Толстовский дом на Фонтанке — визитная карточка Петербурга. Уж больно кинематографическая площадка. Сколько фильмов тут снимали! "Зимняя вишня", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Вам и не снилось" и много других.
На экскурсии "Как устроен Толстовский дом" мы провели 2,5 часа. Начал разговор о доме экскурсовод, он же житель дома, Леонид Колотило, с истоков.
Дом строился в 1910 году за 3 сезона, что по тем временам было очень быстро. Строился по заказу графа М. Толстого (дальний родственник Л. Толстого) архитектором Лидвалем как доходный дом. Из-за неправильной формы земельного участка Лидваль спроектировал три переходящих друг в друга двора, образующих внутреннюю улицу, получилось оригинальное архитектурное решение.
Квартиры на верхних этажах с видом на город стоили дороже, хотя проблем с водой на 4-5 этажах было больше.
Кстати, Лидваль, оказавшись за границей после революции в Швеции, там ничего выдающегося не построил. Почему? Не было таких заказчиков.
Дом этот — уникальное явление Петербурга. И сейчас под одной крышей, как в Ноевом ковчеге, здесь живут люди более чем среднего достатка и миллионеры. Площади квартир варьируется от 14 кв. м до 300.
Кстати, это было изначально. Площади квартир могли изменяться под запрос заказчика.
Здесь жили в разное время и Аркадий Аверченко, и Эдуард Хиль, а уж частыми гостями бывали и Распутин, и Булгаков, Ахматова, Берггольц, Райкин и....
Здесь жили актёры Мариинского театра, партийные работники, учителя и инженеры.
В 2021 году в подвальчике дома открылся небольшой музей, посвященный истории дома. Так музей социального быта с витринами телефонов, утюгов, сундуков, фотографий напомнил мне, как долго я живу на свете. Мое детство прошло в коммунальных квартирах. Я жила в трех. Видела коммуналки друзей, а вот молодежь на экскурсии недоумевала: как одна ванная на 10 комнат?
На экскурсии я узнала о книге еще одной жительницы дома Е. Колиной . Это книга из трех частей теперь выходит под одним названием-"Толстовский дом". Сразу начала читать.
Эта история, конечно, могла произойти только в Толстовском доме, ни в каком другом. Партийные работники, преподаватели марксизма, инженеры закрытых учреждений, артисты Мариинского театра и учительница из 208 школы ( находится рядом с Толстовским домом на Фонтанке) могли соседствовать и дружить. Или не дружить.
В романе мы узнаем о жизни в 70-80 годы. Две семьи Резников и Кутельман дружат, хотя Резники живут в коммуналке, а Кутельман в 6-комнатной квартире. Их дети: Лева и Таня — общие дети. Лева — математический гений, а Таня...
Вообще еврейской маме здесь отводится достаточно много размышлений, не зря Колину называют психологом.
Знаешь, чем отличается еврейская мама от арабского террориста? С ним можно договориться.
А чем отличается еврейская мама от ротвейлера? Ротвейлер когда-нибудь может отпустить.
Трудно Фире отпустить своего сына. А жить с думами о гениальном будущем сына? Сложно.
А девочки: Таня, Арина, Алена- все такие разные, мы иногда читаем главы от лица и Тани, и Алены. Какие умные были подростки того времени, в 9 классе читали подпольно "Архипелаг Гулаг"
Не все могут быть героями. Кто-то Спартак, а кто-то — триста спартанцев.
А кто-то идиот. Идиотами в Др Греции называли людей, которые просто жили и наблюдали, что происходит. Идиот - это я.
Говорит Таня.
Таню как-то особенно жалко. Она растёт в семье как неталантливый ребёнок, и от её родителей постоянно слышим: "Таня, нам за тебя стыдно!". Стыдно только потому, что из неё не получился математик, она пишет рассказы, ну кому это интересно.
Есть и другие семьи. "Мысль семейная" ( как у Льва Толстого) здесь отчетливо проходит сквозь роман.
В семье партийного работника Смирнова растут близнецы Алёна и Ариша. А потом в их семье появляется приёмная девочка Нина. Откуда она? Зачем их родители удочерили Нину? Нехорошо скрывать от детей семейные тайны, которые потом оборачиваются боком.
Через всю книгу проходит еврейский вопрос. Лева — еврей с математический способностями, ему рады и в 239 школе, и в кружке Аничкова дворца, правда, чтоб поступить в институт, нужно везение, ведь евреям полагается 2-3 места.
Алена.. Сильный персонаж. Все, что связано с ней, дерзко, свободолюбиво, но она не всегда поступает умно, но тем и интересна нам героиня. Вообще очень яркие герои здесь все. Их внутренние монологи, их эволюция или распад, признание своих ошибок или привычка плыть по течению делают роман психологически интересным.
И, конечно, советский быт и советская атмосфера
- Рано утром в квартиру секретаря райкома приносят свежие молочные продукты из совхоза
- Комсомольский сбор решительно осуждает одноклассницу, собирающуюся уехать в Израиль.
- А вот как становились валютными проституками. "Это или шантаж КГБ из-за какой-то провинности, или подстава на деньги, или все вместе. Например, девочка покупает джинсы в туалете Гостиного Двора. Ее ведут в милицию, по дороге подсовывают в карман 10 долларов. Пугают: «Сообщим в институт и родителям на работу, и кстати, у тебя есть брат, ему пора в армии послужить… Но ты можешь искупить свою вину. Как? Нужно войти в доверие к одному человеку, притвориться проституткой, переспать с ним, тебя не убудет, еще и денег заработаешь. Только не надо разыгрывать трагедии, всего один раз…» Девочка думает «ладно, один раз…» – но один раз не бывает, коготок увяз – всей птичке пропасть.
- И поездки за границу. Манечка на Танин вопрос, что ей привезти из Парижа, ответила: «Привези мне сок». Я чуть не расплакался. Бедные наши дети. Где-то она увидела это импортное чудо, апельсиновый сок в маленьком пакетике, к которому приклеена пластиковая трубочка. Таня привезла из Парижа плюшевых зверей Манечке и чемодан размером с диван. Чемодан лежал в гостиной открытым. Всю первую неделю после ее приезда валом валили гости. Да это и понятно, человек приехал из Парижа. Каждый новый гость перед рассказом о Париже выбирал себе из чемодана подарок. Кофточки, рубашки, туфли, перчатки, заколки..
Трудных, острых страниц в романе хватает. Финал романа — путч 1991 года. До этого отмена таких предметов, как научный коммунизм или история партии, появление Собчака и переименование Ленинграда. А еще достаточно внимания уделено автором сексуальной стороне советских людей, наверное, для того. чтобы опровергнуть, что секса в СССР не было.
И что украшает этот роман? События происходят в атмосфере нашего города, в узнаваемых местах: на Фонтанке, в районе Литейного, Аничкова дворца. В духе Достоевского: точное количество ступенек, количество шагов на петербургских улицах.
Как же я рада, что встретилась с этой книгой, мало кому известной.
Пойду еще раз погуляю во дворах Толстовского дома, где происходило столько эпохального!
Спасибо за внимание!
И еще про ДОМ в книгах