики сжатия и отбоя. Все сделано для того, чтобы снегоход максимально четко и без последствий для себя и пилота отрабатывал даже самые серьезные нагрузки. Кроме того, маркировка SLASH говорит о том, что на снегоходе использован укороченный тоннель гусеницы. Тоннель на версии SLASH короче на 4 дюйма чем у базовой версии и на 7 дюймов короче, чем у предыдущей платформы AXIS. Укороченный тоннель облегчает маневрирование в глубоком снегу, делает комфортной езду на пятке и легче избавляется от налипающего внутрь тоннеля снега. Кроме того, у KHAOS угол атаки гусеницы – минимальный. Это несколько ухудшает управляемость на твердых покрытиях, но поскольку снегоход рассчитан на преимущественное использование в пухлом снегу, это нельзя считать недостатком. Зато опущенная гусеница позволяет лучше «всплывать» в глубоком снегу и способствует более легкому выходу на пятку, а значит на таком снегоходе проще выполнять все те же хоп-оверы, ре-ентри и прочие элементы с ездой с лыжами в воздухе. Кстати, у PRO RMK угол атаки гусеницы больше, что способствует более прецизионной управляемости на склоне.
Словом, если просто пилить склоны и забираться выше всех вам уже не очень интересно, а хочется чего-то сверх адреналинового и трюкового – то KHAOS SLASH – ваш выбор.
Снегоход POLARIS 850 PRO RMK Slash 155
Конечно, комплектации горных версий не ограничиваются только лишь подвесками и длиной тоннелей. В арсенале Polaris есть и другие, не менее важные опции, делающие каждую комплектацию «заточенной» под разные специфичные условия катания. За движение, в первую очередь, отвечает силовая установка – а за передачу крутящего момента на снег – гусеница. И тех и других у Polaris – в избытке, и традиционно, исповедуя философию узко специализированных инструментов, у каждого из них свое предназначение, о которых мы поговорим в следующей статье.
Все снегоходы представлены в салоне MOTORRIKA
Снегоход POLARIS 550 RMK EVO 144
Снегоход POLARIS PATRIOT RMK KHAOS SLASH 146
Снегоход POLARIS 850 PRO RMK Slash 155