Найти тему
Русская армия. История.

Как два храбрых летчика - советский и немецкий полетели друг на друга "в лоб". Кто первым струсил

Советские летчики у сбитого немецкого самолета
Советские летчики у сбитого немецкого самолета

Капитан Иван Пилипенко родился 15 августа 1912 года в селе Щербиновка Екатеринославской губернии. Его родители были простыми крестьянами. Парень окончил начальную школу и устроился работать на шахту № 11-12 заодно помогая родителям по хозяйству. Позже он перешел работать на завод имени Фрунзе в городе Константиновка. В 1933 году по комсомольской путевке его отправили учиться в Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу. Так Пилипенко стал летчиком.

На фронте тогда еще старший лейтенант Пилипенко оказался 10 августа 1941 года в составе 40-го истребительного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Воевал на Южном и Закавказском фронтах на должностях заместителя командира и командира эскадрильи на истребителе И-16. За время участия в войне совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 10 вражеских самолётов лично и 13 в группе.

26 мая 1942 года шесть истребителей под командованием Пилипенко прикрывали действия советских бомбардировщиков. Наши летчики столкнулись в районе Изюма с группой вражеских самолетов численностью до сорока машин. Завязался неравный бой в котором были сбиты два вражеских бомбардировщика и повреждены еще четыре. Наши летчики вернулись на аэродром без потерь.

Иван Маркович Пилипенко
Иван Маркович Пилипенко

22 июля 1942 года восемь истребителей под командованием Пилипенко прикрывая переправу через Дон под Ростовом сошлась в неравном бою с четырнадцатью Ме-110 и восьмью Ме-109. Были сбиты два "сто десятых" и четыре "сто девятых" Мессершмитта. Один из этих самолетов сбил лично Иван Маркович Пилипенко. Советская группа вернулась на аэродром также, как и в прошлый раз, без потерь. К сентябрю 1942 года Иван Пилипенко был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако получить награду так и не успел.

2 октября 1942 года шестнадцать истребителей И-16 под командованием уже капитана Ивана Марковича Пилипенко выполняли задачу по прикрытию двадцати двух истребителей И-153 оборудованных под бомбардировщики, которые должны были нанести удар по вражескому аэродрому у станицы Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарской АССР.

На подлете к аэродрому противник обнаружил группу. Несколько немецких самолетов попытались взлететь. Два вражеских самолета уничтожили на земле, а еще один был сбит капитаном Пилипенко уже в воздухе. И-153 принялись бомбить аэродром. Но тут на помощь немцам прилетела еще одна группа Мессершмиттов с соседнего аэродрома. Завязался бой.

Истребители И-16
Истребители И-16

Пилипенко в невыгодных для себя условиях на выходе из пикирования был атакован несколькими вражескими самолетами. Тем не менее он не растерялся. Развернув свою машину он повел ее в лобовую атаку на один из Мессершмиттов. Первый немецкий летчик оказался трусоват:

На высоте 150-200 метров Пилипенко, круто развернув свою машину, пошел в лобовую на ближайший «мессер» противника. Гитлеровский летчик не выдержал и отвернул. Пилипенко ударил в него пулеметной очередью. Фашистский истребитель вышел из боя и сел в поле на «вынужденную». (Источник: Герои Страны. Пилипенко Иван Маркович)

Однако после этого на Пилипенко вышел новый Мессершмитт. Этот немец оказался в разы храбрее своего предшественника:

Додонов видел, как командир решительно подворачивает тупой нос своего самолета, целясь в Ме-109. Понял – командир не свернёт с намеченного курса, не откажется от принятого решения. У немца же наверняка не выдержат нервы: в последний момент рванёт штурвал на себя, чтобы уйти вверх... Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу друг другу. Все ждали, что немецкий лётчик в последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но тот не отвернул... (Источник: О герое нельзя забывать. "Вести Прохладного")
Уничтоженный Ме-109
Уничтоженный Ме-109

Как вспоминал участник этого боя летчик Георгий Голубев, будущий Герой Советского Союза в своей книге "В паре с Сотым":

В память врезалось вот это: навстречу друг другу несутся два истребителя — наш и фашистский. Бьют из всех огневых точек и сходятся в лобовую. Длится это мгновение. Кто первый отвернет, кто не выдержит? Огненное облако, оглушительный взрыв — и, кувыркаясь, летят к земле пылающие обломки, льется огненный дождь бензина, еще секунду назад наполнявшего самолетные баки... Все, что осталось от двух самолетов и двух летчиков... (Георгий Голубев. "В паре с Сотым")

В результате проведения этой операции на вражеском аэродроме было уничтожено тридцать два самолета. Еще несколько враг потерял в воздухе. Помимо этого был уничтожен склад, десятки машин и другой техники и множество солдат противника. Наши потеряли четыре истребителя. Пилотировавшие их летчики погибли.

Летчик Иван Пилипенко был похоронен в станице Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В этом бою летчик Иван Пилипенко не струсил, не отвернул штурвал и пошел до конца. Нужно отметить, что и немец не испугался и не свернул. Но о нашем летчике будут помнить, как о герое всегда. А имя того немца никто сегодня не вспомнит. Все потому, что он пришел на чужую землю, чтобы захватывать, грабить и уничтожать. Капитан Пилипенко же, защищал эту землю и дрался за правое дело.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.