В гареме существовала целая отдельная вселенная — мир интриг и закулисных игр, где каждая женщина боролась за право стать ближе к власти. Порядок и правила в этом мире были жестко регламентированы. Одним из главных элементов жизни гарема был график посещений императора. Когда Сын Неба решал провести ночь с наложницей, он давал указание главному евнуху, который немедленно доставлял выбранную девушку в его покои. Выбранную наложницу раздевали и умащивали ароматными маслами, готовя к встрече с правителем.
Для тех, кому удалось покорить сердце монарха, начинался стремительный подъем по иерархической лестнице гарема: они получали высшие ранги, влияние и почет. А вот менее удачливые обитательницы, которым так и не удалось привлечь внимание императора, могли оставаться в его дворце годами, так и не удостоившись его визита.
Социальный статус женщины в гареме напрямую влиял на её повседневную жизнь и привилегии. Например, жена императора могла иметь до 12 служанок, наложница высшей категории — 8, второй категории — 6, третьей — 4, а девушки низшего ранга довольствовались всего двумя помощницами. Ранг определял не только количество слуг, но и внешний вид наложниц: чем ниже был их статус, тем скромнее выглядели их наряды. Простая одежда для низших рангов всё же была изысканна по меркам обычных людей, но не могла сравниться с великолепными одеяниями гуйфэй или императрицы, чьи наряды были сотканы из лучших материалов — шелка и атласа.
Эпоха Тан славилась своей роскошью, и это особенно проявлялось в моде. На многих картинах того времени дамы изображены в длинных шарфах, обвивающих их плечи и порой достигающих земли. Волосы собирали в высокие шиньоны, украшенные крупными заколками в виде цветов, а спереди их головы были усыпаны свисающими нитями бус. В моде также были широкие искусственные брови, нарисованные синим кобальтом, и глубокие декольте, которые оставляли шею и часть груди открытыми. Такая откровенность в одежде воспринималась как нечто обыденное, и никто не осуждал женщин за обнаженную часть груди — это было символом эпохи роскоши и изобилия при династии Тан.
Девушки из императорского гарема украшали себя цветами в волосах, носили серьги, декоративные шпильки, гребни, кольца и браслеты. Чем выше был статус наложницы, тем более роскошный и уникальный наряд она могла себе позволить, что касалось не только одежды, но и украшений, и сложных причесок. Женщины гарема пользовались цветочной водой и ароматным мылом, а их одежда долгое время пропитывалась запахом благовоний, когда они проводили время возле курильниц. Эти ароматы были символом роскоши, и, как и в других аспектах жизни, наложницы высших рангов получали доступ к более дорогим и изысканным благам.
Император был особенно щедр к своей любимой Ян Гуйфэй. Для неё он не жалел ни роскошных нарядов, ни украшений из нефрита — самого ценного и священного минерала в Китае. Нефритовые подарки подчеркивали её исключительное положение при дворе. Остальные наложницы могли только мечтать о подобных дарах и привилегиях.
Ян Юйхуань действительно невероятно повезло, если учитывать строгие правила гаремной системы. Она достигла звания Гуйфэй — самого высокого ранга после реформы, инициированной самим Сюаньцзуном. Эти реформы позволяли императорам менять структуру гарема по своему усмотрению, и Сюаньцзун сделал Гуйфэй высшим титулом, даже выше, чем у его прежней фаворитки У, которая имела ранг Хуэйфэй. Это уже само по себе свидетельствовало о ее особом положении.
Однако для Ян Юйхуань было сделано и совсем исключительное послабление. Согласно традициям, все наложницы императора должны были быть девственницами до начала любовной связи с правителем. Но Ян Гуйфэй уже состояла в браке, а значит, не соответствовала этому правилу. Тем не менее, для любимой фаворитки сделали исключение, и она стала одной из главных женщин при дворе, уже имея за плечами семейную жизнь — прецедент, который говорит о её исключительной роли в жизни императора.
Интересный факт заключается в том, что в исторических источниках нет ни одного упоминания о детях Ян Гуйфэй. Это предполагает, что она, вероятно, не родила императору наследника, что было весьма необычно для женщины с таким высоким положением при дворе. Ведь рождение сына традиционно являлось ключом к повышению статуса наложницы, служило своеобразным «социальным лифтом», закрепляющим её влияние и значимость. Несмотря на отсутствие этого важного фактора, Ян Гуйфэй сумела не просто удержать своё положение, но и подняться на вершину гаремной системы, не соответствуя привычным ожиданиям.
Будучи второй женщиной после официальной супруги императора, Ян Гуйфэй фактически была признана «новой императрицей». Её статус был настолько высок, что придворные относились к ней с величайшим почтением, кланялись и называли её «госпожой» — титулом, который по традиции использовался исключительно в отношении императрицы. Она действительно стала могущественной фигурой в императорском дворце, хотя её путь к вершине шел не по привычным правилам гаремной системы.
Три старшие сестры Ян Гуйфэй получили титулы леди Хань, Го и Цинь, что значительно повысило их статус в обществе. Император Сюаньцзун настолько благоволил семье Ян, что даже отдал приказ: на императорских собраниях никто, включая высокочтимую сестру самого императора, принцессу Ючжэнь Ли Чиин, не осмеливался занимать более почетное место, чем сестры Ян Гуйфэй.
Кроме того, император устроил свадьбу своей любимой дочери принцессы Тайхуа, рожденной от наложницы У, с родственником Ян Гуйфэй, Ян Ци. Это был ещё один показатель того, как сильно возросло влияние семьи Ян при дворе.
Говорили, что пять семей Ян стали чрезвычайно влиятельными и богатыми. «Облеченный званием сановника первого ранга и обязанностями главы Иностранного приказа, Ян Сянь, дядя Ян Юйхуань, получил еще особую булаву и звание "опоры государства". По три раза в день он присутствовал с докладом у императора. Все члены семьи Ян жили в роскошных домах в квартале Сюаньян, которые часто соперничали в величии с императорскими дворцами. Их богатство и влияние стали предметом зависти и обсуждений во всей столице: "Только и видели их повозки, коней, рабов и свиту". Власть семьи Ян была настолько велика, что любая их просьба рассматривалась чиновниками как равная императорскому указу». Редкие товары и подарки со всех концов страны поступали к их домам ежедневно, а провинциальные чиновники старались выказать им свое почтение и расположение.
Ян Гуйфэй стала настоящей иконой своего времени и самой влиятельной женщиной в Поднебесной. Император был буквально одержим ею, и для его возлюбленной была создана целая индустрия моды. Как бы мы сказали сейчас, для Ян Гуйфэй работала целая "фабрика" — 700 человек ежедневно трудились, чтобы шить для нее самые изысканные наряды и украшения. Ее гардероб был полон лучших тканей и драгоценностей, доступных в империи.
Особой слабостью Ян Гуйфэй были свежие личи, которые выращивали на Юге, и которые она особенно любила. Император даже организовал быструю доставку этих деликатесных плодов — гонцы на конях скакали без остановки, чтобы как можно быстрее доставить их во дворец. Задача была непростой, ведь личи — плоды, которые быстро портятся, и их нужно было привезти в целости и свежести.
«Плод личжи с острова Хайнань — сладок и благоухай.
Такие особенно любит госпожа Ян.
В листья лотоса их заворачивают,
словно в плотный сафьян,
Кладут в бамбуковые корзинки,
чтоб спасти от ушибов и ран.
Доставляя их, нужно скакать весь день,
мимо гор, лесов и полян,
Боюсь замешкаться в пути, —
строгий приказ мне дан.
От одной почтовой станции до другой
мчусь я, рвением обуян». (Хун Шэн. Дворец вечной жизни, 1688 г.)
Ян Гуйфэй пользовалась не только любовью императора, но и огромным уважением при дворе. Ее влияние было столь велико, что каждый ее выход сопровождался высочайшей охраной. Даже могущественный евнух Гао Лиши, который славился своим влиянием и состоянием, лично сопровождал Ян во время ее прогулок верхом. Гао Лиши был не просто придворным, а человеком, на чьи решения ориентировались многие представители знати, что подчеркивало особый статус Ян Гуйфэй при дворе.
Особое привилегированное положение Ян проявлялось и в том, что ей было позволено пользоваться бассейном Хуацин. Этот комплекс горячих источников, расположенный у подножия живописной горы Ли, был ранее доступен только императорам династии Тан.
Мягкий климат и красивые виды делали это место настоящей оазисом покоя и роскоши. В наши дни в этом месте установлена мраморная статуя Ян Гуйфэй, которая стала символом красоты и женственности.
Рядом с комплексом также находится ее гробница, которая является популярной туристической достопримечательностью провинции Шэньси.
В японском сборнике XII в. «Кара монтагари» (в пер. - «Китайские рассказы») написано следующее: «Император не совершал выезды без нее, без нее не ложился спать. Три тысячи жен и наложниц ждали своей очереди, но император не обращал на них внимания. Только одну Ян Гуйфэй, да еще луну и солнце, он считал несравненными».
Даже в случае размолвок, когда Ян Гуйфэй вела себя строптиво (или же у нее случались приступы ревности), император отсылал ее из дворца, но вскоре, затосковав по своей любимице, снова посылал за ней. Древнекитайский автор Ши Лэ в своем сочинении «Нефритовая Гуаньинь» пишет следующее: «Ян Гуйфэй, поддавшись ревности, вела себя дерзко и выказывала непослушание императору. Подали простую повозку, и Гао Лиши (прим. – главный евнух) получил приказ проводить гуйфэй в дом Ян Сяня (прим. – дяди). Когда Ян Гуйфэй покинула дворец, император был вне себя от огорчения. Дворцовую прислугу за любую провинность наказывали палками. Иные из слуг умерли от одного страха <…> Тогда был издан указ о возвращении гуйфэй. Утром, увидав ее во внутренних покоях, Сюань-цзун очень обрадовался. Ян Гуйфэй со слезами склонилась перед ним и молила простить ее. Император распорядился собрать жонглеров, фокусников, канатоходцев и шутов со всех рынков, чтобы развлечь Ян Гуйфэй. На пиршествах веселились и сестры Ян гуйфэй. После этой размолвки благосклонность императора к гуйфэй с каждым днем все возрастала. Он уже больше не посещал покоев других наложниц».
Ян Гуйфэй позволяли то, что другим обитательницам дворца строго запрещалось. Император, плененный ее обаянием, проводил с ней ночи, игнорируя традиции гарема, которые предписывали ему распределять свое внимание между всеми наложницами. Из-за ревности Ян Гуйфэй он пренебрегал своим «долгом» перед другими девушками, фактически изменяя сложившуюся систему иерархии во дворце. Ради нее он был готов нарушить вековые устои и пересмотреть правила.
Ум и красота наложницы пленили императора Как свидетельствуют источники, она была «одной из самых выдающихся красавиц в истории Китая», «типичным воплощением чувственной красоты». «Её улыбка была столь обольстительна, что в нее нельзя было не влюбиться. Все в ней было неподражаемо. Казалось, что это небожительница спустилась на землю. Не только ее облик был неподражаем, а манеры – несравненны, но к чему бы она ни имела отношения, она всегда проявляла глубокое понимание («Кара Монтагари»)».
Источники описывают Ян Гуйфэйкак «одну из самых выдающихся красавиц в истории Китая» и «типичное воплощение чувственной красоты». Ее улыбка была настолько обольстительна, что покоряла всех вокруг. Манеры и внешность Ян Гуйфэй были непревзойденны, а ее интеллектуальные и художественные способности подчеркивали ее уникальность. Современники считали, что она была небожительницей, спустившейся на землю, чтобы пленить своей грацией и умом.