Найти тему
Психиатрия вокруг нас

АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ. Ревнивая паранойя. Алкогольный бред. Галлюциноз

Фотография является собственностью автора. Это охраняемый объект авторского права, любое использование должно согласовываться с автором
Фотография является собственностью автора. Это охраняемый объект авторского права, любое использование должно согласовываться с автором

Про алкогольные психозы и что делать (или не делать), если человек в психозе рядом с вами.

В двух словах - вызвать скорую помощь, не пытаться разубедить больного в его болезненных фантазиях, отойти на безопасное расстояние и тем более увести детей.

В трёх - читайте ниже⬇️

Алкогольные психозы возникают на фоне длительной и обильной алкоголизации у лиц на 2-3 стадии алкоголизма. Развиваются психозы не в результате токсического действия алкоголя на головной мозг, а в связи с нарушениями обмена, возникающими на фоне соматических патологий (нарушение работы печени), недостатка витаминов (особенно группы В), повреждений головного мозга, действия токсических веществ и психических травм. Поэтому такие психозы ещё называются металкогольные.

Бредовые алкогольные психозы

Алкогольный бред ревности

Чаще возникает у мужчин старше 40 лет на фоне выраженных изменений личности, связанных с длительным употреблением спиртных напитков.

Бред обыденного содержания. Нет ничего фантастического, никаких чертей и гномов, белочек и параллельных вселенных, а есть только ошибочное убеждение, что жена неверная и жизнь теперь строится исключительно вокруг этого «факта». По мере развития бреда, у больного коренным образом происходит переосмысление всей реальной ситуации. Появляется «понимание», что его дурят. И дурят и дурят.

Бред - ошибочные умозаключения, возникшие на болезненной основе. Не логичен (логика своя, кривая). Не поддаётся коррекции. Больной абсолютно уверен в правильности своих бредовых идей. Здесь безукоризненно работает правило «есть два мнения моё и неправильное». Именно поэтому опытные психиатры предостерегают молодых коллег от попыток разубедить бредовых больных. Так как это не только невозможно сделать по определению, но и может быть очень опасно.

Он не просто подозревает, он уверен в неверности. Следит, проверяет телефон. Навязчиво расспрашивается подробности встреч или выпрашивает (а может быть и выбивает) признание в измене.

По мере развития бреда у больного всё складывается в единую картину. «Раньше разговаривала с подругой раз в неделю, сейчас тоже, но уходит на кухню, значит не хочет, чтобы я слышал, как обсуждают любовника».

Происходит неверное переосмысление давних фактов. «Была на конференции три года назад, там с ним и познакомилась»

Возможны кратковременные псевдоиллюзорные включения на фоне ясного сознания.

-ты зачем жену ударил
-я пришёл, она с соседом, видел как из-под одеяла торчали 4 ноги
-а куда он делся?
-не знаю, сбежал, наверное, пока я отвлёкся.

Такое «видение» даёт почву для дальнейшего развития бреда.

Критики нет никакой. Разубедить больного невозможно, даже если жена не выходит из дома, он найдёт способ «уличить в неверности». «Общалась по видеосвязи, отправляла фотографии», «выбегала, пока я был в гараже».

«Обманутый» муж может проявлять жестокое насилие по отношению к жене. Жить с таким человеком крайне опасно. Особенно если он отказывается от лечения и продолжаются алкогольные эксцессы.

Своими силами, без медикаментов, бороться с бредом бесполезно!

Острый алкогольный параноид

Если бред ревности имеет свою систему - больной объясняет как, когда, с кем и при каких обстоятельствах происходят измены. То в случае с острым параноидом никакой системы бреда нет. Есть внезапно возникшее ощущение угрозы жизни и связанный с этим животных страх. Соответственно и поведение будет необдуманным, часто импульсивным, направленным на сохранение жизни. «Бей или беги».

На фоне похмелья или запоя у больного внезапно появляется убеждение, что его кто-то преследует и существует прямая угроза его жизни. Это сопровождается резко выраженной растерянностью, тревожностью и мощным страхом за свою жизнь. Больные «узнают» преследователей чуть ли не во всех окружающих, в их движениях видят угрозу (может показаться нож у прохожего в кармане, или как некто дал жестом сигнал сообщнику о скором нападении). Возможны отдельные слуховые обманы восприятия, например, может услышать: «куда бежишь, щас поймаю». Больной возбуждён. Действия часто импульсивные - могут выпрыгнуть из движущегося транспорта или из окна, спасаясь от «преследователя», напасть на «мнимого врага» и нанести ему повреждения. Могут прибежать в полицию в поисках защиты. Состояние обычно ухудшается к вечеру.

Разрешается психоз за несколько дней, если затягивается дольше, то больной несколько успокаивается, появляется частичная критика к произошедшему, однако бред полностью не исчезает. Бредовая насторожённость к 1-2 людям сохраняется. Считает, что «преследователи затаились», но угроза все-таки есть, хоть уже и не воспринимается так ярко и мощно. Поведение нормализуется, но некоторая подавленность и фоновая тревога не покидают. Бред не разворачивается дальше, имеет стоячий характер, то есть картина никак не усложняется.

Важно при подозрении на бред, обратиться за помощью к врачу, так как

  • Больной опасен для себя и окружающих. На высоте страха может напасть на кого-либо, приняв за обидчика или покалечить себя, спасаясь бегством (выпрыгнуть из движущегося транспорта, из окна)
  • Если состояние не купировать медикаментозно, оно может затягиваться на долгое время, при этом, несмотря на некоторую нормализацию настроения, сохраняются бредовые мысли, что негативным образом сказывается на повседневной жизни, труде и отношениях с близкими. А при продолжении употребления алкоголя, состояние прогрессивно ухудшается.

Острый алкогольный галлюциноз

Развивается в период запоя или при прекращении употребления на фоне абстиненции.

Появляются фоновая тревога, проблемы со сном, он становится прерывистый, с кошмарными сновидениями. Быстро присоединяются обманы восприятия, а именно «наплыв» 🌊 слуховых галлюцинаций (больной слышит голоса), при этом сознание остаётся формально ясным, он ориентирован во времени, понимает, где находится, помнит кто он такой. 

Ярких зрительных галлюцинаций, как при делирии (белой горячке), не бывает.

А вот слуховые могут достигать очень большого размаха. У некоторых в голове разворачиваются целые «сцены». 

Например, больной «слышит», как в подъезде целая банда обсуждает, как они его схватят, а потом будут убивать, он может «слышать» не только их разговор, но и как они заряжают оружие, точат ножи. 

Голоса могут говорить о больном в третьем лице или быть обращены к нему самому. Становиться громче, вплоть до крика и тише, до едва слышимого шёпота. Очень реалистичные, не отличимы от обычной речи.

Иногда галлюцинации достаточно простые - ограничиваются окликами, обращениями по имени, обзывательствами (абортивный вариант галлюциноза).

Галлюцинации обычно в зоне досягаемости, то есть голоса не из под земли, не с десятого этажа, когда он на первом и не с той стороны моста, а чаще оттуда, где их на самом деле можно было бы услышать - из-за его двери, за окном, за спиной.

Чаще всего содержание слуховых галлюцинаций носит неприятный характер:

  • Обвиняющие обвиняют его «пьяница, пропойца, разрушил семью, потерял всё»
  • Угрожающие обсуждение форм наказаний больного за его проступки, включая жестокую расправу.
  • Алкогольные - собутыльники  зазывают «выходи выпьем».
  • Ревностные - «пока ты тут бухаешь, жена твоя с соседом…»
  • Императивные (приказывающие) ОСОБО ОПАСНЫЕ голоса. «Приказывают» что-либо сделать, приказания могут быть нелепые «выйди к ларьку и жди пока не нальют», а могут быть и потенциально опасные - нанести себе или кому-то вред. Так больной может выполнить приказание и проявить агрессию по отношению к себе или окружающим.

Настроение соответствует тематике галлюцинаций, а поведение отражает их содержание. Если голоса угрожающие - занимает «осадное положение» - может прятаться, баррикадировать двери.

Если есть подозрение, что человек слышит голоса, вызывайте скорую помощь незамедлительно. Характер голосов может меняться, даже если они сейчас более менее безобидные, невозможно предугадать, как они изменятся через некоторое время. Госпитализация состоится в любом случае, даже если больной отказывается, так как в таком состоянии он представляет угрозу для себя и окружающих. 

Длится острый галлюциноз от нескольких дней до 4-х недель.  Состояние улучшается днём и ухудшается к вечеру.

Больной нуждается в помощи врачей, так как

  1. Высок риск социально опасных действий, в первую очередь из-за императивных галлюцинаций (приказывающие голоса).
  2. Галлюциноз имеет склонность к хронизации.

В некоторых случаях, при отсутствии лечения, острый галлюциноз переходит в подострый (2-6мес), а затем и в хронический. То есть человек может не пить годами, но голоса в его голове не исчезают.

На фоне постоянно существующих слуховых галлюцинаций некоторые больные возвращается к алкоголизации. Кто-то уходит в депрессию. Часть же, особенно если «завязали» с алкоголем, приспосабливаются к жизни с ними, стараются не обращать внимания, относятся к ним как к фоновому шуму. Происходит постепенное привыкание к обманам восприятия. У них имеется критика, понимают, что эти голоса только галлюцинации. Настроение нормализуется. Больные способны к труду. Окружающим обычно не рассказывают и стараются себя никак не выдавать, когда что-то «слышат». С врачом же откровенны. Честно рассказывают о частоте и содержании слуховых галлюцинаций, которые в любом случае сказываются на качестве жизни.

Чем дольше больной живёт с голосами, тем сложнее их купировать. Поэтому раннее обращение за помощью значительно повышает вероятность благоприятного исхода.

Ниже ссылки на другие статьи по теме алкоголизма