Найти в Дзене

Воздушная и тональная перспективы

Оглавление

Воздушная и тональная перспектива играют важную роль в создании пространственного восприятия фотографии.

Воздушная перспектива помогает определить глубину сцены, заставляя дальние объекты выглядеть более бледными и размытыми, а ближние – более контрастными и четкими.

Тональная же перспектива позволяет создавать ощущение объемности и формы объектов на изображении за счёт игры светотени, тонов и контрастов.

Воздушная перспектива

Прием воздушной перспективы чаще всего используют при съемке пейзажей. В отличие от линейной перспективы, рассмотренной в предыдущем посте, фотограф работает не с геометрией, а с контрастом и четкостью объектов.

Глубина пространства в кадре появляется благодаря постепенному изменению тонального контраста объектов по мере удаления их от камеры. Глядя на такие фотографии возникает ощущение, что она создана из нескольких слоев, наложенных друг на друга.

Способом достижения воздушной перспективы является съемка в условиях тумана. Туман подчёркивает объекты расположенные ближе к камере и скрывает всё, что находится вдалеке. Помимо тумана подойдут такие «ингредиенты», как дымка, пар, дым от костра, воздушная пыль.

Тональная перспектива

Тональная перспектива – термин, который относится к техническому аспекту, описывающему восприятие элементов и передачу глубины при помощи цветов и оттенков объекта. Она предполагает, что светлые или холодные тона (голубой, фиолетовый, зеленый) кажутся более удаленными от зрителя, в то время как тёмные или теплые тона (красный, желтый, оранжевый) будто находятся ближе. Это явление называют хроматической стереоскопией, оно успешно используется в живописи.

Описанный выше принцип передачи глубины на фотографии следует называть прямой тональной перспективой. Существует противоположное явление, называемое обратной тональной перспективой. Оно заключается в том, что объект, который находится на удалении от зрителя, кажется темнее ближайших к нему объектов. Например, снимок, на котором изображен силуэт человека, находящегося вдали, а передний план занят туманом.

Тональную перспективу легко спутать с воздушной из-за их внешней схожести. Тональная перспектива основана на изменении цветовых оттенков объектов в зависимости от удаленности от зрителя. Воздушная перспектива, в свою очередь, строится на изменении яркости и контраста объектов на различных расстояниях.

Способом достижения эффекта воздушной перспективы являются атмосферные явления: туман, дождь, снег и др., а в достижении тональной перспективы важную роль играют прозрачность и влажность воздуха, наличие ветра и пыли.

Для достижения эффекта тональной перспективы понадобятся:

  1. Большое расстояние до объекта съемки.
  2. Построение кадра с использованием нескольких планов (передний средний дальний).
  3. Погодные и атмосферные явления (дождь, снег, туман, дымка, пыльные бури, метели).

В целом, использование воздушной и тональной перспективы в фотографии может помочь создать более интересные и глубокие изображения. Однако для достижения желаемого эффекта важно учитывать ряд факторов, таких как световые условия, композиция, формы и размеры объектов и правильный выбор ракурса.

Используя все эти приемы с правильной долей художественного восприятия, можно создавать настоящие шедевры фотографии.