36-я гвардейская стрелковая дивизия была сформирована на базе 9-го воздушно-десантного корпуса, укомплектована комсомольцами Урала, Сибири, Дальнего Востока и республик Средней Азии. Командовал дивизией полковник М.И. Денисенко. Военным комиссаром дивизии был бригадный комиссар И.В. Кудрявцев, а начальником политотдела - полковой комиссар Г.И. Денисов, будущий директор музея обороны Сталинграда.
Состав (на август 1942 г.): 104-й, 106-й, 108-й гвардейские стрелковые полки; 47-й отдельный пулеметный батальон; 41-й саперный отдельный батальон; 41-й отдельный гвардейский зенитный батальон; 47-я рота связи; 40-й отдельный медико-санитарный батальон.
Под Сталинград дивизия прибыла 11 августа 1942 г. и была направлена в состав 57-й армии генерала Ф.И. Толбухина для защиты южных рубежей обороны. В тот же день двум полкам дивизии предписывалось составить резерв армии, а 108-му полку - занять оборону в межозерном дефиле Сарпа - Цаца - Барманцак и не допустить прорыва противника на Райгород.
20 августа немецкие танковые части перешли в наступление по всей линии обороны 57-й армии. В этот день воины 36-й гвардейской дивизии приняли свой первый бой на сталинградской земле и выстояли. В конце августа - начале сентября основные силы дивизии, переведенные в состав 64-й армии, сражались на реке Червленой. Четыре дня удерживали свои позиции гвардейцы. Здесь отличились лейтенант Ф. Седых, политрук И. Тимошенко, лейтенант Л. Южаков. Заместитель командира отделения К. Амиров был даже награжден медалью «За отвагу».
2 октября силами четырех дивизий, в том числе и 36-й, 64-я армия предприняла удар в направлении на Песчанку. Противник был отброшен на полтора - два километра. В двадцатых числах октября силами 64-й армии велись бои на этом направлении уже не только для того, чтобы помочь 62-й армии. С тактической точки зрения она готовила позиции для контрнаступления.
Перед контрнаступлением советских войск 36-я дивизия была вновь переведена в состав 57-й армии. Утром 20 ноября началась артиллерийская канонада, и через некоторое время части армии перешли в наступление. Вместе с другими частями армии 36-я дивизия прорывала позиции румынских частей в направлении р. Червленой. После соединения войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов, 23 ноября 1942 г., немецко-фашистские войска оказались в окружении. 57-я армия вела бои по сужению внутреннего кольца окружения. Но эта задача оказалась очень сложной, в силу непредвиденного советским командованием огромного количества окруженных сил немецких войск и их союзников.
После подготовки операции «Кольцо» части Донского фронта 10 января 1943 г. перешли в решительное наступление с целью окончательно сломить сопротивление и разгромить противника. 36-я дивизия располагалась на стыке 57-й и 64-й армий и, в зависимости от тактической обстановки, передавалась из одного подчинения в другое. Она находилась в первом эшелоне 64-й армии с задачей наступления в направлении Цыбенко - Песчанка. Каждый километр продвижения сопровождался тяжелыми боями.
Ожесточенность и большие людские потери были подтверждены в 2015-2020 годах, в ходе поисковых работ, проводимых Поисковым отрядом «Разведка» в районе хутора Цыбенко. Поисковикам удалось обнаружить передний край обороны дивизии, а также, пулеметные точки противника. Удачное расположение этих точек, вкупе с рельефом местности (затяжной и достаточно крутой подъем) создавали губительные условия пулеметного огня по наступающим порядкам советских войск.
В первые дни наступления, вместе с 204-й дивизией, 36-я гвардейская штурмовала опорный пункт - высота 111,6. 23 января удалось овладеть поселком Песчанка, после чего дивизии 64-й армии устремились непосредственно к городу. Ведутся бои за станцию Садовую, Верхнюю Ельшанку, Купоросное. М.С. Шумилов принимает решение: передовым частям армии, в том числе и 36-й дивизии, наступать в северном направлении, имея задачу выйти к центру Сталинграда и соединиться с 62-й армией. Продвинувшись через Дар-гору, 36-я с другими соединениями армии штурмовала элеватор и вокзал станции Сталинград-1, которые в эти сентябрьские дни стали символами мужества и героизма советских солдат. В завершающих боях отличился гвардии старший лейтенант В.Х. Бабич, отмеченный орденом Красной Звезды еще за летние бои. Вместе с группой разведчиков 36-й дивизии Бабич внезапно появлялся в расположении противника и наводил там панику. У станции Садовая его группа захватила более 300 пленных, а в боях за элеватор он первым вышел к берегу Волги в этом районе.
36-я гвардейская стрелковая дивизия принимала участие в Курской битве, в освобождении Харькова, Украины, Венгрии, Румынии, Чехословакии и Австрии. Войну закончила как 36-я гвардейская стрелковая Верхнеднепровская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова ll-й степени дивизия.
В честь 36-й гвардейской стрелковой дивизии названа улица в Советском районе Волгограда.