Казанская фирма этим летом запатентовала названия персонажей из татарских сказок. Компания потребовала 500 тысяч рублей с театра «Экият», в репертуаре которого есть спектакль «Су Анасы», но затем предложила заключить с госучреждениями лицензионное соглашение всего за 1 рубль. Минкульт Татарстана намерен оспаривать регистрацию этих брендов. Подробности — в материале KazanFirst.
Министерство культуры Татарстана будет добиваться отмены регистрации товарных знаков компании «Национальные игрушки», которая запатентовала имена героев татарских сказок Шурале, Су Анасы, Камыр Батыр и Кар Кызы. Об этом KazanFirst сообщили в пресс-службе ведомства.
В министерстве подчеркнули, что готовят обращение в Роспатент с просьбой аннулировать это решение. Также чиновники рассматривают возможность обращения в суд.
Ранее Татарский государственный театр кукол «Экият» получил досудебную претензию в размере 500 тысяч рублей за упоминание в своих спектаклях героев татарских народных сказок.
— У меня лежит досудебная претензия к моему театру. Некая фирма запатентовала «Су анасы», «Камыр батыр», «Шурале», «Казанская царица», «Кар кызы». Сейчас они предъявляют претензии, что они хотят с нас 500 тысяч [рублей] сначала, а потом какие-то проценты, видимо, со сборов, — рассказал художественный руководитель театра Ильгиз Зайниев на заседании комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
«Запатентовали и хотят на этом зарабатывать»
Он заявил, что правообладатель брендов «ничего не производит, ничего не делает, продукта нет».
— Они просто слова запатентовали и хотят на этом зарабатывать. Мы будем судиться. Любое наше нематериальное культурное достояние какие-то мошенники могут взять и забрать себе, — возмутился Зайниев, предположив, что такие претензии могут получить и другие культурные учреждения республики.
Ильгиз Зайниев. Фото: KazanFirst
В Минкульте РТ KazanFirst сообщили, что претензии к театру касались использования товарного знака «Су анасы», который компания «Национальные игрушки» запатентовала по классу и который включает в себя «услуги по организации развлечений и отдыха людей». В репертуаре театра есть спектакль «Су анасы/Водяная», поставленный по одноименной сказке татарского поэта Габдуллы Тукая.
«Досудебная претензия мотивирована нарушением… исключительных прав предпринимателя при использовании обозначения «Су Анасы» в качестве названия спектакля», — пояснили в министерстве. Однако в ведомстве считают, что «предпринимателем не представлена информация о вероятности смешения в глазах потребителей услуг, оказываемых предпринимателем с использованием товарного знака и деятельности учреждения по демонстрации спектакля с названием «Су Анасы».
«В связи с этим употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении…», — говорится в ответе пресс-службы министерства.
«Урегулировать вопрос готовы за 1 рубль»
ООО «Национальные игрушки» зарегистрировано в Казани как микропредприятие с начала 2024 года. На сайте компании сказано, что она занимается «продажей лицензий на товарные знаки, вдохновленные культурой и историей Татарстана», сейчас фирма ищет «партнеров для совместного развития этих брендов». Они зарегистрированы по различным классам, в том числе «одежда, обувь, головные уборы», «игры и игрушки», «домашняя утварь», «образование и развлекательные мероприятия». Роспатент выдал свидетельства о регистрации летом этого года. Исключительное право на использование знаков получено на 10 лет.
Директор ООО Искандар Асянов заверил KazanFirst, что не хочет «наживаться» на татарских сказках. По его словам, компания действительно направляла досудебную претензию театру «Экият», но уже позже предложила заключить учреждению лицензионное соглашение за 1 рубль.
— Не знаю, это какой-то дешевый пиар с их стороны, руководитель не вышел с нами на связь. Общался через подчиненных, — сказал Асянов.
Он добавил, что компания также направила письмо в министерство культуры Татарстана.
— Мы не видим какой-то проблемы, чтобы заключить общее лицензионное соглашение за какой-то 1 рубль для всех бюджетных учреждений. Мы не хотим на этом нажиться, если за 1 рубль готовы этот вопрос урегулировать, — повторил предприниматель.
Ирада Аюпова. Фото: KazanFirst
Искандар Асянов также не согласен со словами Ильгиза Зайниева, что его компания «ничего не производит»:
— Почему мы ничего не производим? У нас выходит серия сейчас одежды, и уже на сайте вы можете заказать первые игрушки. У нас сейчас идет работа с художниками, которые заканчивают, обрисовывают новые образы.
По словам предпринимателя, компания сейчас также заключает лицензионное соглашение с одной из коммерческих фирм.
В министерстве культуры Татарстана заключать соглашение с предпринимателем не намерены. Этой ситуацией обеспокоилась и лично министр Ирада Аюпова. На четверг она запланировала специальный брифинг по этому вопросу.
«Шурале» — это колбаса и алкоголь
— Имена, названия героев, не защищенные объектом авторского права, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Такая регистрация возможна, если будет соблюден критерий наличия различительной способности у этого названия или имени по отношению к тому товару, который защищает товарный знак, — разъяснила KazanFirst управляющий партнер Федерального центра защиты товарных знаков, патентный поверенный Ксения Третьякова.
Фото: KazanFirst
Однако, по ее словам, данные товарные знаки можно оспорить по части подклассов. Для оспаривания регистрации необходимо подать возражения в Палату по патентным спорам Роспатента на каждый товарный знак отдельно.
— Все товарные знаки были зарегистрированы в период с июня по сентябрь 2024 года. Привлечение к ответственности возможно только начиная со срока регистрации товарных знаков. Правообладатель товарных знаков — ООО «Национальные игрушки», пока его знаки не были оспорены, имеет право предъявлять претензии и взыскивать компенсацию, — сказала она.
Третьякова указала, что знак «Су Анасы» зарегистрирован в 41 классе МКТУ (помимо 28-го класса), что дает возможность компании запрещать театру использовать данное название в представлениях. Также претензию за использование словесных товарных знаков «Кар Кызы», «Су Анасы», «Шурале», «Камыр Батыр», «Милли Зилант» можно запретить для обозначения образов героев, которые представлены в виде кукол.
Ксения Третьякова добавила, что, например, «Шурале» имеет несколько регистраций в качестве товарного знака. Так, для колбасных изделий товарный знак «Шурале» зарегистрирован компанией «Дымовское колбасное производство», а для алкогольных напитков — компанией «Муста Ярви» из Татарстана.