"Пятый элемент" вышедший на экраны в 1997 году прошел проверку временем пребывая, в категории знаковых кинолент в жанре, где автор идеи и режиссер постановщик Люк Бессон, объединив жанры попал в саму ценную категорию кинематографа - любимых фильмов зрителей. Детские переживания Люка Бессона легли в основу будущего киноэпика. Родители Бессона развелись когда ему было 10 лет. Люк болезненно переживал, он был замкнутым одиночкой, оставаясь наедине со своими страхами и переживаниями, творчеством боролся с гнетущим одиночеством. Бессон придумал вымышленную вселенную будущего, где основным персонажем был некий водитель летавшего по большому городу такси. Герой по имени Залтман стал близким другом Бессона и спас его от раздиравшего душу одиночества. Став известным киноделом, Люк задался целью воплотить на экране детскую мечту. Люк долго работал над сценарием фильма, всего история "Пятого элемента" находилась в творческом производстве 9 лет, за это время Люк не жалел бумагу и написал без малого 500 страниц текста, что могло превратить фильм в полноценный продолжительный сериал, конкруента "Санта-Барбары". Но Бессон не стал посягать на лавры мыльной оперы, а пригласил сценариста Роберт Марка Кэмена, который вносил финальные правки в многотомник француза.
Жан Жиро или Мёбиус, известный во Франции художник и создатель комиксов в соавторстве с иллюстратором, и автором комиксов Жан Клодом Мезье, отвечали отвечали за оригинальный дизайн фильма. Тысячи эскизов и рисунков были созданы ими, ограничений на буйство фантазии не было, Бессон лишь дал вводную, а Жиро и Мезье воплощали его детские фантазии. Их работа длилась более 5-ти месяцев, а в финале плодотворного творчества Люк выбрал лучшие версии. За визуальные эффекты отвечала команда из 180 человек, которая начинала свою кипучую деятельность еще до начала основных съемок, суммарно они вкалывали над визуализацией элемента 9 месяцев, больше чем кто-либо другой из создателей фильма, за исключением вездесущего Бессона, у того график ненормированный. Версия футуристического Нью-Йрка будущего в создании заняла 8 месяцев, изменения и правки в картинку города вносились вплоть до финального монтажа. Все машины были созданы CGI, а здания города - это натурные модельные макеты.
Первые кадры фильма погружают нас в атмосферу Египта 1914 года. Роль Египта исполнила западная Африка, а именно Мавритания, хотели снимать в Египте, чтобы все было натурально с наследием фараонов, пирамидами, но так и не договорились. Мавритании подарила набор узнаваемых проблем пустыни Сахара. Жара, ветер, пыль и песок называемый харматан. Но при этом весь материал в Мавритании сняли без отклонений от графика.
"Пятый элемент" - это яркая смесь визуальных эффектов, аниматроники и механики. Костюмы инопланетной расы Мондошован создавали два месяца, было несколько версий, они менялись - от вида переевших инопланетных обжор в комбинезонах и версии щеголявшего на подиуме чужого в комбинезоне, до итога - больших, неуклюжих пингвинов в стальной оболочке.
Пылающий шар создавали мастера визуальных эффектов, Бессон контролировал процесс создания и вносил свои правки. Каждый блик, мерцание и движение огромной всепоглощающей массы имели значение. Так создавалось Абсолютное зло.
Корбен Даллас в исполнении главной звезды фильма Брюса Уиллиса. Во французской студии Гамон скептически относились к приглашению голливудской звезды. Мол звездные закидоны и требования испортят все съемки, но Гамоновцы обломились, Брюс посрамил их – настоящий профи, полностью поглощенный работой над образом, выстроенным на взаимопонимании с Бессоном и его командой. Как вспоминал актер сюжет фильма заинтересовал его с первых страниц сценария. В итоге Брюс не прогадал, а от его приглашения выиграли все и студия, и зрители. Бессон сделал Корбена таксистом потому что его отец работал в такси. В тех фильма Люка, где присутствует таксист – это всегда дань памяти отцу. В сценарии Бессона, Залтман Блеро, впоследствии ставший Корбеном Далласом, был наделен такими навыками: умеет пилотировать несколько типов истребителей и бомбардировщиков, досконально владеет рукопашным боем, разбирается во взрывном оружии, уверенно использует разные типы стрелкового оружия.
В ранней версии сценария у Корбена была собака, в итоговой пса заменил белый кот по прозвищу Свитти, то есть Милая.
Сцену головокружительной погони монтировали в числе последних потому что только тогда был готов футуристический Нью-Йорк будущего.
Бессон хотел получить универсальное такси будущего. И он его получил, машина крепилась на механическую платформу, которая была способна наклоняться в любом направлении и под заданным углом, с определенной скоростью вращения. Механизм позволял опускать и поднимать авто, а так же крепить к корпусу оператора с камерой.
Авторы хотели сделать пародию на французского чиновника и пригласить на роль президента маленького рота француза в дан памяти "Магистру смеха" Луи де Фюнеса. Но подходящего кандидата так и не нашли. Оно и хорошо, ведь переиграть Фюнеса, все равно не получилось бы. Так, что в итоге итоге роль эту отдали бывшему рестлеру Томми Листеру младшему.
Лилу в исполнении Милы Йовович , судьбоносная роль как для кинокарьеры и для личной жизни, ведь в том же 1997 году Мила и Люк сыграли свадьбу. Образ Лилу создавался как сильный женский с твердым характером и боевыми навыками способной воительницы, а также антипода девы которая находится в беде, или женского персонажа которую преследуют. Обычно в книгах и фильмах такая героиня привлекательная, молодая девушка, скрывающаяся от злодея и ожидающего своего спасителя. Бессон решил объединить две эти противоположные характеристики персонажа и не прогадал. Из-за того что волосы актрисы приходилось постоянно перекрашивать, чтобы поддерживать рыжий цвет, они создали рыжеволосый парик, так рыжий цвет стал постоянным спутником Милы на съемках. Язык на котором говорит Лилу - это Божественный язык. Его в детстве придумал одинокий Бессон, с годами он развивал тему и специально для фильма составил словарь, который насчитывал 400 слов. Мила использовала язык в переписке с Люком, а так же в общении с ним, что помогло ей досконально освоить этот вымышленный язык.
В 80-е годы у Джеки Чана была Закусочная на колесах, а в "Пятом элементе" универсальная, летающая закусочная со смачной китайской кухней. Создавали ее умельцы техники в течении полутора месяцев и все это для эпизода продолжительностью в пару минут. Благодаря механике, закусочная могла двигаться в заданном направлении, взлетать и опускаться с заданной скоростью.
Глава крупнейшей корпорации, изобретатель разных видов оружия, тайно работающий на Абсолютное зло – мистера Тень и все это Жан батист Эммануэль Зорг в исполнении Гэри Олдмана. Бессон и Олдман на съемочной площадке организовали веселый дуэт закадычных приятелей, который понимал другу друга с полувзгляда и с полусмеха. Как вспоминал Патрис Леду со стороны это выглядело, как встреч старых друзей, который давно не виделись и решили вспомнить былое, а между тем немного поработать. Происходиило это так: из шести часов съемок Бессон и Олдман что-то долго обсуждали, смеялись пили кофеек. Репетировали, импровизировали, снова смеялись, вносили правки в эпизод и деяния Зорга, снова смеялись, а после за 15 минут в пару-тройку дублей, Олдман делал из эпизода конфетку. В сценарии фильма Зоргу было 39 лет, во время съемок Гэри исполнилось 39 лет, вот так - идеальное попадание в возрастные рамки персонажа.
Мангалоры - разрозненная раса воинов, у которых дурная репутация, ведь другие расы вселенной считают их дикими животными. Внешний вид, костюмы Манголоров создавались три месяца, а для масок сделали аниматронные механизмы, которые впоследствии были переработаны и использовались при съемках ленты "Звездные войны Скрытая угроза" 1999 года. Костюмы Мангалоров претерпели ряд изменений, итоговой вперсии они могли пугать и смешить одновременно, благодаря своему откровенно глупому виду. Еще в детстве Люк написал полную историю Манголоров, когда то они вторглись на Землю и воевали с людьми, но потерпели поражение и были изгнаны в пустынные звездные системы. Они способны менять форму своего тела, маскируясь под заданный объект, работают наемниками и пользуются спросом из-за своей дешевизны и готовностью выполнять самую грязную, и опасную работу. Часто проваливаются в своих миссиях из-за врожденной тупизны. Бессон использовал глупость Манголоров в памятной сцене с красной кнопкой, когда хитрющий Зорг в легкую обманул пришельцев-наемников.
Костюмы фильма - это отдельный вид искусства, их автором являлся французский модельер Жан-Поль Готье. Он получил полную свободу действий, комбинируя стили из разных эпох, что-то взял из 17-го века королевского двора, что-то из готического гардероба, что-то из европейской классики 60-х годов, что-то позаимствовал у хиппи, объединил кантри стиль и гранж, то есть гремучую шмоточную смесь, так что костюмы "Пятого элемента" попали в историю кино, как одни из самых ярких и неординарных.
Пародия на шпионские фильмы и в частности на Бондиану, стала сцена с шестеркой Зорга Лайамом, которого сыграл музыкант и композитор Трики, когда президентом с жестким ботинком, с лету вынес шпионскую мошкару.
Межгалактический диджей Руби Род ,которого в фильме сыграл Крис Такер. В оригинальной версии сценария его звали Лок Род и Бесосн хотел пригласить на эту роль известного музыканта Принса, который отказался. Крис Такер изменил концепцию и отжигая на касте убедил в правильности его учреждения на роль. Патрис Леду рассказывал что Такер мог в легкую сделать 20 дублей и в каждом из них импровизировать, управлять им крайне сложно, потому Бессон выдал ему карт-бланш на импровизации лишь направляя его безудержную энергию в нужное русло. Персонаж этот был создан для разного восприятия зрителей, для кого то он был диким раздражителем, кого-то он лихо веселили и развлекал. Сам Такер называл своего героя космическим Майклом Джексоном хотя и Принс в образе присутствовал, но все же, прежде всего это был Крис Такер со своим неординарным стилем, неуправляемый и крутой в комичной подаче персонажа.
Мистер тень и его могущество были показана в сцене звонка Зоргу, которую придумал Кэмен, для убедительности и значимости силы влияния Тени на расстоянии, добавили кровь, которая растекалась по лбу испуганного магната.
Флостонский рай будущего был создан в дань туризму настоящего, так в начале мы получаем отсылку к гавайским островам, их обитателям и традициям, фонтаны в фойе это привет роскошным гостиницам Лас-Вегаса. А синий цвет комнаты Корбена, это дань старым гостиницам Парижа, где стены выкрашивались в разный цвет и символизировали настроение посетителей.
Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне стал сценой для съемок грандиозного исполнения оперной дивы Плава Лагуны, которую сыграла Майвен, на тот момент супруга Люка Бессона. Ее уникальный костюм создавали месяц из латекса, силикона и прозрачной ткани. Саму композицию исполнила албанская оперная певица Иван Мула и хотя утверждалась что ее голос способен на невероятное, Патрси леду раскрыл тайны певчего двора и рассказал, что в отдельных местах исполнения голос оперной дивы подвергался обработке. Для того чтобы в кадре совпадать с фонограммой Инвы Мула Майвен практиковалась по 6 часов в день. В Ковент-Гарден было всего три съемочных дня, обычно крупные планы актеров снимают отдельно. Но в той сцене актеров снимали прямо во время исполнения, то есть реакция на увиденное настоящая. Брюс вспоминал как во время съемок первого дубля в опере услышал Плава Лагуну и просто очумел от исполнения.
Ник Дадман и его команды из десяти человек создали аниматронные версии длинноносых инопланетян, сборщиков мусора, которые работали в космическом порту, но увы, по неназванным причинам носатые трудяги так и не попали в сюжет картины.
Патрис Леду в шутку называл актерский состав фильма леворукими лицедеями, Мила Йовович, Брюс Уиллис, Люк Перри и Крис Такер, левши.
Финальную схватку с Манголорами снимали на протяжении месяца, с перерывами. Начинала работу над сценой вторая съемочная группа, позже к съемкам присоединился основной состав. В особо опасных ураганных сценах Брюса подменял каскадер Терри Джексон, а Милу каскадер и инструктор Мириам Монтадон. Ползки Такера, фразы вместе с трясущейся рукой с оружием, все это импровизации актера, которые на репетиции одобрил Бессон. В ранней версии сценария в финале битвы Брюс использовал парализующий газ, который действовал исключительно на пришельцев, но решили что знания Мангалоров и их слабых мест, помогут Далласу расправиться с пришельцами более изящно, выстрелив точно в лоб главарю наемников.
Бессон хотел сохранить жизнь Зоргу с прицелом на возможное продолжение, ведь Люк хотел снять трилогию, но в итоге продолжения мы так и не увидели, и Зорга укокошили.
В одной из версий сценария в финале картины Лилу и Корбен отправлялись в путешествие на другую планету, где планировали отдохнуть от всего этого кошмара, но уже в полете их настигали неприятности. Но версия с президентом и болтливой мамой Корбена были признаны лучшей версией.
На премьере Бессон сказал, что всего лишь хотел снять фильм и показать наше будущее не мрачным и опасным, а забавным.
Итогом проката стал кассовый успех, "Пятый элемент" при бюджете в 90 миллионов долларов, в кинотеатрах собрал 264 миллиона, попал в топ-10 по продажам кассет в конце 1997 года и в 1998 году. Получил асболютное большинство положительных отзывов от кинокритиков. И по сей день "Пятый элемент" на постоянной основе находится в списках избранных, особой категории, любимой кинофантастики зрителей.