Ирина Ежкова, автор психологического триллера «Запертый» и музыкант, рассказывает о совместной работе с музыкантами из группы «Сплин», Юрием Каспаряном, Димой Биланом, Татьяной Булановой, Тарьей Турунен, Ванессой Мэй и другими.
В нашем блоге мы говорим об искусстве в его разных проявлениях. Музыка и литература с давних времен идут рука об руку. Так было сотни лет назад. Так есть и сейчас. В каждой книге, неважно, в каком она жанре, есть своя мелодия. Каждый писатель, пусть самую капельку, но музыкант. А может и не капельку. Может быть, он самый настоящий музыкант, который обладает сразу несколькими талантами: играть (и не только на нервах читателя!) и писать.
Ирина Ежкова, автор психологического триллера «Запертый», звучащего в напряженных тональностях рока, с ранних лет занимается музыкой и имеет за плечами богатый опыт выступлений, в том числе с известными музыкантами, которых хорошо знают в России и за ее пределами. Корреспондент пресс-службы издательской группы «Союз писателей» расспросила Ирину об этой стороне ее творческой жизни специально для блога «Литература и история».
Корреспондент: Ирина, вы занимаетесь музыкой. Чем именно?
Ирина: Я играю на скипке. У меня классическое образование, Консерватория. Но ещё во время учёбы мне очень хотелось выйти за рамки академической музыки и попробовать себя так же в других направлениях. Я люблю рок, джаз, современную музыку к кинофильмам.
Корреспондент: С какими известными коллективами и музыкантами вам удалось посотрудничать и в каком качестве?
Ирина: Мне очень повезло в жизни! Благодаря моей профессии удалось познакомиться и поработать с самыми разными замечательными музыкантами. Это легендарный Юрий Каспарян, знаменитый гитарист рок-группы «Кино». Огромная радость выступать с ним в проекте «Симфоническое кино», где песни Виктора Цоя обрели новую жизнь! И каждый раз я наблюдаю со сцены, как зал встаёт и начинает петь под солирующую гитару Юрия.
С большим теплом вспоминаю свою работу с группой «Сплин» в составе струнного квартета. Интересный эксперимент, давший новое звучание известным песням лидера группы Александра Васильева. Струнные инструменты добавили уникальных красок в привычное исполнение рок-группы. Именно со «Сплин» я выступала на знаменитом рок-фестивале «Нашествие». Такого количества слушателей я не видела за всю свою жизнь! Так же запомнились съёмки на телевидении вместе со «Сплин», например, на передаче «Что? Где? Когда?», которую я смотрела ещё в детстве с родителями.
Были и выступления с известными зарубежными артистами, такими как: Тарья Турунен из группы «Найтвиш», Ванесса Мэй, концерты в составе оркестра с великим тенором Хосе Каррерасом и Андреа Бочелли.
Так же запомнились выступления с Татьяной Булановой и Димой Биланом. Хотя я не поклонник поп-исполнителей, но отдаю должное высокому профессионализму некоторых артистов. Дмитрий, например, запросто отпел почти трёхчасовую репетицию в день концерта, и потом ещё сам концерт в течение двух часов, на высоком уровне. Для вокалиста это приличная нагрузка.
А как здорово взрослому человеку иногда окунуться в детство! Мне это удалось вместе с талантливыми композиторами Мариной Ландой и Сергеем Васильевым, которые написали все знаменитые песни к популярному мультфильму «Смешарики». Именно они, а так же актёры, которые озвучивают персонажей из «Смешариков», часто исполняют эти песни на сцене в сопровождении «Смешбэнда», в составе которого мне было очень приятно поиграть. Дети отрываются на их концертах по полной, а я вместе с ними).
Корреспондент: Есть сценический образ артиста, который придумали пиарщики и любят фанаты, а есть реальный человек. По вашему опыту общения, они сильно друг от друга отличаются?
Ирина: Мне кажется, что в основном над образами работают с эстрадными поп-исполнителями. А рок-музыканты, например, абсолютно свободны от этого, ведут себя естественно, как на сцене, так и в жизни. Им точно никто образов не создаёт. Те музыканты, которых я знаю, приятные искренние люди, очень увлечённые своим творчеством. Их образ и в жизни, и на сцене, по-моему, совпадает.
Корреспондент: У вас есть опыт выступлений с разными музыкантами. Есть ли различие в работе с академическими артистами, рок-музыкантами или эстрадными исполнителями?
Ирина: Да, есть. Мне академичность всегда создавала определённые рамки. Я с детства привыкла, что занятия музыкой в чём-то схожи со спортом. Ты занимаешься и занимаешься часами, чтобы потом выдать на публику короткий результат, где тебя будут достаточно придирчиво оценивать, сравнивать и раскладывать твои ошибки по полочкам. Для меня было откровением, как свободно чувствуют себя те же рок-исполнители, с каким кайфом они играют, не загоняя себя ни в какие рамки. Легко могут сымпровизировать, обладая отличным слухом. Я впервые смогла сбросить напряжение при выступлении на сцене именно в их отличной компании и получить удовольствие от совместного творчества.
Корреспондент: Когда музыка вошла в вашу жизнь? С чего все начиналось? Как развивалась карьера?
Ирина: Музыка вошла в мою жизнь вместе со старшей сестрой, которая уже играла на скрипке, и мне тоже захотелось. К тому же мама мечтала, чтобы мы стали профессиональными музыкантами. Так и случилось. Я закончила Консерваторию с красным дипломом, но точно знала, что играть в симфоническом оркестре не очень хочу. Правда жизнь внесла коррективы, и оркестр всё-таки был какое-то время, но я мечтала и о других направлениях. И мечты сбылись!
Корреспондент: Какое место музыка занимает в вашей жизни сейчас?
Ирина: Сейчас я меньше выступаю по разным причинам. И одна их них — моё желание с детства стать писателем. Это тоже моя мечта, к которой я и стремлюсь. Литературный язык всегда казался мне схожим с музыкальным, буквы — ноты, из которых рождается своя мелодия. Для меня каждая книга именно звучит по-особенному: имеет свой ритм, свою тональность, свой темп. Так что с музыкой я никогда не расстаюсь.
Корреспондент: Вспомните самый яркий момент из вашей музыкальной карьеры.
Ирина: Мне кажется, таких моментов точно было не мало и сложно выделить именно один. Здесь больше про настроение. Самые яркие для меня — это те, которые вспоминаешь с теплом и благодарностью. Это и концерт со «Сплин» в самом сердце Петербурга, на Дворцовой площади августовским вечером, несколько лет назад. Это и выступление с легендарным Тото Кутуньо, который приезжал в Петербург в возрасте 73 лет, но при этом так пел, что молодые позавидуют. Такие моменты и остаются в памяти надолго.
Корреспондент: Тогда пусть таких моментов будет больше в вашей жизни и, конечно, в жизни каждого из ваших слушателей. Ведь они остаются не только в памяти музыканта, но и того, кто пришел на концерт.
Корреспондент пресс-службы издательской группы «Союз писателей»
Екатерина Кузнецова