АвтоВАЗ, АвтоВАЗ… Наш родной гигант отечественного автопрома, который продолжает удивлять своей незыблемой верностью принципу «мы не ищем лёгких путей». И вот, вместо того чтобы радовать нас своими новыми шедеврами инженерной мысли, АвтоВАЗ вдруг решил взяться за экономику и политику. Да-да, президент компании Максим Соколов призвал защитить Россию… Нет, не от глобальных угроз, а от дешёвых иномарок! Оказывается, именно они, эти «коварные» иностранные автомобили, виноваты во всех бедах отечественного автопрома. Ну, конечно, как же иначе?
АвтоВАЗ, производитель легендарных автомобилей, которые уже давно стали синонимом квеста по выживанию на дорогах, теперь отчаянно борется за свою жизнь. Их план прост: убрать с рынка все дешёвые иномарки, ведь именно они мешают простому человеку понять всю прелесть того, каково это — сидеть за рулём «Лады». Ведь если дать людям возможность купить «что-то другое», кто же будет испытывать на себе все радости и чудеса русской механики?
Но давайте поговорим честно. АвтоВАЗ всегда был известен своим неподражаемым подходом к автомобилестроению. Что там говорить, каждая новая модель — это не просто автомобиль, это настоящий предмет искусства. И неважно, что это искусство, как правило, требует вмешательства автомеханика уже через пару недель после покупки. АвтоВАЗ не просто выпускает машины — он создаёт целые приключения! Хочешь проверить себя на прочность? Купи «Ладу». Нужен адреналин на дорогах? Пожалуйста! «Лада» обеспечит тебе массу эмоций, когда двигатель заглохнет посреди оживлённой трассы или дворники откажутся работать в самый дождливый день.
А теперь представьте, что будет, если дешёвые иномарки исчезнут с рынка. Что останется у нас, простых смертных? Верно, только «Лады», эти истинные машины-супергерои, которые могут с лёгкостью превратить любую поездку в экстренное приключение. Разве не романтика? Но если серьёзно, то идея защитить рынок от иномарок звучит как попытка скрыть проблему, вместо того чтобы её решать. Неужели АвтоВАЗ всерьёз считает, что проблема в дешёвых машинах, а не в том, что их собственная продукция уже давно нуждается в капитальном обновлении?
Максим Соколов продолжает развивать эту тему, призывая государство вмешаться, да ещё и с «точечной донастройкой законодательства». Как это мило — ведь для того, чтобы заставить людей покупать «Лады», явно недостаточно просто предложить им хороший автомобиль. Надо убрать конкурентов! Пусть люди и дальше катаются на автомобилях, которые выглядят как транспортные средства из 90-х годов, только что выгнанные с конвейера. Но, конечно, без дешёвых иномарок — ведь это реальная угроза!
Каков результат такой стратегии? Да, цены на автомобили будут расти. Неважно, что и без этого они уже выглядят как шутка. Интересно, как много покупателей захотят отдать свои кровные за «новую» «Ладу», если за те же деньги можно купить подержанную иномарку, которая и надёжнее, и безопаснее? Но что ещё более интересно, когда АвтоВАЗ, наконец, начнёт предлагать что-то, что действительно стоит этих денег?
И вот здесь начинается самое интересное. По словам Соколова, российские машиностроители готовы «исполнить поставленные задачи». Вопрос только в том, кто поставил такие задачи? Сделать автомобили, которые, как минимум, вызывают ностальгию о прошлом, или запустить полное перерождение бренда, который перестанет быть предметом анекдотов? Пока что Соколов, похоже, больше озабочен тем, чтобы государство продолжало поддерживать их грантами и субсидиями. Ну да, без помощи от государства всё развалится, но не оттого, что дешевле купить иномарку, а оттого, что просто нет причин выбирать «Ладу» без давления и искусственных барьеров.
Но что же дальше? Возможно, Соколов начнёт кампанию по установке заградительных мер на таможне, чтобы каждый владелец иномарки платил налоги, как за предмет роскоши. В конце концов, если «Ладу» не покупают из-за плохого качества, может, причина просто в том, что у людей есть выбор? А вот лишить их этого выбора — отличная идея! Ведь зачем улучшать свои машины, если можно просто убрать конкурентов?
АвтоВАЗ вместо того, чтобы совершенствовать свои автомобили и задуматься о том, почему даже патриотичные россияне выбирают иномарки, выбрал путь наименьшего сопротивления — попросить государство убрать «лишние» опции с рынка. Пусть люди не имеют другого выбора, и тогда, возможно, они возьмут «Ладу». Зато АвтоВАЗ может и дальше продолжать выпускать машины с той же любовью к деталям, с которой делал это последние десятилетия.
Так что в конце концов, для всех нас остаётся один вывод: АвтоВАЗу явно не хватает не только денег и поддержки, но и самокритики.