Найти в Дзене

Эндшпиль - минимум позиций и правил, которые надо знать

Оглавление

До эндшпиля, как известно, ещё дожить надо. И не просто дожить, а с приличной позицией, иначе вряд ли будет возможность показать свои глубокие знания. Поэтому первоначально тратить на него много времени не вижу смысла.

Моя любимая книга "Теория и практика шахматный окончаний" А. Панченко. Из неё я и возьму позиции (не все) и определения.

Разберём простой эндшпиль - где нет сочетаний фигур.

Пешечный эндшпиль.

В нём нужно что-то знать, потому что любой другой эндшпиль может в него перейти.

В пешечном эндшпиле нет оценок лучше/хуже, есть только 3 исхода: выиграл, проиграл, ничья. Поэтому при переходе в него надо очень точно считать варианты.

Видимая лёгкость пешечного эндшпиля обманчива, есть очень сложные многопешечные окончания. Не хуже трудной задачи с множеством фигур на доске.

Оппозиция

- расположение королей друг от друга через нечётное число полей. Оппозиция всегда невыгодна тому, чем ход. Следовательно, надо стремиться к занятию оппозиции.

-2

Ход чёрных выигрыш. Король белых занял оппозицию.

Король белых проходит вперёд и помогает пешке пройти в ферзи. Например, 1...Кре7 2.Крс6 с идеей 3.d6

Ход белых - ничья. Король чёрных занял оппозицию.

Например, 1.Kрe5-Kрe7 2.Kрd5-Kрd7 3.Kрс5-Kрс7 4.Kрd5-Kрd7 белый король не может пройти вперёд. Если двигать пешку 4.d5-Kрd7 5.d6

ход чёрных
ход чёрных

Важный ход 5...Kрd8!

(после 5...Kрc8? белый король занимает оппозицию 6.Kрс6!-Kрd8 7.d7 и король чёрных вынужден 7...Крe7 и после 8.Kрc7 пешка проходит в ферзи)

6.Kрс6-Крс8! (занимаем оппозицию) и белые не могут усилиться. После 7.d7-Kрd8 белые теряют пешку, либо ставят пат после 8.Kрd6 - ничья

Пат - когда при своём ходе игрок не может сделать ход по правилам.

Правило квадрата.

Нужно для того, чтобы быстро посмотреть, догоняет ли король соперника проходную пешку.

-4

Ход чёрных - ничья. Король заходит в квадрат пешки 1...Крс4! 2.g5-Крd5 3.g6-Kрe6 4.g7-Kрf7=

Ход белых - выигрыш. Пешка убегает от короля 1.g5!+-

Отдалённая проходная пешка.

Эта пешка весомый фактор почти всегда. Есть типичные планы и позиции в миттельшпиле, где прицел на проходную отдалённую пешку в эндшпиле.

-5

Белые выигрывают. Король чёрных должен бежать на ферзевый фланг, чтобы не дать пройти пешке "а" в ферзи, а король белых в это время бежит на королевский фланг к пешкам чёрных, съедает их и проводит в ферзи оставшуюся белую пешку.

Крайняя пешка.

почти невозможно провести в ферзи.

-6

Ничья. Король чёрных прижимает белого короля к бортику. В итоге либо попадает на поле h8, либо белые будут вынуждены повторять ходы.

Пешечные прорыв.

Важная тема, хорошо иллюстрирует роль захвата пространства в шахматах.

-7

Ход белых - выигрыш.

1.g6!

1...hg 2.f6-gf 3.h6 +-

1...fg 2.h6-gh 3.f6 +-

Конь и пешка против короля.

-8

Позиция ничейная. Король белых не может освободить коня от защиты пешки h из-за пата.

-9

Позиция ничейная. Конь из-за своей малоподвижности не может помочь королю провести пешку h в ферзи.

Коневые окончания.

Что надо знать про коня?

1) 2 коня (без других фигур) не ставят мат королю.

2) Конь фигура малоподвижная, долго скачет с фланга на фланг

3) Конь плохо борется с отдалённой проходной пешкой.

4) Конь плохо борется с крайней пешкой.

5) Конь и пешка против коня не выигрывают.

Слон и пешка против короля.

Если поле превращения пешки не цвета слона, то ничья.

-10

Ничья. Невозможно выгнать чёрного короля из угла. При чёрнопольном слоне лёгкий выигрыш.

Одноцветны слоны.

Если король соперника находится перед проходной пешкой, то ничья.

Если король находится в стороне, то есть варианты.

-11

Ход белых - выигрыш. Белые ставят слона на с6 и двигают пешку на d7

Разноцветные слоны.

С одной пешкой выиграть нельзя, с 2 есть варианты.

-12

Ничья. Белые не могут усилить позицию. Чтобы двинуть пешку е6, надо прийти королём на d6, но это невозможно, так как король вынужден защищать пешку f5

Ладья против пешки.

Каждый раз надо считать. Чем дальше продвинута пешка, тем больше шансов на ничью.

-13

Ничья. Король белых не успевает помочь ладье задержать чёрную пешку.

Ладейные окончания.

Встречаются очень часто, говорить можно много.

Обязательно знать позицию Филидора.

-14

Ничья. Белая ладья бегает по 3 горизонтали, как только пешка двинется вперёд, идёт на 8 горизонталь и начинает сверху шаховать чёрного короля. Чёрные могут перевести ладью на 3 горизонталь, но тогда проще всего ладьёй встать на 2 горизонталь и как только король чёрных двинется вперёд, давать ему шахи снизу. Где-то возможен переход в ничейный пешечный эндшпиль.

Ничья не сложная, но надо играть внимательно.

Несколько важных правил ладейных окончаний:

1) Главное - активность ладьи.

2) Ладья должна стоять сзади проходной пешки (и своей, и соперника)

Всё остальное - очень сложно, можно изучать по мере надобности.

Ферзевые окончания.

В сущности, 2 главных правила.

1) безопасность своего короля.

2) важно не количество пешек, а насколько близка одна пешка к полю превращения.

-15

Ничья. Черным приходится объявлять вечный шах.

На мой взгляд, этих позиций для начала достаточно. Вероятность маленькая, что они получатся, но знать надо. Потому что эти элементарные позиции и идеи будут как маяки для понимания более сложных позиций и идей.

Эндшпиль - очень красивая и очень сложная часть шахматной игры. И, безусловно, его изучать можно бесконечно. Сколько этюдов создано! Интереснейшие позиции Н. Григорьева - книга моей юности!

Но всё-таки, это 3 стадия партии. И важность изучения эндшпиля повышается с ростом мастерства.

Решение этюдов, эндшпильных задач - хорошая тренировка мозгов.

В следующей статье разберём главные принципы разыгрывания сложных окончаний.