Биография
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы.
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.
В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.
Три задачи Канта:
- что я могу знать? (метафизика);
- что я должен делать? (мораль);
- на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология).
Этапы творчества
Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» :
I этап
(1747—1755 годы) —разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.
- разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
- выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
- выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
- изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
II этап
(начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Работы философа:
- Критика чистого разума;
- Критика практического разума;
- Критика способности суждения;
- Основы метафизики нравственности;
- Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения;
- Всеобщая естественная история и теория неба;
- Мысли об истинной оценке живых сил;
- Ответ на вопрос: что такое просвещение?
Вопросы Иммануила Канта:
Что я могу знать?
- Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё.
Что я должен делать?
- Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.
На что смею надеяться?
- Надеяться можно на себя и на государственные законы.
Что такое человек?
- Человек — высшая ценность.
Кант о конце сущего
В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.
Три варианта конца:
- естественный — по божественной мудрости.
- сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.
- противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.