Капитан Иван Пилипенко родился 15 августа 1912 года в селе Щербиновка Екатеринославской губернии. Его родители были простыми крестьянами. Парень окончил начальную школу и устроился работать на шахту № 11-12 заодно помогая родителям по хозяйству. Позже он перешел работать на завод имени Фрунзе в городе Константиновка. В 1933 году по комсомольской путевке его отправили учиться в Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу. Так Пилипенко стал летчиком.
На фронте тогда еще старший лейтенант Пилипенко оказался 10 августа 1941 года в составе 40-го истребительного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. Воевал на Южном и Закавказском фронтах на должностях заместителя командира и командира эскадрильи на истребителе И-16. За время участия в войне совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 10 вражеских самолётов лично и 13 в группе.
26 мая 1942 года шесть истребителей под командованием Пилипенко прикрывали действия советских бомбардировщиков. Наши летчики столкнулись в районе Изюма с группой вражеских самолетов численностью до сорока машин. Завязался неравный бой в котором были сбиты два вражеских бомбардировщика и повреждены еще четыре. Наши летчики вернулись на аэродром без потерь.
22 июля 1942 года восемь истребителей под командованием Пилипенко прикрывая переправу через Дон под Ростовом сошлась в неравном бою с четырнадцатью Ме-110 и восьмью Ме-109. Были сбиты два "сто десятых" и четыре "сто девятых" Мессершмитта. Один из этих самолетов сбил лично Иван Маркович Пилипенко. Советская группа вернулась на аэродром также, как и в прошлый раз, без потерь. К сентябрю 1942 года Иван Пилипенко был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако получить награду так и не успел.
2 октября 1942 года шестнадцать истребителей И-16 под командованием уже капитана Ивана Марковича Пилипенко выполняли задачу по прикрытию двадцати двух истребителей И-153 оборудованных под бомбардировщики, которые должны были нанести удар по вражескому аэродрому у станицы Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарской АССР.
На подлете к аэродрому противник обнаружил группу. Несколько немецких самолетов попытались взлететь. Два вражеских самолета уничтожили на земле, а еще один был сбит капитаном Пилипенко уже в воздухе. И-153 принялись бомбить аэродром. Но тут на помощь немцам прилетела еще одна группа Мессершмиттов с соседнего аэродрома. Завязался бой.
Пилипенко в невыгодных для себя условиях на выходе из пикирования был атакован несколькими вражескими самолетами. Тем не менее он не растерялся. Развернув свою машину он повел ее в лобовую атаку на один из Мессершмиттов. Первый немецкий летчик оказался трусоват:
На высоте 150-200 метров Пилипенко, круто развернув свою машину, пошел в лобовую на ближайший «мессер» противника. Гитлеровский летчик не выдержал и отвернул. Пилипенко ударил в него пулеметной очередью. Фашистский истребитель вышел из боя и сел в поле на «вынужденную». (Источник: Герои Страны. Пилипенко Иван Маркович)
Однако после этого на Пилипенко вышел новый Мессершмитт. Этот немец оказался в разы храбрее своего предшественника:
Додонов видел, как командир решительно подворачивает тупой нос своего самолета, целясь в Ме-109. Понял – командир не свернёт с намеченного курса, не откажется от принятого решения. У немца же наверняка не выдержат нервы: в последний момент рванёт штурвал на себя, чтобы уйти вверх... Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу друг другу. Все ждали, что немецкий лётчик в последний момент отвернёт, как обычно и происходило. Но тот не отвернул... (Источник: О герое нельзя забывать. "Вести Прохладного")
Как вспоминал участник этого боя летчик Георгий Голубев, будущий Герой Советского Союза в своей книге "В паре с Сотым":
В память врезалось вот это: навстречу друг другу несутся два истребителя — наш и фашистский. Бьют из всех огневых точек и сходятся в лобовую. Длится это мгновение. Кто первый отвернет, кто не выдержит? Огненное облако, оглушительный взрыв — и, кувыркаясь, летят к земле пылающие обломки, льется огненный дождь бензина, еще секунду назад наполнявшего самолетные баки... Все, что осталось от двух самолетов и двух летчиков... (Георгий Голубев. "В паре с Сотым")
В результате проведения этой операции на вражеском аэродроме было уничтожено тридцать два самолета. Еще несколько враг потерял в воздухе. Помимо этого был уничтожен склад, десятки машин и другой техники и множество солдат противника. Наши потеряли четыре истребителя. Пилотировавшие их летчики погибли.
Летчик Иван Пилипенко был похоронен в станице Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В этом бою летчик Иван Пилипенко не струсил, не отвернул штурвал и пошел до конца. Нужно отметить, что и немец не испугался и не свернул. Но о нашем летчике будут помнить, как о герое всегда. А имя того немца никто сегодня не вспомнит. Все потому, что он пришел на чужую землю, чтобы захватывать, грабить и уничтожать. Капитан Пилипенко же, защищал эту землю и дрался за правое дело.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.