Найти тему
Игорь Орлов

Андрей Ткачев оскорбил нерожавших женщин. Почему? 3 объяснения.

Оглавление

23 сентября 2024 года «народный батюшка» России, протоиерей РПЦ Андрей Ткачев сделал очередное свое «сенсационное и экстравагантное заявление».

Вновь он обрушился на женщин (почему он так неравнодушен к ним?). Но теперь… на женщин не рожавших.

Почему он сделал это?

Этому есть 3 возможных объяснения.

Заявление Ткачева.

Послушаем сначала самого Ткачева:

«Женщине дана утроба, чтобы рожать, и грудь дана, чтобы кормить. Она всю жизнь прожила — и не кормила грудью — зачем эта грудь ей нужна? Лучше бы ты была мальчиком. Зачем это бесполезное все?» (Рамблер Новости от 23.09.2024, ТГ канал портала URA.ru, издание РИАМО)

Если понять слова Ткачева буквально, то может показаться, что священник агитирует за трансгендерность. Не рожаешь – становись мальчиком. Но здесь другое. Об этом ниже.

Реакции и оправдание.

Как и обычно, на заявление отреагировали женщины на высоких постах России, посчитав заявление публичного священника не умным и не тактичным. Так, например, глава союза женщин России Екатерина Лахова (по данным Daily Storm) высказалась, что считает такие высказывания священника «глупостью» и «безобразием». Лахова также посоветовала Ткачеву рассуждать лучше о здоровье россиян.

Екатерина .Лахова, глава союза женщин России
Екатерина .Лахова, глава союза женщин России

Извинительные и объяснительные слова пришлось сказать в защиту протоиерея, представителю РПЦ Вахтангу Кипшидзе, заместителю председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

Не будем приводить здесь реакции и защиту Ткачева. Обратим внимание на другое: почему он это сделал?

Три объяснения ниже

Объяснение 1. Внешняя ситуация или «ветер».

Что побудило протоиерея Ткачева поднять именно эту тему, про нерожавших женщин? Явно не отрывок из Евангелия, ибо там о другом. Не суровый или мягкий пост во славу Божью, с покаянием и смирением в сердце своем. Другое.

Тема «чайлдфри» (отказа от деторождения) поднимается в правительстве РФ уже не один год. На то есть причины (о них ниже).

В сентябре 2024 года в Госдуму внесен на рассмотрение законопроект о запрете пропаганды чайлдфри (отказа от деторождения). В текст статьи 6.21 КоАП РФ предлагается добавить фразу «запрет пропаганды отказа от деторождения».

Авторами законопроекта выступили более 150 депутатов, пять сенаторов. В числе их — председатель Госдумы Вячеслав Володин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Вячеслав Володин, председатель Госдумы РФ
Вячеслав Володин, председатель Госдумы РФ
Валентина Матвиенко, спикер Госдумы
Валентина Матвиенко, спикер Госдумы

По этому закону (пока он на рассмотрении, еще не принят) предусмотрены штрафы за открытую пропаганду отказа от деторождения в РФ.

Размеры штрафов: для физических лиц от 50 000 до 400 000 ₽, для должностных лиц — от 400 000 до 800 000 ₽, для юридических лиц — от 2 000 000 до 5 000 000 ₽.

Почему внесен такой законопроект?

Происходит убыль российского населения (активная миграция россиян из страны, гибель в СВО, ранняя смертность из-за плохого качества здравоохранения, и другие). Чтобы нивелировать последствия такой убыли - надо запретить женщинам не рожать, а также наказывать за пропаганду отказа от деторождения. Соответственно, приветствуется линия – рожать женщинам больше и активней. И поддерживать эту линию.

Государство таким образом регулирует демографические проблемы, которые сами являются последствиями других причин. Оно может регулировать по другому, лучше (создавая, например, экономические, медицинские и иные условия лучше для жизни), но регулирует так.

Есть, конечно нюансы, так как кроме явления чайлдфри (нежелающих рожать) есть явление и чайлдлесс (невозможность рожать). Причины не рожать у женщин разные (не от кого, не от каждого готова, экономические, политические и другие). Как это все будет урегулировано законом – вопрос законодательной и исполнительной власти. Здесь о другом.

Когда идет такой законодательный тренд в стране и происходит такая демографическая ситуация (такой «политический ветер»), в помощь этому с религиозной пропагандой на эту тему выходит Ткачев, который заявляет вышеназванную фразу. Тем самым, «религиозно» поддерживая государственную линию. И совершая все это в том тоне и манере, которые ему свойственны. Об этом тоне, манере и содержании ниже.

2 объяснение. Внутренняя причина: специфика Ткачева.

Не могу себе представить, чтобы Христос Любви в такой манере говорил бы с нерожавшей женщиной. Не могу себе представить, чтобы так говорили другие, христолюбивые проповедники. Но у Ткачева такая манера.

В программе «Честное слово» от 26.09.2024 священник КПЦ Андрей Кураев поделился тем, почему риторика и манеры Ткачева таковы, какие они есть. Почему Ткачев столь грубо и оскорбительно высказался в адрес нерожавших женщин.

Андрей Кураев священник КПЦ, философ, богослов, проповедник
Андрей Кураев священник КПЦ, философ, богослов, проповедник

Кураев отмечает, что знаком с Ткачевым уже много лет, еще с нулевых годов, когда они вместе нередко проповедовали и общались в Киеве. Кураев приезжал туда из Москвы, Ткачев жил и работал там. Тогда киевляне очень радовались тому, что у них появился «свой Кураев» и тоже отец Андрей, Андрей Ткачев.

Андрей Ткачев и Андрей Кураев на киевском телевидении в нулевые годы.
Андрей Ткачев и Андрей Кураев на киевском телевидении в нулевые годы.

Перед одним рок концертом там, в Киеве, когда Кураев и Ткачев вместе должны были произносить проповедь, Ткачев пришел сильно выпившим. И в таком состоянии проповедовал.

Андрей Ткачев
Андрей Ткачев

Часто ли потреблял и потребляет Ткачев – Кураев не знает. С ним он не пил и не общался на этот счет. Но факт отмечен тогда был. Поэтому, когда слушаем Ткачева и замечаем что-то странное, заметил Кураев, надо задаться вопросом – не выпившим ли был «батюшка» Ткачев?

Но, как говорят в России, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Почему Ткачев выбирает именно такую манеру проповеди: жесткую, агрессивную, подчас оскорбительную? – такой вопрос был Кураеву от журналиста и ведущего «Честного слова». Так от него ждет РПЦ, чьи интересы он представляет или это его личностный подход? – уточнил еще журналист.

Кураев дал ответ: это личностный подход Ткачева. Он талантливый человек, много читает, читает не системно, не имеет основательного фундаментального богословского образования (лишь экстернат) и потому его интересно слушать. Он не зашорен, не по рельсам. Он бывает, как это говорят - out box (вне коробочным), то есть вне норм, оригинален в своем творчестве.

Более того, заметил Кураев, такая риторика, как у Ткачева, сейчас гораздо больше востребована в современном российском обществе. Здесь совпали манеры Ткачева (грубые, часто агрессивные) с градусом и духом большинства его аудитории. Потому, ему это синхронно и это принимается его аудиторией «понятно и благодарно».

Глубоко интеллигентные одухотворенные проповеди, которые проводили такие великие проповедники православия как прот. Александр Мень, прот. Александр Шмеман, митрополит Антоний Сурожский сейчас менее популярны. Названные проповедники умели заинтересовать через положительные примеры: библейские, евангельские, жизненные. Показать благо Бога, показать Его Свет, Его Любовь. Они апеллировали к высшим мотивам человека, к высшей его природе, назовем ее - божественной. Потому что в них самих была сильная эта высшая природа, она была синхронна им.

Христолюбивые проповедники христианства: прот. Александр Шмеман, митр. Антоний Сурожский (Блум), прот. Александр Мень. В их тоне, подходе чувствовался Христос, христово.
Христолюбивые проповедники христианства: прот. Александр Шмеман, митр. Антоний Сурожский (Блум), прот. Александр Мень. В их тоне, подходе чувствовался Христос, христово.

Сейчас в России идет лучше религиозная проповедь в несколько ином, более жестком, заниженном формате. Запугивающем, оскорбительном, с градусом гордыни гораздо больше, чем смирения. Ткачеву близок этот формат и он, где-то даже сам задает некоторые его акценты, замечает Кураев. Церковь, видя, что он популярен в РФ, не препятствует этому.

Ну, а темы, как было замечено в 1 разделе статьи, выше, он выбирает те, что идут в тренде российской политики, в «политическом ветре», поддерживая ее религиозно.

Вспомним, еще по данной теме, что христианская культура подняла уважение к женщине, а не унизила ее. Вопрос деторождения в христианской традиции – это особое таинство Бога, а не просто биологический акт млекопитающего. Потому что рождается новая жизнь…человеческая (об этом в самом конце).

3 объяснение. Недостаток системных богословских знаний.

Несмотря на то, что Андрей Ткачев достаточно ярок в своих выступлениях, так как мыслит не «в коробочке», он имеет недостаток духовного системного образования, заметил Кураев.

В данном конкретном случае, с оскорблением нерожавших женщин, Ткачев говорит вещи более характерные для католичества, чем православия.

В католичестве, напоминает Андрей Кураев, да, более строгие предписания церковные по интимной жизни семьи. Предназначение интима в семье – деторождение, создание потомства.

В православии не только так. Вспомним вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Он говорит, что интимная жизнь в семье дана не только для деторождения, но и служит сближению, родству мужчины и женщины.

Святитель и вселенский учитель Иоанн Златоуст (4-5 век от РХ)
Святитель и вселенский учитель Иоанн Златоуст (4-5 век от РХ)

Православие взяло эту мысль святителя Иоанна Златоуста за основу. Поэтому в православии более мягкие требования к семейной и интимной жизни. Строго запрещается прелюбодеяние. Но не запрещается заниматься интимом не только для деторождения в семье, но и для душевного и иного сближения супругов. Мы помним, что Иоанн Златоуст говорит, что уход от греха блуда и прелюбодеяния - это гармоничная интимная семейная жизнь.

Заключение.

Поэтому, такой неоправданно жесткий пассаж Ткачева в отношении нерожавших женщин – определенное вольнодумство на религиозную тему в угоду «политическому ветру». Усиление, ужесточение и поднятие требований, которые гораздо мягче и человечней в христианской православной семейной традиции.

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Евангелие от Иоанна 16:21.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Евангелие от Иоанна 16:21.

Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Ставьте лайк.

Делитесь с друзьями.

Приглашайте на канал.

Добра всем.