Найти тему

Мусор "в подарок"

Один знакомый терапевт часто рассказывает о предметах, которые ,весьма навязчиво ,предлагают ему принять "благодарные" пациенты в качестве "награды" за лечение.Не вдаваясь в подробности отмечу, что наиболее часто в этом перечне встречаются: просроченные конфеты, поломанные шоколадки и низкокачественный дешевый алкоголь.Удивление вызывают не сами предметы, место для которых он определил где-то в районе мусорного ведра, а та настойчивость с которой его пытаются заставить их принять.Этот "феномен" ,похоже ,встречается только на территории бывшего СССР и наводит на определенные размышления.

Исключим из длинного списка дарителей некоторое количество лиц с определенными психическими отклонениями, особо не мешающими социализации и трогательных малоимущих бабушек, искренне желающих выразить свою благодарность, но не имеющих материальной возможности.

Остается довольно большая группа лиц достаточно материально обеспеченных, считающих себя ничем не обязанными "бесплатному" доктору, но тем не менее преследующих его с целлофановыми пакетами от которых тот настойчиво пытается отбиться ,заранее зная о примерном содержимом.На мой взгляд, причины подобного поведения довольно интересны и механизм их возникновения блестяще изложен в работе американского психолога Р.Чалдини "Психология влияния".

Итак,правило взаимного обмена" гласит, что мы обязаны постараться отплатить каким-то образом за то, что предоставил нам другой человек. Если женщина оказывает нам любезность, нам следует ответить ей тем же; если мужчина посылает нам подарок ко дню рождения, мы должны вспомнить о его дне рождения; если супружеская пара приглашает нас к себе на вечеринку, мы должны в свою очередь пригласить эту пару к себе.Таким образом, правило взаимного обмена гарантирует нам своего рода награду за любезности, подарки, приглашения и тому подобное.""Развитая система признательности, обусловленная правилом взаимного обмена, является уникальной особенностью человеческой культуры. Известный археолог Ричард Лики (Leakey & Lewin, 1978) связывает сущность того, что делает нас людьми, с системой взаимообмена: «Мы—люди, потому что наши предки научились делиться своей пищей и умениями посредством почитаемой сети обязательств», говорит [ он. Этнографы Лайонел Тайгер и Робин Фокс (Tiger & Fox, 1971) рассматривают эту «сеть признательности» как уникальный приспособительный механизм человеческих ; существ, делающий возможным разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг (посредством создания условий для подготовки специалистов)"

"Именно ориентация на будущее, присущая чувству признательности, явилась при-чиной

социального прогресса. Широко распространенное и энергично поддерживаемое чувство

признательности сыграло огромную роль в человеческой социальной эволюции, поскольку

подразумевается, что один человек может дать нечто (например, еду, энергию, заботу) другому с

уверенностью в том, что его силы не будут потрачены впустую.

Впервые в эволюционной истории

индивид получил возможность отдавать какую-то часть своих ресурсов и при этом не терять

отданное. Результатом этого явилось усложнение и усовершенствование системы помощи,

дарения подарков, торговых отношений, принесшее обществу огромную выгоду. Неудивительно,

что правило взаимного обмена глубоко внедрилось в наше мышление благодаря социализации,

которой мы все подвергаемся."

Отрицательной чертой, унаследованной постсоветским социумом от не самого плохого, но все же далеко не совершенного социалистического государства, остается постсоветская мораль, в которой, иждивенческое поведение значительной части общества не просто не осуждается, а считается

нормой.Возможно, на подсознательном уровне часть потребителей халявы испытывает чувство дискомфорта от того ,что получили нечто не предоставив чего-то взамен?

И пытаются ,разрываемые жадностью и глубоко подавленным чувством благодарности ,найти между ними компромисс? Однако, не все так просто.

"влиятельный французский антрополог Марсель Мосс (Mauss, 1954), описывая

социальное давление, сопутствующее процессу дарения подарков в человеческом обществе,

утверждает: «Существует обязанность давать, обязанность получать и обязанность воздавать тем

же».Хотя обязанность воздавать тем же составляет сущность правила взаимного обмена, именно

обязанность получать делает использование этого правила таким легким. Обязанность получать

ограничивает нашу способность выбирать тех, кому мы хотели бы быть признательными."

"Даже непрошеная услуга порождает обязательство.""Существует еще один аспект правила взаимного обмена, который позволяет использовать это правилос целью извлечения выгоды. Как это ни парадоксально, но правило, призванное содействовать равноценному обмену между партнерами, может тем не менее быть использовано для того, чтобы обмануть партнера. Согласно правилу, один вид действия должен быть обменен на подобный вид действия. На услугу следует отвечать услугой; на нее нельзя отвечать пренебрежением и уж конечно—нападением. Но в пределах границ подобных действий допускается значительная гибкость. Небольшая

любезность может породить чувство признательности, вынуждающее согласиться на оказание гораздо более важной ответной услуги. Поскольку, как уже было отмечено, правило взаимного обмена позволяет человеку выбирать форму обязывающей первой услуги и форму «аннулирующей долг»ответной услуги, нас легко могут втянуть в нечестный обмен те, кто пожелает использовать данное правило с целью извлечения собственной выгоды и манипуляции окружающими"(Robert B. Cialdini INFLUENCE SCIENCE AND PRACTICE Fourth edition Allyn and Bacon

Роберт Чалдини психология ВЛИЯНИЯ 4-е международное изданиеСанкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2001)

Поэтому не стоит удивляться, что приняв в "подарок" фамильные конфеты ,услышите в 4 утра телефонный звонок "дарителя", сообщающего о своей как-то необычно и странно чешущейся пятке, искренне считающего Вас обязанным заинтересоваться этим феноменом.

Впрочем и без "подарка" могут возникнуть подобные претензии, но не будучи под давлением "правила взаимного обмена" гораздо проще направить претендента по заслуженному адресу.