Поддалась тут недавно на уговоры подруги сходить с ней в баню. Нет, обычно меня уговаривать не нужно. Баню я искренне люблю. Но есть нюансы. Не люблю я бани общественные. Те, где в одном помещении собираются абсолютно незнакомые друг другу граждане и совершают там прилюдно гигиенические процедуры. У этой нелюбви есть своя предыстория конечно же.
Кода я была ещё мала, жили мы в квартире с удобствами на этаже. Из удобств были только туалет, раковина с холодной водой, цинковая детская ванночка для полного омовения, висящая в общем коридоре на гвозде и большой эмалированный таз для омовения частичного. Парадное купание случалось по субботам и для этого приходилось ходить в общественные бани.
Из тех, что я помню это были бани на Никитина, на Партизанской, Привокзальные и Русские бани. Самой цивилизованной была баня на горе. Там продавали в буфете чай, лимонад и песочные кольца, что для меня в то время было решающим фактором в выборе бани.
Сам буфет был обит свежей вагонкой. Там вкусно пахло деревом, было светло и чисто. Рукава к столику не прилипали. И самое главное - там не было очередей. В помывочную можно было попасть достаточно быстро.
Правда ехать туда было долгенько, поэтому родители, не заморачиваясь ходили пешком в баню на улицу Партизанскую. Тогда у меня не было выбора и я уныло, как на Голгофу, плелась за ними с веником в авоське.
Первым испытанием, подстерегающим в Партизанских банях были, как я уже упомянула - очередь. В пятницу вечером и весь день субботы столпотворение было просто немыслимым.
Две очереди в мужское и женское отделение огромными змеями - анакондами вились в огромном (как мне тогда казалось) холле. Посадочных мест было, как и по сей день водится - по минимуму. Их, обычно занимали колоритные старики и старухи, а на освободившиеся места тут же прибывали новые.
И, упаси Боже, если кто-то из молодых (а молодыми считались все, кому не было семидесяти, насколько я помню) пытался прорваться на вожделенное хлипкое креслице из потрепанного кожзама. Воинственный отряд старцев и усатых стариц в шалюшках и фланелевых халатах давал нахалам такой отлуп, что новые желающие ловко пристроить свою мадам Сижу находились не скоро.
У многих в очереди помимо вихоток, куска мыла и свежего белья в авоське или самошитой болоневой сумке, в руках - шайки.
Общественных не всегда на всех хватало и, если ты явился без собственной ёмкости, то, уже непосредственно в помывочной нужно было отстоять ещё одну очередь уже за свободным тазиком.
Согласитесь, не очень комфортно стоять в очереди без штанов на мокром бетонном полу в ожидании цинковой посудины для мытья, в которой только что совершал омовение какой-то абсолютно чужой вам человек.
И вот после часового, а то и больше, ожидания, попадаем в предбанник-раздевалку, где народ обнажается. А это восьмидесятые, на минуточку. Бельевой дефицит в самом разгаре. Я видела такие комплекты трусишек,бюстгальтеров, чулок и гамашей с изысканной штопкой и заплатами,, которые ни один самый талантливый и смелый фантаст не в силах ни придумать, ни описать.
Ну а в помывочной уже начинается настоящий анатомический музей. Не буду вдаваться в подробности. Кратко скажу - еще будучи дошкольницей я уже была видавшим виды и даже где-то уставшим знатоком разнообразия женских тел. Сидишь на бетонной скамье, покрытой принесённой из дома рыжей клеёнкой, ногой болтаешь, ждешь маму, которая стоит в очереди к кранам с водой, головой вертишь во все стороны. Хочешь - не хочешь насмотришься на всякое.
Но вот что, кстати, ещё вспомнилось. Детей всегда было много. Но ни разу ни в холле печального ожидания, ни в самой бане не было ни беготни, ни истерик. Возможно потому, что всякий взрослый мог в одну секунду урезонить и своё и чужое дитя двумя словами. И снискал бы только одобрение. И родительское и общественности. Терпеть бы детский беспредел точно никто не стал.
И вот на фоне всех моих не очень восторженных воспоминаний (а это я ещё про вычесывание кос, стрижку задеревеневших бабушачьих ногтей и стирку нижнего белья не стала рассказывать. Трэш-контент не моё, сами знаете) подруга заманивает меня в баню моего детства.
- Ни-ни, что ты, никакой антисанитарии! Да кто нынче в бане бельё стирает, ты совсем, что ли? Да сплошной цивиль и благодать! А какая там парная! В четыре яруса! Люди сплошь интеллигентные, голиком никто и не заходит. Все в простынках и сидят на войлочных ковриках. В шапочках. Ничей дикий волос просто так на пол не упадёт. Недавно отремонтировали парную - запах сосны такой, просто голову сносит, никаких арома-масел не нужно. Шик-модерн, а не баня. Всё современно, модно и местами даже стильно.
Пошли. Купальники, простынки, шлёпанцы,натирки всякие взяли. Заходим. Всё действительно приятно и почти эстетично. Кабинки, лавочки удобные. Общая помывочная сверкает чистотой. Бассейн источает такие хлорные пары, что там не то что вирусы и бактерии не выживут, там стаю диких собак растворить можно. Расслабляюсь. Но..Как известно - лучшее конечно впереди. И так оно и вышло. Не подвела общественная баня.
Пока сполоснулись, пока свои притирки и затирки красиво на лавках расставили, пришло время идти в парилку мечты. На голове шапки, в руках подстилки, на груди изысканный простынный узел. Все в предвкушении.
Открываем дверь, навстречу нам вырывается ядерно-паровой гриб. Что и кто в парилке - поначалу не видно, а посмотреть было на что. Сама парилка и вправду размером с Колизей. Ярусы полок уходят в поднебесье. Пар рассеивается. Бааааааа! Здравствуй моё счастливое детство!
На полкАх в ряд, не поверите, снизу до верху, очень плотно сидит полноценный женский цыганский табор. И это не фигура речи. Настоящие такие, натуральнейшие цыганки. На нижних полках с комфортом разметилось старшее поколение, на верхние загнали молодух. Все в обнимку с тазами.
Да ладно бы они там просто сидели, используя парилку по назначению. Но нет.
На полу стоит здоровенный, литров на пятдесят пакет с невыносимо пахнущим термоядерным стиральным порошком, откуда все по очереди большой кружкой зачерпывают содержимое и от души сыплют в тазы.
В тазах вся жизнь. От трусов до пальто. И они своими смуглыми руками остервенело трут это всё, выстирывая из исподнего пыль дорог, запахи вокзалов и степных ковылей. Тут же, где есть свободное пространство весь набор раскладывается для просушки.
Вы представляете этот запах не очень хорошо простиранного белья, которое поджаривается на раскалённых полках? Даже не представляйте. Ни к чему это. Особенно если вы аллергик, астматик или просто чрезмерно чувствительный человек.
Я впервые с восьмидесятого года прошлого столетия имела счастье лицезреть атласный бюстгальтер в котором уместилась бы вся псковская дивизия ВДВ вместе с интендантским обозом. На лямках той величественной детали дамского туалета можно было смело удержать дюжину необъезжанных орловских рысаков. И ни одна бы ниточка не лопнула.
Вообще разнообразие форм исподнего, разложенного по всему периметру парилки вопияло о том, что бабушка из моего прошлого в бане на улице Партизанской не была городской сумасшедшей, которой лишь бы поорать в общественном месте. У неё реально тогда украли байковые панталоны и штопаные гамаши. Вот же они, родненькие лежат, подсушиваются в славном городе на Волге. Кочевали сорок лет по бескрайним просторам нашей Родины. Не сгинули бесследно.
Жизнь на полках кипела. Кто-то вычесывал косы, кто-то делал депиляцию, а кто-то педикюр, высекая пемзой из натруженных пяток искры, кто-то просто мылся. Все были при деле, громко переговаривались и были чрезвычайно довольны собой.
Я стояла не в силах сделать шаг ни вперёд ни назад. В чувство меня привела монументальная хозяйка атласного бюстгальтера. Она лихо зачерпнула ковшиком мутной порошковой воды из таза, где отмокали остальные части её грандиозного туалета, плеснула этой водой на каменку, а оставшуюся воду ничтоже сумняшеся вылила мне на ноги, обдав брызгами до головы.
Тихо взвизгув , чуть не снеся изумлённую подругу, раком-отшельником я поползла назад. Если бы не боязнь поскользнуться, я бы леопардовым скачком оттуда вылетела. Через голову бы переворот сделала. Но стало страшно покалечиться уже физически. Хватило с меня и моральной травмы.
Не обмолвившись ни единым словом мы тщательно помылись в душевой. В бассейн уже и не заглядывали. А ну как там ромалы содержимое пяти кибиток и лошадиные попоны замачивали? Выходя только спросили у смотрительницы предбанника - часто ли эту баню радует своим посещением табор, уходящий в небо, на что получили ответ, что нет. Впервые.
Видимо специально под мой визит подгадали. Окунули в детство:)
Любители общественных бань - делитесь своими историями:))