Конечно о том, что гонщики в СССР дорабатывали не самые мощные моторы отечественных машин всем хорошо известно. Тут правда тоже есть определенная тонкость. Когда вы слышите о том, что двигатель развивал мощность в 180 сил и более, то верить на все сто процентов этому не стоит. Атмосферные движки конечно имели очень неплохую отдачу, но вот заявленная мощность была "снята", как правило, на стенде, с первичного вала, и не учитывала потери на трансмиссию и мост. Но вот приладить к карбюраторному силовому агрегату турбину попытался лишь один Стасис Брундза, ну если быть более точным, то его знаменитый инженер-моторист Збигнев Киверт. Но, увы, наладить стабильную работу двигателя они так и не смогли. Причем сделали это в 1984 году. А вот финские коллеги, импортеры фирмы Konela, такие машины не только делали, но и продавали. И первые экземпляры появились у дилеров в 1981-м. О них почти никто в нашей стране не знает, поэтому восполним пробел.
Сведений, увы, о машинах совсе не много. Единственный источник информации, статья опубликованная в Финляндии в журнале выпускаемым самой компанией импортером советских автомобилей. Однако, она интересна тем, что в ней описываются впечатления от поездки за рулем Лада финского гонщика Харри Вяяненена. Статья так и называется: "Lada 2107 Turbo от Konela - маленькая легенда". Именно из этой стати и взято большинство фотографий "гуляющих" в интернете. Приведу перевод заметки почти полностью. Думаю вам будет очень интересно. Да, замечу, первая проба пера состоялась на "пятерке", потом тот же двигатель перекочевал на "семерку". Итак, читаем.
Lada Turbo станет привычным автомобилем, по крайней мере, в Хельсинки. Эта модель, продаваемая Konela в Финляндии, существенно отличается от обычной модели 2107, потому что она ездит быстро, очень быстро. Так что же это за Lada Turbo ? Сможет ли она ехать быстро и безопасно ? Вот вопросы, которые были заданы гонщику Харри Вяяненену.
Начнем с того, что уже известно, что новая Lada 2107 Turbo очень быстрая и имеет спортивный внешний вид. Автомобиль оснащен турбокомпрессором IHI. Передний и задний спойлер были сделаны для того, что бы увеличить прижимную силу и оптимизировать воздушные потоки.
Тут стоит уточнить. В статье упоминается доработанный вариант машины. В штатном исполнении никаких спойлером не было.
На землю автомобиль опирается шинами 175/70 R13 которые сбортированы на 5,5-дюймовые алюминиевые диски. Внутри первое, что бросается в глаза, - это деревянное рулевое колесо OBA. Ручка переключения передач той же фимы. На приборной панели размещен манометр указывающий на давление турбонаддува, который дополняет и без того очень полную приборную панель 2107. стоит отметить и специальную отделку салона.
Я намерено не буду вносить изменения в текст статьи. Поэтому не удивляйтесь следующим словам финского автора. Он ведь работал на Konela и импортеру нужно машины продавать автомобили, а не выискивать в них минусы. Продолжаем читать.
Таким образом, перед запуском двигателя водитель будет осознавать, что находится на борту автомобиля с турбонаддувом, но не нужно переживать. Ведь всем известно, что Lada 2107 - очень хороший автомобиль. Однако оснащенный более мощным двигателем он будет еще лучше.
Машина комфортно разгоняется и хорошо держит дорогу. Передаточные числа подобраны практически идеально. Мы не рискнули "крутить" мотор до отсечки. Но все же проверили его динамику и максимальную скорость. Она, кстати, больше, чем может показать спидометр, то есть более 180 км/ч. Ускорение тоже впечатляющее. Даже с тремя пассажирами в салоне седан разгоняется довольно динамично. Общий уровень шума в салоне довольно низкий. Вы можете слышать, что говорит ваш сосед на скорости 140 км / ч.
Тут требуется небольшое пояснение. Доработкой мотора занималась компания Guy Moerenhout Lier(GRM) которая "довела" мощность до 110-120 лошадиных сил. Точных сведений мне найти не удалось. При этом они не повышали объем силового агрегата, он оставался стандартным. Они же подбирали оптимальные передаточные числа для коробки. Теперь мнение финского пилота.
"Она хорошо себя ведет", - сказал Харри Вяяненен, сидящий рулем. "отличное ускорение, при этом уровень шума довольно низкий. Кроме того, двигатель с турбонаддувом потребляет меньше бензина и позволяет безопасно обгонять".
Lada 2107, представленная в этой статье, стоит 58 000 марок, но это с учетом дополнительного оборудования. В базе такой автомобиль стоит 51 000 марок, рассказывает Юхани Рувала из Konela-Auto Helsinki. Доставка занимает две недели с момента заказа. На него предоставляется гарантия 1 год, как и на автомобиль с атмосферным двигателем.
Это самый дешевый автомобиль с турбонаддувом на рынке. Конкурирующие модели стоят на десятки тысяч марок дороже. Модель 2107 Turbo продается только несколькими дилерами сети Konela : Lauttasaaren Autotalo, Malmin Autotalo и Pitäjänmäen Autopiste. Если вас интересует эта модель, вы можете связаться с этими дилерами.
И вы можете в это поверить, это довольно приятное ощущение - видеть головы других автомобилистов, когда их обгоняют - кто бы в это поверил? - человек на обычной "Lada", у водителя которой, похоже, есть запас дополнительной мощности!
Финны и правда подходили к своей работе довольно ответственно. И если в шестидесятые годы отечественные машины пусть не были верхом совершенства, но тем не менее стояли практически на одной ступеньке с европейскими машинами. То к 80-м они могли брать только низкой ценой. Однако в Konela четко понимали, что бесконечно долго так продолжаться не может. И продавать под видом новой модели все тот же Fiat 124/ВАЗ 2101 родом из 60-х долго не получится. Именно поэтому в салонах и появлялись вот такие вот, пусть и мелкосерийные разработки.
Некоторые читатели усомнились в правдоподобности того, что финны сделали такие машины. Специально для сомневающихся, вот оригинальная статья за 1984 год
А вот информация с финского форума любителей Лада, правда датировано все 2006 годом. Перевод корявый, но править специально не стал.
Турбины Konela, как и турбины Stockmann для Ford Sierra, были изготовлены на заводе Gt-Motors - на полках магазинов компании до сих пор стоят карбюраторы Solex и турбины IHI, используемые в амбарах, а также регуляторы давления топлива.Закончились промежуточные патрубки для турбонаддува. Когда я спросил, сколько будет стоить установка турбонаддува на Lada, когда я пригнал машину и подготовил ее, мне сказали, что цена составляет 3000 евро. С новыми запчастями и готовая к работе.
А вот оригинал, на финском
Kyseiset Konela-turbot kuten myöt Ford Sierran Stockmann-turbot tehtiin Gt-motorsissa- Kyseisen yrityksen hyllyillä on vielä Ladoissa käytettyjä Solex-kaasuttimia ja IHI-turboja sekä bensapaineensäätimiä.Väliputket turboa varten olivat loppuneet. Kun kysyin mitä maksaa Ladan turbotus kun ajan auton pihaan ja haen valmiina , niin minulle sanottiin hinnaksi 3000€. Uusilla osilla ja ajovalmiina.
А это информация о ВАЗ-2105
Некоторая техническая информация о 2105 turbo взята из журнала TM 19.83
Объем двигателя: 1294 см3
Мощность: прибл. 85 л.с.
представление
0-100 км/ч 13,1 с
0-400 м 18,6 с
Конечная скорость 115 км/ч
0-1000 м 35,1 с
конечная скорость 140 км/ч
больше технической информации в статье нет.
Ну и оригинал, на финском
Joo täs olis jotain teknisiä tietoja 2105 turbosta
otettu TM 19.83 lehdestä
Kuutiotilavuus:1294cm3
Teho: n.85hv
suorituskyky
0-100km/h 13,1s
0-400m 18,6s
Loppunopeus 115km/h
0-1000m 35,1s
loppunopeus 140km/h
enempää teknisiätietoja ei sitten lehdessä ollutkaan