История парусного спорта, казалось бы, сухопутной Удмуртии насчитывает более ста лет благодаря прекрасным природно-ландшафтным условиям. Республику украшают 600 прудов и два крупных водохранилища - Воткинское и Нижнекамское, площадь каждого - более 100 квадратных километров.
Поднять паруса!
Впервые о парусных лодках в Удмуртии упоминается в документах конца XIX – начала XX века. Примерно тогда функционировал воткинский водный клуб недалеко от дома градоначальника, который владел 20 судами. Сегодня в этом месте располагается Музей-усадьба П.И. Чайковского.
В Ижевске первый яхт-клуб появился в 50-е годы прошлого века на базе ДОСААФ.
Через 20 лет, в 1970-е, заработал «Темп», принадлежащий Ижевскому мотозаводу, а механический институт образовал клуб «Колумб». К 80-м годам на Ижевском пруду могло одновременно ходить до 20 яхт олимпийского класса и около 100 - детских.
Кроме того, в Удмуртии в эти годы работало множество тематических секций: парусного и водномоторного спорта, академической гребли, водных лыж, морского многоборья на ялах. Так, в Сарапуле на базе СЭГЗ работала секция парусного спорта, впоследствии яхт-клуб, а в начале 1980-х годов благодаря энтузиазму работников Воткинского завода - секция при ДОСААФ, где дети занимались виндсерфингом.
Закат водного спорта в Удмуртии пришелся на конец 90-х вместе с экономическим кризисом, в перестроечные времена из-за отсутствия финансирования он практически прекратил свое существование, став уделом одиночек.
В 2009-м году в Удмуртии вновь была создана федерация парусного спорта, на чемпионате России ижевские яхтсмены даже завоевали бронзовые медали в своем дивизионе. Федерация выступила и с инициативой создания на базе ИжГТУ секции парусного спорта и сборной команды вуза на базе водно-моторной станции механиков. Остается надеяться, что возрождение этого зрелищного и благородного вида спорта в республике все-таки состоится.
«Мореходы» из Механа
Организация водного спорта в ИМИ началась еще в 1960-х гг. Первыми спортсменами-водниками были преподаватели А.Ф. Шумский и Ф.Л. Хмурович, которые и заразили своим энтузиазмом других – от студентов до профессоров и докторов наук.
К. т. наук, доцент кафедры «Управление качеством» Феликс Леонидович Хмурович родился в 1940 году в г. Ейске Краснодарского края, выпускник ИМИ 1962 года. В 1962-1965 гг. - инженер, затем старший инженер в ИНИТИ, аспирант кафедры «Детали машин и ПТМ», затем - ассистент, старший преподаватель. С 1965 года - ответственный за НИРС технического университета, автор 65 научных трудов и 4 изобретений. Кандидат в мастера спорта СССР, Председатель Федерации парусного спорта Удмуртской АССР.
C именем Феликса Леонидовича неразрывно связана славная история парусной секции ИМИ, он - первый бронзовый призер из Удмуртии Всероссийской Азовской регаты.
Вот его рассказ:
-Создателями романтических парусников стали мы с А.Ф. Шумским. Я к тому времени имел опыт управления парусными судами и участвовал с 1953 года в соревнованиях в г. Риге и г. Перми.. Так началась история парусной секции ИМИ.
В 1965 году начался поиск подходящего места для водной станции на берегу Ижевского пруда. Неистощимая энергия председателя комитета ДОСААФ института майора Ашпина В.А. (уроженец Алтайского края, оружейник из Тулы, награжденный медалью за «Боевые заслуги», работал на военной кафедре ИМИ - ред.) и ректора ИМИ Талантова Н.В. помогли осуществить мечту многих спортсменов, парусников и энтузиастов водно-Моторного спорта.
В 1970 году стала функционировать водная станция ИМИ, Н.В. Талантов был стал президентом водного клуба «Колумб», а Ашпин поменял статус прораба строительства на должность директора водной станции по адресу ул. 5-й км Якшур-Бодьинского тракта, 3 на живописном берегу Ижевского пруда.
Очень многое спортсмены делали сами: расчищали берег, выпиливали лабазы, строили ангары, прокладывали электрический кабель...
И успевали в это же время не только учиться, работать, защищать успешно дипломы и кандидатские диссертации, но и участвовать в соревнованиях. Пока лишь на шлюпках, т.к. парусные суда еще предстояло построить.
Первый катамаран мы строили в самостоятельно оборудованной мастерской подвала общежития «П» факультета. Почему именно катамаран? Во-первых, это были самые быстроходные яхты, а молодость обожает скорость; а во-вторых, только длинный узкий корпус катамарана можно было вынести сквозь подвальное окно.
Порой не хватало знаний и умений, необходимых материалов, но энтузиазм студентов был так велик, что невозможное претворялось в жизнь.
Спуск первого катамарана в сентябре 1968 года стал настоящим праздником для его строителей Губанова С., Зыкина В., Галунова С., Шелкового С. , Сырыгина С. и др.
Весной 1969 года институт приобрёл два швертбота класса «Летучий голландец» и яхту класса «Дракон». Эти суда уже позволили спортсменам начать серьезную подготовку к соревнованиям разного уровня. Это происходило как во время гонок на Ижевском пруду, так и во время спортивно-тренировочных походов по Каме и Камскому водохранилищу.
Эти походы в сложных погодных условиях закалили спортсменов и превратили их в настоящих яхтсменов.
Примерно в это же время появились парусные секции на Ижевском мотозаводе и на Сарапульском электрогенераторном заводе (тренер Гнатюк В.Т.) и др. Стали проводиться парусные соревнования Первенства Республики, которые неоднократно выигрывала команда ИМИ. По результатам этих соревнований формировалась сборная команда Республики для участия в Спартакиаде Народов РСФСР в г. Ленинграде в 1971 году.
В 1972 году яхта класса «Дракон» совершила дальнее спортивное плавание Сарапул - Тольятти и приняла участие в III Всесоюзной гонке крейсерских яхт и заняла 7-е почетное место. Участие в Спартакиаде народов России и в Поволжской регате дали яхтсменам бесценный опыт для дальнейших успешных выступлений.
Уже в 1973 году, участвуя во Всероссийской Азовской регате и первенстве ДСО «Буревестник», экипаж в составе Зыкина В., Корепанова В. и Панфилова Л. занял первое место в общем зачете, а экипаж яхты «Дракон» в составе Хмуровича Ф., Петрова Ю., Немирова Ю. стал бронзовым призером Всероссийских соревнований. В классе катамаранов Савельев Н. стал четвёртым, а в классе «Летучий голландец» Никифоров А. был пятым. Это была уверенная победа спортсменов нашего института на всероссийском уровне.
В 1975 году на Спартакиаде народов России в г. Сочи сборная Удмуртии заняла 3-е место. Успешно выступили механики и на Всероссийской Поволжской Регате 1975 года в зачет Первенства ЦС «Буревестник». Звездным можно назвать и выступление нашей команды в Москве на соревнованиях РС ДСО «Буревестник». Почти все экипажи заняли призовые места. В итоге сборная команда ИМИ заняла 2-ое место.
Водная станция ИМИ была признана лучшим студенческим сооружением в стране, обойдя такие признанные вузы, как МГУ им. Ломоносова, МФТИ, ТРТИ и другие вузы.
Успехи яхтсменов ИМИ становятся еще более значимыми, если учитывать тот факт, что подготовкой экипажей и тренировочным процессом руководили сами студенты. По итогам 1975 года тренеру-общественнику Зыкину В. было присвоено звание лучшего тренера среди вузовских коллективов республики.
В эти же годы больших успехов добиваются спортсмены – водномоторники. Их девиз «мастерами (спорта) не рождаются – мастерами становятся» воплощался в жизнь. В секции подготовлено было семь мастеров спорта СССР (Охапкин Л., Казанский С., Казанский Б., Морозов А., Перевозчиков А., Беликов В. и Усольцев В.). Они были чемпионами и призёрами соревнований самого высокого ранга. Но в 1993 году в связи с отсутствием финансирования секция прекратила своё существование
В 1981 году на Всероссийской Поволжской регате успешно выступил экипаж катамарана «Торнадо» Михайлова Ю. и Добрынина О. Яхтсмены смогли выполнить нормативы кандидатов в мастера спорта.
Романтика белых парусов влекла на берег пруда не только студентов, но и детей сотрудников института. Так Новиков Михаил пришёл в секцию девятилетним подростком. Он быстро усвоил премудрости парусного спорта и, участвуя в соревнованиях самого высокого ранга, принёс в копилку команды несколько призовых мест (1980 год – 1 место в соревнованиях РС ДСО «Буревестник»).
Кроме участия в соревнованиях различного ранга спортсменами ИМИ не раз совершались дальние спортивные плавания. Так в 1990 году на построенной собственными руками яхте «Флинт» спортсмены Хмурович Ф. (капитан), Добрынин О., Беляева Е., Ульяницких А., Гнатюк В. и Зыкин В. прошли нелегкий путь со штормами и грозами, мелями и косами по просторам Азовского и Чёрного морей по маршруту Ростов-на-дону – Азов – Таганрог – Мариуполь – Казантип – Керчь – Феодосия – заповедник Кара-даг.
Но не только дальние странствия увлекали спортсменов – выпускников и сотрудников института. Они ходили по Каме и Белой, побеждали на Ижевском пруду. Со стапелей мастерских водной станции сошло семь сделанных руками яхтсменов парусных судов.
Дух настоящих спортсменов неистребим. Приобретая яхты и паруса на собственные средства, яхтсмены не только участвовали, но и занимали призовые места во Всероссийских соревнованиях. Так яхта Дмитрия Душникова трижды выезжала на соревнования. Заняв третье место на Всероссийских соревнованиях, Дмитрий выполнил норматив кандидата в мастера спорта.