Найти тему
Сьеджин

Почему в рекламе снимаются одни и те же актёры

Отвечаю на вопрос подписчиков канала. Тема интересная и обширная, но постараюсь не растекаться, а ответить именно на заданный вопрос. А начать придётся чуть издалека. Как наш Президент Такеру объяснял исторические подоплёки государственной политики, так и у рекламы есть своя история. Но говорить сегодня буду только о видео рекламе.

Пример российской рекламы начала ХХ века
Пример российской рекламы начала ХХ века

Первыми создателями рекламных роликов стали кинорежиссёры. Потому что кино появилось раньше. А специалисты, которые понимают, как снять, какой крупностью, в какой динамике, естественно те, кто в этой сфере как рыба в воде. А сама реклама была незатейливой, напоминала больше объявления в газете, только с движущейся картинкой. Зато производители товаров прекрасно понимали что показать – как использовать товар или что в нём такого особенного, чего не опишешь в газетной заметке.

Первыми заказчиками рекламы были производители или владельцы бизнеса – магазинов, фабрик, салонов. Рекламные компании появились позже, когда рынок видеорекламы стал развиваться. Но ещё в 1980-х знаменитые режиссёры типа Спилберга не гнушались снимать рекламу для больших корпораций. И только с девяностых в рекламном бизнесе появились свои рекламные режиссёры. Зёрна от шелухи отделились.

Компании рекламного бизнеса сейчас существуют сами по себе, отдельно от кино. И в этих компаниях теперь сосредоточены все необходимые для рекламных кампаний кадры. И выглядит это так: В компанию обращается рекламодатель и просит разработать рекламную стратегию. В переговорной комнате собирается с десяток «классных ребят» у которых в голове карьерный рост, ролевые игры, графики прогнозов, сводки трафика, статистика лайков и дизлайков и прочая требуха, не имеющая никакого отношения к реальной жизни. И разговаривают они восторженными лозунгами.

Вера Холодная – звезда российского кино начала XX века
Вера Холодная – звезда российского кино начала XX века

Вот эти «классные ребята», живущие в офисе, питающиеся комплексными бизнес-ланчами, путешествующие между конторой и съёмным жильём на каршеринге или кредитной тачке предлагают клиенту лица для рекламы. И вот тут возникает момент, когда одних и тех же актёров хотят к себе в рекламу все рекламодатели или используют те самые «классные ребята».

Ещё немного истории. Для первых рекламных роликов подбирали уже известных актрис, потому что так хотел заказчик. Нравилась ему, например, Вера Холодная:

«Дам любых денег, только пусть откроет коробочку монпансье моей кондитерской мастерской в кадре своими изящными ручками!»

Сейчас этот тренд вернулся. Заказчик, имеющий денег в товарном количестве, может себе позволить такую слабость. Но потом выяснилось, что не все актёры подходят на роль рекламной куклы. Стоило актрисе или актёру сыграть отрицательного персонажа, как реклама переставала работать. И рекламщики смекнули – надо брать только тех актёров, в амплуа которых исключительно положительные роли. Вот так и были брошены в рекламную бизнес-почву семена однообразности.

Отличие нынешней ситуации от доисторической только в том, что теперь для каждого явления есть свой термин. Положительных актёров, которые снимаются исключительно в ролях хороших персонажей называют «лидеры общественного мнения». Их хотят получить все рекламодатели. Им доверяет зритель.

Кадр из современной рекламы
Кадр из современной рекламы

Тут всё дело в психологии. Заметьте такую особенность – Хабенский раньше часто появлялся в рекламе, пока не сыграл роль коллектора. Рекламщики тут же отшептали Константина от рекламных кампаний. Только спустя пять лет актёру позволили вернуться к кормушке.

Или Настя Ивлеева – после своей неприкрытой вечеринки тут же исчезла из роликов МТС. Но в истории кино и рекламы были и обратные повороты. Не припомню сейчас фамилию актёра, но он играл в каком-то мыле на американском ТВ. С ним подписали контракт на пятнадцать лет рекламы бренда чего-то очень мужского и в контракте запретили играть любые роли, кроме героя-полицейского. Актёру пришлось отказываться от интересных предложений, режиссёры его вычеркнули из списков, а сериал вскоре закрыли. Он свои пятнадцать лет рекламы честно отработал, но кинозритель уже не воспринимал его как героя. Карьера была разрушена.

Даже сплетни за пределами съёмочной площадки имеют значение для рекламодателей. Сейчас в рекламных контрактах актёры обязуются не только поддерживать вес, полноту и причёску, но и не ввязываться в скандалы, не создавать отрицательного мнения о себе и рекламируемом бренде. Но и платят за это достаточно. Без имён и названий, но в этом году популярная дама за год съёмок в рекламных роликах получила сто двадцать миллионов рублей, отпуск за счёт рекламодателя в экзотическом месте планеты и право на пожизненное пользование услугами бренда для себя и своей семьи безлимитно. Стоит за такое душу продавать?

Но актёры, певцы и медийные лица тоже не без юристов на подписание контрактов ходят. И понятия рабства у нас в законодательстве нет. Поэтому контракты запрещают артистам сниматься только у прямых конкурентов. А вот рекламировать одновременно сеть продовольственных магазинов, сеть АЗС, мобильного оператора и полёты на Марс можно. Поэтому, почувствовав запах денег, актёры легко соглашаются мелькать своим лицом в нескольких рекламных кампаниях от разных брендов одновременно. Ведь популярность, как и жизнь с внешностью – не вечны.

Сергей Бурунов – один из многостаночников рекламного рынка
Сергей Бурунов – один из многостаночников рекламного рынка

Вот такой получился ответ на вопрос: «Почему в рекламе снимают одних и тех же» – порядочных лиц мало, а бренды хотят исключительно тех, кому доверяет зритель. И не важно что у артиста в реальной жизни происходит, если об этом никто не знает. Главное имидж, главное доверие.

Но я вижу и положительный момент. Имея строгие контракты с жёсткими требованиями, актёрам и их коллегам приходится держать себя в рамках приличия, постоянно думать как ты выглядишь, что ешь, как отвечаешь на вопросы, не произносишь ли грубые словечки, не идёшь ли поперёк толпы. Это дисциплинирует. Хочешь денег, будь хорошим во всём. Прекрасная тенденция.