Сериал “Тёмная материя” начал выходить на стриминге Apple TV+ ещё в начале мая 2024 года. И лично мне, ещё ничего о нём не знающему, казался тёмной лошадкой на фоне других проектов, но всё же очень интриговал кастом, многообещающим трейлером и сюжетом.
Я, как водится, дождался полного выхода всех девяти эпизодов перед просмотром, но задержался с настоящим обзором, чтобы перед его написанием прочитать книгу, на которой основан сериал. И вот теперь готов обстоятельно рассказать о том, каким же получился этот примечательный сериал, и что всё же лучше: роман или его экранизация.
Сюжет и первоисточник
В центре истории, как литературной, так и телевизионной, профессор физики Чикагского университета Джейсон Дессен (Джоэл Эдгертон), живущий в счастливом браке с женой Даниэлой (лауреатка “Оскара” Дженнифер Коннелли) и сыном-подростком Чарли (Оакс Фигли).
Однажды вечером Джейсон идёт в бар поздравить своего давнего друга Райана (Джимми Симпсон) с выигрышем престижной премии Павиа (на самом деле такой не существует, вернее, она есть, только с наукой не связана). Надолго он не задерживается и вскоре уходит. Но по пути домой героя похищает незнакомец в маске. Он грозит Джейсону пистолетом и увозит за город, где в подвале заброшенной фабрики накачивает каким-то наркотиком.
Через какое-то время Джейсон приходит в себя в незнакомой лаборатории, где его встречают едва ли не как героя. Директор лаборатории Лэйтон Вэнс (Дайо Окенийи) и психолог Аманда Лукас (Алиси Брага) воодушевлённо сообщают, что Джейсона не было 14 месяцев, что он участвовал в эксперименте, и теперь единственный, кто вернулся назад.
Ничего не понимающий Джейсон вскоре сбежит из лаборатории, но окажется, что родной дом пуст и совершенно неузнаваем. А к Даниэле, недовольной из-за задержки мужа, тем временем вернётся другой Джейсон, который и был похитителем.
Сериал основан на одноимённом романе Блейка Крауча, впервые опубликованном в 2016 году. И привлекал тем, что довольно оригинально раскрывал концепцию мультивселенной.
Так, похититель Джейсон-2 изобрёл кубическую комнату, закрывшись в которой и под действием специального препарата можно оказаться в состоянии суперпозиции. Если по простому, то буквально оказаться на месте кота Шрёдингера (о нём обязательно напомнят в сериале), который пока закрыта коробка одновременно жив и мёртв.
Состояние суперпозиции внутри Куба открывало доступ к мультивселенной. И выйти из него и из Куба можно в любую альтернативную реальность, что Джейсон-2 и сделал, поменявшись с главным героем местами.
В романе и в сериале всё это, конечно, куда лучше описано, но, полагаю, суть Вы ухватили – Джейсон-1 будет старательно возвращать себе свою жизнь и семью, попутно заглядывая в альтернативные миры.
Чем хороша экранизация
А тем, что она очень точно следует букве романа, при этом выгодно дополняя её сюжетной линией, которой не было и в общем-то не могло быть в книге, потому что роман написан от первого лица – Джейсона-1.
Сериал же любопытно расширяет книгу, показывая зрителю, чем Джейсон-2 занимался в мире Джейсона-1. В определённой степени он, как антагонист, даже интереснее своего протагониста-двойника. Ну, согласитесь, за злодеями всегда интереснее наблюдать, особенно если у них сильный характер и порой наплевательское отношение к чужим жизням.
Рефлексии на тему “какой была бы моя жизнь, поступи я когда-то иначе”, в сериале ожидаемо меньше. Но сюжет так или иначе неоднократно приходит к этому важному смыслу романа. И тут правда есть над чем поразмыслить, что уже хорошо для вдумчивого зрителя.
Вообще в сериале поднимается немало моральных и этических вопросов, которые выгодно отличают “Тёмную материю”, не давая ей стать поверхностной или легкомысленной.
При этом в сериале хватает и впечатляющих зрелищных сцен, парочка из которых перекочевала прямиком из романа (замёрзший Чикаго или Чикаго засыпанный пеплом), а ещё несколько сделали специально для сериала (например, Чикаго без атмосферы или когда Куб попадал в воду).
Ну и нельзя не сказать про сюжет. Развивается он неторопливо с переменной динамикой. Но ближе к финалу, когда уже кажется, что сейчас будет развязка и её даже можно себе вообразить, повествование выдаёт неожиданный твист, из-за которого предположить концовку будет очень сложно. Кстати, именно в сериале концовка в некоторых деталях кажется чуть более логичной, чем в романе. Да, я про того же Джейсона-2, у которого в сериале появился характер.
Отличные достоинства, как по мне. И судя по 181-й позиции в Топ-250 Кинопоиска, так думаю не я один.
Чем плоха экранизация
А тем, что она очень точно следует букве романа – да-да, это и минус тоже. Сейчас поясню.
Шоураннером “Тёмной материи” и одним из её сценаристов является сам Блейк Крауч. И, как верно подметил кинокритик Кинопоиска, авторы романов частенько считают, что в книге важно каждое слово. Это в общем-то правда, но только для книги. В экранизациях же дословный перенос может сказаться не очень хорошо.
Если не касаться других экранизаций (вспомнилась почему-то телеадаптация “Сияния” 1997 года, написанная самим Стивеном Кингом и поставленная Миком Гэррисом), то в случае с “Тёмной материей” это выражено в несколько затянутой экспозиции. Она занимает в сериале аж три первых эпизода, на которых неподготовленный зритель может заскучать, потому что в отличии от Джейсона-1 довольно быстро понимает что к чему.
Но, справедливости ради, с четвёртого эпизода будет сложно оторваться.
Другой момент, вероятно, очень субъективный и касается актёрской игры Эдгертона. Понятно, почему он выбрал эту роль – сыграть сразу нескольких героев в одном проекте не часто получается. Но даже будучи достойным актёром, справлялся он с ней, скажем так, с переменным успехом.
Да-да, я знаю, что по сути он играл одного персонажа, что сценарий, вероятно, не давал возможности развернуться “во всю ширь”, что я сам в актёрской игре понимаю столько же, сколько бродячий пëс в колбасных обрезках. Но мне просто есть с чем сравнить – в концептуально схожем сериале “Двойник” персонажей-двойников в исполнении Дж. К. Симмонса было сложно перепутать, благодаря игре последнего.
При желании можно, конечно, найти и другие минусы. Чрезмерная централизация повествования на Джейсоне-1, второплановость других персонажей (женских в основном), опять же неровная динамика и прочее. Но мне сериал понравился и копать глубже в этом направлении попросту не хочется.
Итог
Так что же всё-таки лучше: роман или экранизация?
Если отвечать дипломатично, то я бы сказал, что сравнивать совершенно разные виды искусства – занятие не очень полезное. Книги хороши одним, а сериалы – совершенно другим.
А если говорить субъективно, как знающему сериал и книгу, то я бы сказал, что оба варианта хороши и даже удачно дополняют друг друга. Да, у каждого свои недостатки, свойственные тому или иному “формату”. Но идеального ничего не бывает. Сериал же получился одной из немногих по-настоящему хороших экранизаций, пусть и со свойственными недостатками.
По итогу “Тёмная материя” остаётся хорошей и интересной историей, будь она книгой или сериалом. И в кои-то веки очерёдность ознакомления с ней не играет особой роли, посмотрите ли Вы сперва сериал или перед этим прочитаете книгу (я, кстати, слушал аудиоверсию, если кому интересно).
В суперпозиции побывал Кирин59, а статью написал за него его двойник.
Смотрите только Хорошие Сериалы.
P.S. Пока статья была в разработке, до меня дошли слухи, что “Тёмную материю” вроде как продлили на второй сезон. С одной стороны – это признак успеха первого сезона. А с другой без крепкой литературной основы продолжение скорее всего окажется полнейшей ерундой, как было с другой одноимённой экранизацией романа Крауча – сериалом “Сосны” (2015-2016).
Оценки сериала на момент написания настоящей статьи:
Кинопоиск: 7.7 (25 тыс. оценок)
IMDb: 7.7 (45,4 тыс. оценок)
Роттен Томатос, зрители: 83 % (500+ оценок)
Роттен Томатос, критики: 83 % (58 рецензий)
Метакритик: 64 из 100 (22 рецензии)
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 67 % (на основе 3 оценок).