Найти в Дзене

Баба Яга или Баба Йога? Яга или Йога и при чем тут санскрит?

Недавно я услышала интереснейшую мысль о том, что Баба Яга с уже сложившимся из сказок образом злой старухи, в первоначальном варианте была Бабой Йогой. Мысль эта очень интересна! К тому же, мне довелось однажды писать курсовую о персонажах русских сказок, однако в то время я не слышала о связи имени сказочного существа с санскритом. Давайте разберемся в этой теме и рассмотрим самые интересные теории и гипотезы, мысли ученых-лингвистов, исторические и культурные факты. Версия о том, что Баба Яга на самом деле Баба Йога вполне объяснима. Баба Яга (укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; пол. jędza, babojędza; чеш. jezinka, в.-серб. Баба Јага и т.д.) выступает посредником между миром живых и миром мертвых; она становится проводником в иной мир, на другой берег, что мы видим в сказках. Так, один из самых авторитетных специалистов в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, выделяет три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительниц
Оглавление

Недавно я услышала интереснейшую мысль о том, что Баба Яга с уже сложившимся из сказок образом злой старухи, в первоначальном варианте была Бабой Йогой. Мысль эта очень интересна! К тому же, мне довелось однажды писать курсовую о персонажах русских сказок, однако в то время я не слышала о связи имени сказочного существа с санскритом.

Давайте разберемся в этой теме и рассмотрим самые интересные теории и гипотезы, мысли ученых-лингвистов, исторические и культурные факты.

Соединение двух миров. Йога — связь

Версия о том, что Баба Яга на самом деле Баба Йога вполне объяснима. Баба Яга (укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; пол. jędza, babojędza; чеш. jezinka, в.-серб. Баба Јага и т.д.) выступает посредником между миром живых и миром мертвых; она становится проводником в иной мир, на другой берег, что мы видим в сказках.

Так, один из самых авторитетных специалистов в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, выделяет три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть» герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

"При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.

Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации" (Источник)

А Йога в переводе с санскрита (योग, IAST) означает "связь, единение". Отталкиваясь только от этого значения слова йога, можно предположить взаимосвязь функций сказочного героя и йоги: Баба Яга соединяет два мира, мир волшебный и мир материальный; переносит обратившегося к ней человека из его изначального положения в совершенно новое пространство.

Возможно даже, что имя Баба Йога более ясно отражает функции данного мифологического персонажа.

Яма — Бог Смерти и справедливости

Я́ма или Йа́ма (санскр. यम — «близнец») — бог смерти и справедливости в индуизме. Он отказался от своего бессмертия и совершивший первое жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества

Четырёхрукий Яма верхом на своей вахане - чёрном буйволе. Около 1820 г.
Четырёхрукий Яма верхом на своей вахане - чёрном буйволе. Около 1820 г.

Еще один примечательный культурный герой - Йима. В учении Заратуштры он был описан как первопредок человечества, создатель благ цивилизации и структуры общества, государственности. "В одних случаях он называется первочеловеком, царем эпохи тысячелетнего золотого века на земле. Предполагается, что до Заратуштры его чтили как верховное божество (или, вернее, одно из божеств) в некоторых племенах ариев." (Источник)

"Образ Йиму близок образу первочеловека Яме в ведийской мифологии и Имиру в скандинавских сагах. По некоторым версиям мифа, Йима был распилен пополам рукой собственного брата Спитиюры, совращенного злым духом. Отцом Йиму считался Вивахвант, воплощение солнца. Сам Йима сохранил черты солярного героя, хотя в "Авесте" он, как правило, смертный, место его действия всегда на земле, в мире людей.

Йима (или Джамшид), древняя рукопись Шах-намэ, 1655 год, Библиотека
Принстонского университета
Йима (или Джамшид), древняя рукопись Шах-намэ, 1655 год, Библиотека Принстонского университета

Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, восседающим в сонме богов и душ праведников. Из западноиранских текстов пятого столетия до нашей эры, найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама по имени и, видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу, божеством, а не человеком." (Источник)

Как связаны русский и санскрит?

Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы неуместной,
Пред строем опасных врагов
Сомкнёмся спокойно и тесно.

Не надо обманчивых грёз,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?

Случайные гости? орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Всё губит в бессмысленной злобе?

Иль мы — тот великий народ,
Чьё имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поёт
Созвучно с напевом санскрита?

(Фрагмент стихотворения Валерия Брюсова)

Очевидно, что сопоставление Яги и Йоги основывается на теории о родственности русского языка и санскрита. На эту тему ведутся самые горячие споры, а мнение исследователей часто делятся на два конфликтующих лагеря. Давайте разбираться...

Русский язык — это язык восточнославянской группы славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Индоевропейская семья языков является самой распространенной в мире и представлена на всех обитаемых континентах Земли, число носителей превышает 2,5 млрд.

В этом отношении стоит упомянуть гипотезу некоторых современных языковедов о макросемье ностратических языков. Так, ностратическая семья языков объединяет несколько языков Европы, Азии и Африки, в том числе алтайские, картвельские, дравидийские, индоевропейские, уральские, иногда также афразийские, чукотско-камчатские и эскимосско-алеутские языки. Согласно данной гипотезе, все эти языки восходят к единому языку-предку.

Согласно воззрениям этих лингвистов, русский язык также может являться частью макросемьи ностратических языков.

Санскрит, в свою очередь, принадлежит к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи.

Ветви у этих двух языков разные, однако языковая семья одна.

Группы в индоевропейской семье
Группы в индоевропейской семье
"В начале 1960-х годов ностратическую теорию существенно развил советский славист В. М. Иллич-Свитыч, но его фундаментальная работа «Опыт сравнения ностратических языков» осталась незавершённой из-за гибели автора в автокатастрофе. В дальнейшем этой теорией активно занимались израильский учёный А. Б. Долгопольский и российские учёные В. А. Дыбо и С. А. Старостин.
...
С. А. Старостин, основываясь на глоттохронологических подсчётах, определил время распада праностратического языка 12 — 10 тысячелетиями до н. э.Первыми, по мнению учёного, возможно, отделились дравидские языки.
А. А. Зализняк в 2012 году утверждал, что средняя оценка на тот момент — 23-е тысячелетие до н. э.
Согласно опубликованной в 2013 году работе Mark Pagel et al., в которой уровень правдоподобности ностратической гипотезы оценивается с помощью численных методов, распад праностратического языка мог произойти около 15 тысяч лет назад (начало 13-го тысячелетия до н. э.), что авторы работы связывают с завершением последней ледниковой эпохи." (Источник)

Так, отталкиваясь от гипотезы ностратических языков можно предположить, что санскрит и русский язык, восходя к единому языку-предку ("праностратическому языку"), действительно могут иметь общие корни.

Интересно также мнение ученых-приверженцев ностратической гипотезы о прародине ностратических языков.

А. Бомхард и К. Ренфрю прародиной ностратических языков считают Ближний Восток, поскольку культуры этого региона первыми совершили переход от палеолита к мезолиту, распространив свои новшества далеко за пределы Ближнего Востока.

Совершенно иначе считает С. Е. Яхонтов, который помещает прародину этих языков в лесную зону Поволжья, Южного Урала и Западной Сибири, расположенной очень близко к предполагаемой прародине уральских языков.

В этом отношении также приводят родственность санскритских слов и названий рек и географических объектов на территории СНГ. Например река Мокша, располагающаяся в Мордовии: с санскрита мокша переводится как «освобождение», а также реак Кама (с санскр. "чувственной удовлетворение, вожделение", Арья (с санскр. "благородный"), река Хорья Рама (мантра в честь Кришны на санскрите "Харе Кришна/Харе Рама") и др.

Стоит отметить, что мнения на этот счет разнятся: в поддержку каждой гипотезы приводятся разнообразные исторические, лингвистические и археологические факты.

"Мокшане — этническая группа (субэтнос) мордвы, говорящая на мокшанском языке, одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви уральской языковой семьи; иногда выделяется как отдельный мордовский народ наряду с эрзянами.
...
В начале XX века, опираясь на топонимические сведения, С. К. Кузнецов заключил следующее: «в древнейший период своей истории мордва занимала огромное пространство, захватывающее нынешние губернии: часть Казанской, Нижегородскую, Пензенскую, часть Рязанской и Калужской, губернии Симбирскую, Тамбовскую и Саратовскую. Появление мордвы в самых низовьях, возле Астрахани, относится уже к позднейшему времени, а в пределах нынешних Уфимской и Оренбургской губерний она появилась в XVI и главным образом в XVII столетиях». Первоначальной родиной мордвы является правобережье средней Волги, бассейны правых притоков Оки и Суры. Мордва вытеснила отсюда финские племена, переселившиеся к северу" (Источник)
Дерево распада индоевропейской семьи по Старостину (и Ринге-Варнов-Тэйлор)
Дерево распада индоевропейской семьи по Старостину (и Ринге-Варнов-Тэйлор)

По морфологическому строю русский язык преимущественно флективный, синтетический. Грамматическое значение лексем передаётся, как правило, с помощью флексий.

Древний язык Индии обладает сложной синтетической грамматикой и считается одним из самых флективных языков мира.

В работе "О сродстве языка славянского с санскритским" А. Ф. Гильфердинг сравнивает славянский и санскрит. Работа включает лингвистический анализ языков в виде пар переводов: славяно-русского и санскрито-русского, рассортированных по типам изменений звучания.

"Краткое изложение выводов сделанных автором монографии:

  • Язык славянский во всех своих наречиях сохранил корни и слова, существующие в санскритском.
  • Все славянские наречия сохранили в одинаковой мере древние слова, восходящие до эпохи первобытного единства семьи индоевропейской.
  • Язык славянский, взятый в совокупности, не отличается от санскритского никаким постоянным, органическим изменением звуков.
  • Это ближайшее родство языков санскритского, литовского и славянского ещё яснее доказывается тем, что в них равномерно развиты многие звуки, чуждые прочим ветвям индоевропейского племени.
  • Смягчение согласных составляет также одно из тех свойств, которые связывают теснейшим родством славянский язык с литовским и санскритским и отделяют от них соплеменные ветви." (Источник)

Примеры таких словарных пар: «Агнец»: aghna — «неприкосновенный»; «амбар»: ambarajami — «собираю, коплю»; «валить»: val — «двигать»; «видеть»: vid — «узнавать»; «диво»: div — «блестеть»; «каяться»: khai — «сожалеть»; «канючить»: kan — «стонать, жаловаться»; «лупить»: lup — «лупить, резать»; «малина»: malin — «кустарник»; «пакость»: phakk — «бесчестно поступать»; «питать»: pitu — «пища»; «улей»: ulva — «дупло».

Однако хорватский славист Ватрослав Ягич выразил скепсис касаемо монографии Гильфердинга, сказав о том, что в своём стремлении объять необъятное, автор во многих случаях образовывал словарные пары по кажущемуся созвучию либо, при близости значений, не учитывая более точные звуковые признаки.

Также современный лингвист-доктор филологических наук Светлана Бурлак в своем докладе от 16 июня 2018 г. отметит:

"Так что санскрит, конечно, похож на русский, но вовсе не в том смысле, чтобы можно без переводчика всё сразу читать. На самом деле, ощущение, что санскрит похож на русский (или в обратную сторону – русский похож на санскрит, или санскрит похож на что-нибудь ещё), возникает у любого человека, который знаком с древними (или достаточно архаичными, как русский или литовский) европейскими языками, когда он внезапно знакомится с санскритом.

И, собственно говоря, сама наука индоевропеистика началась с того, что Уильям Джоунз познакомился с санскритом. И если бы тогда в моде были заголовки, как сейчас, то английские газеты выходили бы со словами: «Учёные в шоке! Санскрит похож на латынь (на греческий / на любые другие языки)!» На любые европейские языки, знакомые образованному филологу – на готский, на немецкий, на английский."

Далее Светлана Бурлак приводит примеры:

"И, соответственно, Уильям Джоунз в этой своей работе показал родство санскрита с языками Европы — как раз с латынью, греческим, готским, английским, немецким, персидским (который он до этого тоже поучил) и кельтскими языками. Потом Расмус Раск добавил ещё балтийские и славянские языки – и оказалось, что эти дикие восточные варвары тоже относятся к «индогерманской» (как тогда говорили) языковой семье.

...

Уильям Джоунз впервые высказывает идею, что такое сходство не может быть случайным и не может возникнуть в результате заимствования. А сходство, действительно, совершенно ошеломляющее. Вот, смотрите:Новый’: в санскрите nava-, в латыни novus, в греческом νέος (неос; ну, тут мы звука в не видим, потому что греческому языку не повезло: в между гласными там не выживает, там его просто нет, там даже буквы для него нет; т. е. есть буква «дигамма», которая иногда, в некоторых диалектах, в древние времена…, но если мы берём классический греческий, то там уже никакой дигаммы нету, просто неос). В английском new — орфография очень старая, поэтому она нам показывает те времена, когда это w ещё произносилось.

Местоимение ‘ты’: в санскрите основа tva- или tu-, в латыни . В английском thou — это устаревшая форма, но она в письменных памятниках засвидетельствована и сейчас используется либо для архаизации, либо в религиозных текстах.

‘Два’: в санскрите основа dva- (дальше окончания двойственного числа), в латыни duo, в греческом δυο (дюо), у нас два (если в мужском роде) или две (если в женском роде), потому что двойственное число склоняется по разным склонениям. В санскрите оно тоже будет по разным склонениям склоняться в зависимости от рода (число, естественно, двойственное). Англ. two — тоже w видно по орфографии, когда-то оно произносилось.

Слово ‘брат’: в санскрите bhrātar-, в латыни frāter, в английском brother (в греческом φράτηρ (фратер) тоже есть, но это член рода, а не прямо родной брат). Ну, тут видно, что и русский тоже вполне в это вписывается.

А вот дальше русский немножко не вписывается.

‘Нести’: в санскрите bhar-, в латыни fero, в греческом φέρω, в английском bear (не то, которое ‘медведь’, а то от которого birthday образовано). Кстати, обратите внимание на соответствия согласных: где в санскрите bh — там в латыни f, и в греческом тоже φ (ф), а в английском b; где в греческом, латыни и в санскрите d, там в английском t; где в греческом, латыни и в санскрите t, там в английском то, что пишется через th, а читается в зависимости от позиции. В данном случае оно читается как ð."

Далее автор говорит о сходстве латыни и русского и заключает: "И таких сходств, видимых невооруженным глазом, можно набрать достаточно много для любой пары языков индоевропейской семьи." (Источник цитирования)

. . .

Так или иначе, современные работы лингвистов и филологов не сходятся в едином мнении на этот счет. Однако изучение разных гипотез и точек зрения может помочь восстановить целостную картину мира.

В любом случае, у таких больших явлений существует множество интерпретаций, почему бы не поискать Истину вместе... Баба Яга или Баба Йога, как считаете? Пишите в комментариях!