Как и в прошлый понедельник, сегодня я расскажу про малозаметную картину со "взрослым" рейтингом R, которая ещё идёт в ограниченном прокате, в сентябре она была даже в Российских кинотеатрах. Но в этот раз её хотя бы не стыдно рекомендовать к просмотру, даже наоборот – хочется рекомендовать.
Это криминальная (местами очень чёрная) комедия “Ненасытные люди” (Greedy People) от малоизвестного режиссёра Потси Пончироли и не более известного сценариста Майка Вукодиновича. И Ваш покорный слуга сейчас расскажет, почему в обзорах на этот фильм нередко всплывало имя Квентина Тарантино и часто упоминался классический фильм “Фарго” (1995), ну и почему "Ненасытные люди" достойны просмотра.
Сюжет
Краткие синопсисы на профильных сайтах о сюжете “Ненасытных людей” говорят чуть больше, чем ничего, и будто тренируются в напускании тумана, поэтому я расскажу о нём сам.
Офицер Уилл Шелли (номинант “Эмми” и премии Гильдии киноактёров Химеш Патель) вместе с беременной женой Пэйдж (лауреатка премии Гильдии киноактёров и номинантка “Золотого глобуса” Лили Джеймс) переезжает в маленький островной городок, где ничего не происходит, и устраивается в местный полицейский участок.
Но первый же рабочий день не ладится с самого утра. Сперва Уилл замечает, что из-за лопнувшего капилляра его глаз походит на “кошачью задницу”, о чём впоследствии ему напомнят не единожды. Потом в напарники дают Терри Брогана (двукратный номинант “Золотого глобуса” Джозеф Гордон-Левитт) – одинокого, скучающего и бестолкового офицера, который, пользуясь служебным положением, любит позавтракать на халяву и в рабочее время встречаться с замужней женщиной у неё дома.
Только это ещё не самое страшное. Пока Терри кувыркался со своей “дамой сердца”, Уилл принял вызов диспетчера и неправильно трактовал код (Вы же помните, что копы передают друг другу информацию о происшествиях кодами?). Напарник рацию не брал, и Уилл помчался на вызов один.
И вот он с пистолетом в руках врывается в дом, где его не ждали. Возмущённая таким вторжением хозяйка набрасывается на незадачливого офицера, и в ходе борьбы Уилл случайно убивает женщину.
Вскоре на место прибывает Терри и обнаруживает неподалёку от тела сумку с миллионом долларов наличными. Вскоре он убеждает Уилла, что единственный их шанс выпутаться из этой ситуации и не потерять всё – обставить убийство, как ограбление, и замести свои следы. Что они и делают.
Разумеется, всё пойдёт совсем не по плану, потому что я кратко пересказал только самую завязку.
На что это похоже
Любители творчества братьев Коэнов наверняка увидят знакомые черты их картин даже в моём скупом описании. И подражание “Ненасытных людей” коэновскому стилю не только в глуповатых героях, сумке с деньгами (привет, “Фарго”) или столкновении драмы с комедией. Это ещё и та же необъяснимая человеческая жадность, приводящая к жертвам, и череда неожиданных событий, которые, словно кости домино, посыплются одно за другим после одной нелепой случайности (это я про путаницу в кодом, а не про убийство).
И если в коэновскости фильму трудно отказать, то с творчеством Квентина Тарантино “Ненасытных людей” роднит только криминальный поджанр. Ну серьёзно, я не увидел практически ничего общего, что обещали обзорщики. Диалоги не такие увлекательные, съёмка по большей части незаметная, насилие не такое уж и чрезмерное.
Да, было какое-то подобие разделения повествования на главы, но оно получилось скорее условным. Да, цитировался диалог про черничный пирог. Но многие ли его помнят, и он ли суть стиля Квентина? Тарантиновский стиль, как показала история, слишком уж специфичный и подвластен лишь самому Квентину. Так что этим сравнениям верить не стоит.
Однако уже одна только Коэновскость в “Ненасытных людях” дорогого стоит. Так же умело в их стиль смог, на моей памяти, только Ной Хоули с сериалом “Фарго”. Чем не повод познакомиться с картиной, как думаете?
Чем ещё он хорош (или плох)
Самое очевидное и самое главное – сюжет. При всей кажущейся простоте, некоторые его твисты будут очень неожиданными. И даже если удастся предсказать концовку, то предвидеть, как повествование к ней придёт, будет не просто. Это очень хорошо.
Однако, прочитав “-комедия”, не ожидайте чего-то гомерически смешного. Юмор здесь тонкий, опять же, порой чёрный, в духе уже упомянутого дуэта братьев-режиссёров, да и персонажи здесь не такие уж и карикатурные. И не сочтите за спойлер, концентрироваться он будет в первой половине фильма, потому что во второй приставка “траги-” выйдет на первый план и раскроется во всей красе.
В этом, пожалуй, главное достоинство “Ненасытных людей” – фильм не старается скрывать подражание классикам и не старается выдать это за собственный стиль. Он и визуально выглядит довольно бюджетно, чего не каждый зритель заметит, но всё же. Фильм просто рассказывает свою историю, которая, как и в жизни, может начаться комично, а закончиться очень трагично.
Итог
Увы, но зрители и критики приняли “Ненасытных людей” скорее за неумелое пародирование, чем за вежливый оммаж. Об этом говорят посредственные оценки и сборы меньше ста тысяч долларов, делая картину не только малозаметной, но и недооценённой.
А жаль, мне она понравилась. Но у каждого своё Хорошее Кино, даже если вкусы порой сходятся.
Следы преступления заметал Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
Кинопоиск: 6.4 (3,4 тыс. оценок)
IMDb: 6.2 (6 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 56 % (100+ оценок)
Роттен Томатос, критики: 58 % (38 рецензий)