Найти тему
Лекция

Иммануил Кант

Оглавление
Иммануил Кант(22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Иммануил Кант(22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергский Университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в1747—1755, он разработал и опубликовал свою космогеническую гипотезу происхождения Солнечной системы.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

В 1770 году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач.

Три задачи Канта:

  1. что я могу знать? (метафизика);
  2. что я должен делать? (мораль);
  3. на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология).

Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» :

I этап

(1747—1755 годы) —разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
  • выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап

(начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Работы философа:

  • Критика чистого разума;
  • Критика практического разума;
  • Критика способности суждения;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения;
  • Всеобщая естественная история и теория неба;
  • Мысли об истинной оценке живых сил;
  • Ответ на вопрос: что такое просвещение?
Условная схема теории познания Канта
Условная схема теории познания Канта

Вопросы Иммануила Канта:

Что я могу знать?

  • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

  • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

  • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

  • Человек — высшая ценность.

Кант о конце сущего

В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

Три варианта конца:

  1. естественный — по божественной мудрости.
  2. сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.
  3. противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

Спасибо за внимание!