Найти тему
земля Беринга

Денис Шмаков - от Камчатки до Милана

Гость подкаста «земля Беринга»:

фотограф, автор фотовыставки «Вечер Айкидо: Бусидо»

Денис Шмаков

🎙️

Ставьте 👍🏻 или ❤️⁣⁣ этому выпуску

Делайте репост, если он вам понравился 📬⁣⁣⠀

Слушайте и читайте другие выпуски подкаста «земля Беринга» 🎧

🦸🏻‍♀️🦸🏼‍♂️ Теперь вы можете поддержать подкаст на сервисе Бусти разовым донатом или оформить подписку - boosty.to/bering_land. Так вы поможете развитию «земли Беринга», сможете узнавать новости раньше остальных и получать бонусы от автора!

🎙️

Владимир Юрчук: Всем привет! С вами Владимир Юрчук, и вы слушаете подкаст «Земля Беринга». Камчатский фотограф, автор успешной фотовыставки «Вечер Айкидо: Бусидо», которую увидели не только в крае, но и в северной столице — Санкт-Петербурге, теперь в нашей студии. Но хочу сразу сделать небольшой спойлер: теперь его работа украшает фотовыставку «Imagination» в Милане, которая открывается уже 20 сентября. Кроме этого, Денис делает настолько неординарные фотографии в условиях, которые другим кажутся неподходящими для фотографа: это огонь, вода, туман, ночь, даже движущийся мотоцикл. А процесс таких фотосессий оформляется в очень стильные видео. Давайте вместе узнаем, как рождается видение камчатского фотографа. Денис Шмаков, привет!

Денис Шмаков: Привет, Владимир!

ВЮ: Итак, ну, давай сначала для тех, кто с тобой не знаком, расскажи, как началось твоё увлечение фотографией, потому что у тебя есть классная история.

ДШ: Да, на самом деле мой путь не такой простой, наверное, и я никогда не думал, что буду им идти. Если многие говорят: «Я всегда мечтал с детства быть врачом или ещё кем-то», и я всегда удивлялся, как это люди уже с детства знают, чем хотят заниматься. Я в детстве абсолютно не знал, чем буду заниматься, кем стану. И была проблема в том, что с творчеством и искусством у меня как-то не особо клеилось. Я абсолютно не умел рисовать, и это, наверное, стало началом пути в фотографию. С самого детства все домашние задания по ИЗО за меня рисовала мама. Я получал пятёрки, но прекрасно понимал, что это не моя заслуга. Это была проблема, потому что я очень хотел научиться рисовать, но как-то меня не отдали в художественную школу. Я понял, что рисование — не моё, значит, нужно попробовать что-то другое. Так я занялся спортом. И до сих пор не жалею, спорт — это замечательно, я продолжаю заниматься по сей день.

Но когда мне было около 18 лет, родители купили зеркальную фотокамеру. Вы, наверное, помните те времена, когда все говорили: «Зеркальная камера — это для профессионалов, это круто!» Родители сказали: «Вот камера, но её трогать нельзя», потому что, как и любой другой ребёнок, я мог её сломать. Камера лежала долго, около двух лет, никто ей не пользовался, потому что оказалось, что это сложнее, чем обычные "мыльницы", к которым мы привыкли. Но я решил научиться, начал везде ходить с камерой и пытаться что-то снимать. Ничего не получалось. То, что я видел в голове, не отражалось на снимках. Я был разочарован и решил, что творческое — не моё, моё — спорт.

Однажды друг позвал меня в новооткрывшееся лофт-пространство. Он сказал: «Тебе точно нужно это увидеть». И там была выставка фотографий. Я понял, что попал в нужное место, и решил записаться в фотошколу. Я увидел, как там ходили ребята с камерами, что-то пробовали. Я подошёл к администратору и спросил, можно ли записаться на курс. Мне ответили: «Да, приходите, когда будет новый набор». Я записался, и это было великолепно. Я никогда не любил учиться, был сорванцом, спортсменом, но здесь всё оказалось настолько доступным и понятным, что я был в восторге. Было много практики, хотя я учился с десятью девочками, которые часто не давали мне фотографировать — они всегда стояли стеной передо мной! Но это не имело значения, потому что я всё понимал.

Когда я закончил фотошколу, я понял, что хочу фотографировать, и чем больше, тем лучше. Конечно, в современной жизни не всегда удаётся делать это каждый день — есть работа, обязательства, спорт. Но я продолжал практиковаться, фотографировать друзей и знакомых, и это увлекало меня всё больше и больше. Так и начался мой путь.

Открытие фотовыставки «Вечер Айкидо: Бусидо» в г. Санкт-Петербург, май 2024 год
Открытие фотовыставки «Вечер Айкидо: Бусидо» в г. Санкт-Петербург, май 2024 год

ВЮ: Фотовыставка «Вечер Айкидо: Бусидо» имела большой успех. Какие эмоции ты испытал? Это была твоя первая авторская выставка?

ДШ: На самом деле, да. И если немного вспомнить, однажды мы с тобой уже общались, ты брал у меня интервью, и, наверное, именно тогда я впервые понял, что нужно заявлять о своих желаниях. Всё это время я фотографировал для себя, так скажем. Хоть я уже участвовал в одной из выставок, но всё же снимал, в основном, для себя, собирал материалы "на стол". И тогда я решил: "Нужно что-то менять, я хочу расти дальше". Именно в тот момент я вслух заявил, что хотел бы создавать работы для выставок, чтобы они показывались по всему миру, чтобы можно было их презентовать на разных площадках. И после этого, как-то всё сложилось — родился этот огромный, классный проект. До сих пор его обожаю. Вот сейчас смотрю на твои постеры и вспоминаю, как всё начиналось с «Бусидо». Это великолепно, просто невероятно! Я даже не ожидал, что всё получится настолько круто, что людям так понравится. Хотя, как ты помнишь, это всё делалось для тебя и твоих ребят.

ВЮ: Да, для тех, кто не из нашего региона, надеюсь, что вы всё равно успели увидеть выставку, ведь была возможность ознакомиться с ней онлайн. У нас была виртуальная экскурсия, но самое главное, что трижды выставка открывалась на Камчатке по запросам посетителей. Позже её показали и в Санкт-Петербурге. Какие эмоции ты испытал, когда твоя первая авторская выставка имела такое развитие?

ДШ: Всё это удивительно, потому что, как говорят, чудеса случаются, но к ним нужно идти навстречу, а не просто ждать. Чтобы что-то с тобой произошло, нужно двигаться в нужном направлении. Мой путь в фотографии — это то, что я хотел показать людям, поделиться с ними своим видением. С твоими ребятами, кстати, этот процесс был просто великолепен. Это было интересно как для них, так и для посетителей. Видеть их лица, когда они говорили: «Это я!» — было очень здорово.

ВЮ: Тогда расскажи нам о Милане. Это было продолжение твоего дальнейшего успеха, верно?

ДШ: Да, именно так. Я снимаю в нескольких стилях, и мне захотелось понять, что еще я могу предложить миру. Я стал искать, где можно показать свои работы. В России всё понятно — есть определенные выставочные площадки, но мне стало интересно, что можно сделать за рубежом. Многие смотрят именно туда, на международные выставки. На тот момент была одна выставка, которая набирала участников и активно популяризировалась, но она мне не показалась подходящей. Поэтому я продолжил искать и наткнулся на одну очень серьёзную выставку. Мне понравились работы, которые там были представлены — их стилистика и эстетика были мне близки. Я решил, что хочу, чтобы мои фотографии оказались там.

Ты понимаешь, о чём я. И вот я решился: отправил заявку, закинул фотографии, закрыл глаза и всё — забыл об этом. Это было в январе, насколько я помню. Я не получил ни подтверждения, ни уведомления о том, что мои работы приняты. Просто отправил и оставил эту идею. Через пару месяцев уже совсем забыл про это, занялся подготовкой к новым съёмкам, как вдруг в июне мне приходит письмо на почту. Я обычно редко проверяю почту, но тут было одно единственное письмо, и я решил его прочитать. Начал вчитываться и понял, что это сообщение с той самой выставки. Мне сообщили, что моя работа прошла отбор, и меня приглашают на выставку в Милане. Я стоял и не мог поверить — серьёзно это или шутка? Это было настолько внезапно, ведь я уже полностью забыл, что подавал заявку. И вот такое неожиданное событие. Это было просто невероятно.

ВЮ: А нужно было выбрать одну фотографию?

ДШ: Там можно было отправить несколько работ, до трёх штук, если не ошибаюсь. Я понимал, какая стилистика у этой выставки, что они хотят показывать, и что для них является искусством. Потому что каждая выставка — это про что-то своё. Есть многожанровые выставки, где можно подавать работы в разных направлениях, будь то уличная фотография, пейзаж или что-то ещё. Но эта выставка была другого формата, с определёнными требованиями к стилю. Я понял, что у меня есть фотография, которая может подойти, и отправил именно её. И, как оказалось, я угадал.

ВЮ: Что это за фотография? Можешь описать?

ДШ: Конечно. Это интересный снимок, потому что для меня важно не просто делать красивые фотографии, а вкладывать в них подтексты, которые вызывают у людей определённые эмоции на подсознательном уровне. Мне хочется, чтобы мои работы «триггерили» людей, заставляли их задуматься: «Почему это так? Я никогда не видел этого таким образом». Именно такие слова я получил от куратора из Милана. Он отметил, что фотография выглядит свежо и весело, а это ключевые моменты в моём творчестве. Я стараюсь делать так, чтобы фотографии несли позитивную коннотацию. В современном мире многие фотографии затрагивают сложные, часто мрачные темы, вызывают тревогу или грусть. Я же хочу показать, что в мире есть что-то весёлое, позитивное, и оно повсюду, если ты захочешь его увидеть.

На этом снимке изображена девушка, которая наполовину скрыта в багажнике машины — её ноги торчат наружу, а на заднем плане можно увидеть красивую природу Камчатки. Я решил передать эту атмосферу лёгкости и смешать её с нашими природными пейзажами, создавая контраст.

ВЮ: Как фотография была создана?

ДШ: Самое главное — это было весело. Модель не знала, что будет происходить, как, впрочем, и все мои модели. Я никогда не говорю заранее, что мы будем снимать в конкретный день. Это позволяет им вести себя естественно и непредсказуемо. В этом случае модель смеялась, чуть ли не до истерики, от того, что происходило. А ещё проезжающие мимо машины, когда мы снимали на дороге, тоже веселились, сигналили, показывали «класс». Это был действительно весёлый момент. Думаю, эта атмосфера передалась в кадре и заряжает позитивом тех, кто потом смотрит на фотографию и думает: «Это что-то забавное, весёлое». Именно этого эффекта я и хотел достичь.

Автор Денис Шмаков
Автор Денис Шмаков


ВЮ
: Ты работаешь обычно в необычных условиях, прям сам себе вызов бросаешь. То огонь, то вода, то туман, то ночь. Как удается справляться с такими сложными условиями съемок?

ДШ: На самом деле, мне это нравится, потому что в таких обстоятельствах ты всегда растешь. Это вызов, и чем сложнее условия, тем больше я вовлекаюсь в процесс. Это заставляет тебя думать о многих вещах: как будет падать свет, как себя поведет модель, как организовать задний план, как придать фотографии сюжетность, чтобы человек мог понять и почувствовать идею. Это постоянная работа по продумыванию всех деталей. Иногда съёмки нужно повторять несколько раз, чтобы добиться нужного результата. Многие думают, что всё должно получиться с первого раза, особенно если это что-то сложное, но реальность другая. Ты пробуешь, учишься на ошибках, и если готов их исправлять, то в конце концов добьёшься того, чего хочешь. Вот это и есть путь к шедевру.

ВЮ: Есть ли любимое место на Камчатке, где тебе особенно нравится снимать?

ДШ: Конечно, Камчатка — это идеальное место для съёмок. Здесь много пустых пространств, и это здорово, потому что никто не мешает. Недавно у нас была съёмка на проезжей части, и, хотя поток машин был довольно большой, никто не сигналил и не злился. Наоборот, люди с интересом наблюдали, подбадривали, показывали жестами, что им нравится. Это было особенно приятно, потому что мы даже частично ограничили дорогу и провожали машины фонариками. Все проявили понимание, и это дало особое чувство того, что люди ценят творчество и искусство.

ВЮ: Мне интересно, что наряд ДПС вряд ли бы пошел вам навстречу. Хорошо, что вы его не встретили. Но все-таки, а что именно тебя вдохновляет на такое видение экстремальных фотографий? Это что-то из твоего прошлого, или это больше продукт воображения?

ДШ: Скорее всего, это что-то из подсознания. Возможно, я видел что-то подобное ранее, но я не стремлюсь брать конкретные референсы, как это часто делают другие фотографы. Обычно это хороший способ начать работу — отталкиваться от чего-то, но мои идеи чаще всего возникают из желания повеселиться и показать что-то, что было бы интересно мне самому. Если я найду что-то, что меня удивит или заставит улыбнуться, я считаю, что это может вызвать эмоции и у зрителя. А если у меня есть возможность выбить самого себя из колеи, то это точно сможет "зацепить" других. У меня также есть команда, которая помогает с более сложными съемками — иногда за кадром больше людей, чем в кадре! И если я вижу, что они получают удовольствие от процесса, это для меня сигнал, что конечный результат тоже вызовет положительные эмоции у зрителей.

ВЮ: Твоя команда достаточно часто записывает бэкстейджи с фотосессий, и позже ты публикуешь имиджевые рилсы на своих страницах в соцсетях. Какую роль для тебя играют социальные сети в продвижении твоего творчества?

ДШ: Это, пожалуй, одна из моих главных проблем. Я привык сначала сосредотачиваться на результате — вкладывать усилия в то, чтобы создать нечто уникальное, и только потом показывать это публике. Но сейчас социальные сети работают иначе. Людям интересно видеть, что происходит за кадром, узнавать мелочи, видеть процесс создания фотографии. Раньше я это игнорировал, думая, что важно только конечный результат. Но теперь я понимаю, что зрителям хочется видеть не только финальную работу, но и путь к ней. Поэтому я стараюсь меняться и делиться бэкстейджем, рассказывать про нюансы съемок. И, конечно, я хочу делать это стильно, чтобы это было интересно и красиво.

ВЮ: Твоя цель — достичь массовости в социальных сетях?

ДШ: Не столько массовость, сколько найти тех, кому близка моя эстетика, кто действительно в нее погружается. Те, кто разделяет мое видение, будут получать удовольствие от того, что я делаю, и им не нужно будет ничего доказывать. Моя цель — создавать контент для тех, кто понимает и ценит это.

ВЮ: То есть тебе важно, чтобы люди знали эту историю?

ДШ: Изначально, естественно, я понимаю, что я не смогу быть с каждым зрителем, да, не смогу стоять за ручку и говорить: «Вот, видишь, вот здесь мы очень сильно постарались. Нас тут чуть не сбили, нас тут обругали, ещё и ДПС приехали и нас наругали». Это практически невозможно. Я хочу, чтобы сама фотография была самостоятельным визуальным приёмом, который скажет всё за меня. Увидев её, человек должен сказать: «Вау». Я всегда добиваюсь того, чтобы у человека сыграл этот момент. Ведь самое классное, когда ты подходишь к чему-то и говоришь: «О, вау». То есть ты понимаешь, что эмоция произошла, что-то случилось. И я хочу, чтобы фотография была самостоятельной единицей. Но при возможности, конечно же, я расскажу нюансы, потому что зачастую они очень весёлые и интересные. Многие действительно подчеркивают, что с пояснениями к фотографиям намного интереснее смотреть.

ВЮ: Какой у тебя проект есть в памяти, который ты назвал бы очень сложным, но всё-таки реализовал и который тебя удовлетворил в итоге?

ДШ: Который я доделал, да? Который доделал, получается. Потому что мне сразу пришёл в голову проект, который я ещё не доделал, но планирую. Кстати, лето заканчивается, и я прям спешу-спешу.

ВЮ: Если хочешь, можешь рассказать слушателям.

ДШ: Я думаю, что я им покажу. Они увидят в социальных сетях, и я опишу, как всё было сложно, потому что буду повторять этот проект.

ВЮ: Я сделаю ссылку на социальные сети Дениса, и вы, естественно, должны посмотреть своими глазами, о каких работах идёт речь. Заходите в описание к этому выпуску и переходите по ссылке.

ДШ: А на самом деле я вспомнил — это последнее видео, которое я выложил. Тут было действительно интересно. Это девочка на карусели, которая вращалась, крутилась, и вроде бы всё очень легко, просто и классно. Но я не учёл, что немного постарше стал, чем в 10 лет, когда я весело катался на карусели, и меня абсолютно не укачивало. А тут всё было проблематично, потому что, когда ты фотографируешь и снимаешь, ты видишь картинку немного по-другому. И в момент, когда убираешь фотоаппарат от лица, что происходит? Нам очень хорошо — наш вестибулярный аппарат «проезжает» по нам как катком. Это было проблематично, потому что нужно было сесть очень удобно. Как оказалось, наши карусели не рассчитаны на 30-летних мальчиков, и мне приходилось очень плотно вползать в эту всю историю, держаться каким-то образом. Но мы снимали несколько раз, и получилось, мне кажется, очень здорово и интересно. Ребята, которые были со мной и помогали осуществлять эту работу, тоже остались довольны. Они даже не ожидали, что результат будет выглядеть именно так.

Автор Денис Шмаков
Автор Денис Шмаков

ВЮ: Чем отличается подготовка к экстремальной фотосъёмке в нестандартных условиях от обычной фотосессии?

ДШ: На самом деле, как раз-таки тем, что у тебя должна быть команда, которая уже понимает тебя, знает, какие задачи лежат на ней. Очень удобно, когда люди включены. Не просто стоят и ждут от тебя конкретных указаний и задач, а уже понимают, за что они отвечают, в какой момент могут пригодиться и помочь. И тут очень важна работа с моделью. У меня есть определённое количество моделей, которых я уже «натренировал» для этих съёмок. Они ничего не боятся — ни огня, ни воды. В действительности, они выдерживали многое: даже зимой фотографировались почти без одежды. Это стоит отдать им должное. Они снимались с костром, когда их там припекало по полной программе. Они терпели, ждали и получили классный результат. И вот это тоже очень важно: чтобы модели были с тобой на одной волне, понимали тебя без слов, знали, как встать, как скадрироваться. Это здорово. На самом деле, именно этот момент — самый важный в подготовке. Нужно продумать всё до мелочей: кто где будет находиться, как и что будет происходить. Заранее распределить всех людей, чтобы съёмка была, главное, недолгой. Многие любят фотографировать по часу, по два, по три, изматывая себя и модель, но это не даёт того результата, которого хотелось бы. И ты потом очень расстраиваешься. Потому что твои ожидания — на самом верху, ты думаешь: «Сейчас получится шедевр». Но если ты впервые снимаешь в темноте, какой там шедевр? Ты только пришёл учиться, посмотреть, что вообще в темноте происходит. Лучше провести короткую съёмку: ну, 30 минут, ну, час — это максимум, со всеми подготовлениями. Завершить в нужный момент — и всё. Доставить людям удовольствие, покайфовать от процесса. Ведь через три часа никто уже не кайфует. А это важно. Съёмка — это про эмоции, не только на фотографиях, но и те, что происходят внутри самой съёмки.

ВЮ: Какие у тебя ожидания от открытия выставки в Милане? Это произойдёт уже через пару дней.

ДШ: Честно говоря, я даже не могу... Это такое же ощущение, как было на выставке «Бусидо». Я просто был в моменте… Да я даже не ожидал. Думал, что буду нервничать. Когда раньше думал: «Вот, если у меня будет своя выставка, вау, я, наверное, буду нервничать». Но на самом деле, когда ты проделал много работы, сделал много чего, и уверен в своём результате, что постарался на максимум для зрителя — а мы старались, честно, насколько это было возможно — ты уже не переживаешь. Все вместе мы подготавливали эти выставки. И я думаю, что ребята из Imagination — это профессионалы, они делают это не впервые, уже много лет занимаются выставками. И они сделают всё в наикрасивейшей галерее Милана. Думаю, у них там уже всё точно схвачено. Судя по тому, как я видел предыдущие открытия выставок, там будет много людей, и это будет феерично. Хотел бы там побывать.

ВЮ: Да, вот хотел спросить, а будет ли у тебя возможность хотя бы посмотреть видео или фотографии с открытия?

ДШ: Да, я попросил своего куратора, который со мной общался по поводу презентации моей работы, о том, что мне бы, конечно, хотелось, так как я там не участвую лично, не присутствую, получить какие-то видео, фото, материалы. Они сказали, что постараются всё сделать, чтобы у меня была возможность посмотреть, как всё происходило. Он говорит: «Это будет абсолютно сумасшедший день, в котором будет очень классно, интересно, и жалко, что тебя нет там лично». Вот, но я думаю, может, в следующей выставке.

ВЮ: А как они отнеслись к тому, что ты из России? То есть это же интересно, и тем более так далеко.

ДШ: Когда я подавал работу, я думал, что её вообще не примут, потому что я из России, да? Но всё оказалось абсолютно не так. Я даже думал, что они, может быть, не поняли, что я из России. Думал, если я укажу этот момент, они сразу скажут: «О, не-не-не», и быстренько всё свернут. Но нет. Абсолютно спокойно, нормально, не было никаких вопросов. Приняли работу, всё отлично прошло, никаких нюансов не возникло.

ВЮ: А ты хотел бы получить какое-нибудь материальное вознаграждение, допустим, деньги, от таких выставок? Или всё-таки признание, если выбирать между признанием и деньгами?

ДШ: Я думаю, что всё должно идти своим чередом. Наверное, первым делом лучше получить признание, возможно, популярность, чтобы твои работы ценились ещё больше. Раньше я думал, что, когда сделаю тот самый кадр — нажму на заветную кнопочку, и случится момент, — мне тут же позвонят и скажут: «Мы тебе всё дадим, у тебя всё будет». Но это не так. Всё строится по-другому. Вне зависимости от того, насколько классные у тебя фотографии, как ты их делаешь, сейчас мир устроен так, что популярность важнее. То есть твои работы могут быть менее крутые, скажем так, но если ты их классно презентуешь, уделяешь внимание аудитории, погружаешь её в своё творчество — это намного ценнее. Мы часто забываем, что делаем всё это для зрителя, а зрителю важен коннект с человеком. Важны точки соприкосновения, а не то, насколько технично ты всё сделал или на какую камеру ты снял.

ВЮ: А есть ли у тебя действительно какие-то референсы в сторону фотографов или художников, которые, грубо говоря, тебя вдохновляют?

ДШ: В действительности, изначально, наверное, меня вдохновил один из фотографов. Я увидел его очень давние работы, и они посеяли во мне зерно размышлений о том, куда мне стоит двигаться. Мне хотелось понять, чего ещё я хочу достичь в фотографии, и меня стала интересовать именно сюжетность. Я стал снимать сюжетные кадры, и моя стилистика сейчас, наверное, ближе к художественным кадрам, это арт. Вот именно сюжетность — это то, что он заложил, и это всегда было на поверхности, но несколько лет назад я наткнулся на его старые работы и понял: «Вау, я бы хотел сделать что-то похожее в этом направлении». Я немного изменил свою стилистику, стал акцентироваться на совершенно других видах искусства, брать образы из музыки, клипов — того, что меня триггерило. Я начал анализировать, что именно мне нравится, и думал: «О, класс, мне нравится, как эта девушка выглядит, почему? Потому что она так одета. А если я применю это в своей съёмке, что получится?» И я начал экспериментировать. Это был всего лишь один фотограф, даже одна серия его работ, которая заложила во мне размышления, и дальше я стал искать и развивать свой стиль. Я понял, что художественный сюжет всегда вызывает отклик у зрителя, когда люди смеются, им интересно, они думают: «Почему так? Почему это смешно или нелепо, но мне нравится?» Я постоянно пытаюсь находить новые идеи, просто смотря вокруг. Я не придумываю что-то из космоса, что требует идеальных условий. Сейчас я нахожусь на Камчатке, на этой конкретной улице, и я думаю, как могу использовать то, что есть здесь, чтобы сделать что-то красивое, интересное и весёлое. Это то, что я всегда стараюсь найти.

ВЮ: А какой совет ты бы дал фотографам, которые хотят попробовать себя в экстремальных съёмках вне стен фотостудии?

ДШ: Ты имеешь в виду тех, кто уже снимает, да? Кто уже набил руку?

ВЮ: Знаешь, я понял, что фотографы сильно отличаются друг от друга. Даже когда начинаешь учиться, у каждого своё видение, и не каждый может без труда, например, стать спортивным фотографом. Переквалификация в определённое направление — это большая работа. Я понял, что те, кто начинает фотографировать, проходят, так сказать, «старшую школу», а дальше уже идёт специализация. И даже фотограф, который классно снимает в студии, может оказаться новичком, если у него нет опыта съёмок вне стен, в тумане или при дожде.

ДШ: В действительности, я бы сказал так: для новичков, которые только приходят и начинают заниматься, например, в фотошколе, как когда-то я, это был самый правильный момент. Без фотошколы, мне кажется, я вряд ли бы стал фотографом, потому что именно там я понял самый важный аспект — как работают настройки. Как бы это ни казалось кому-то простым, на самом деле это очень важно. Ты прав, я изначально был студийным фотографом и работал исключительно в студии. Меня это полностью устраивало, и мне до сих пор нравится студийная работа. Но именно там я научился полностью понимать, как работают настройки. Фотошкола дала мне этот буст: я осознал все нюансы и понял, что выходить на улицу с камерой — это, возможно, страшно и сложно, но на самом деле всё проще, потому что нас учили очень наглядно и понятно.

В фотошколе, хотя мы много времени проводили в помещении, если не было лета, мы все равно отрабатывали разные ситуации. Летом, конечно, мы выходили на улицу, но большую часть времени — это зима, и на улице довольно прохладно. Мы разбирали множество нюансов: как бы мы сняли здесь, в это время суток, при таких условиях? Какие настройки нам нужны? Почему именно они? И когда я начал продумывать каждую свою съёмку, я стал раскладывать её на составляющие, что сделало результат предсказуемым. Если ты знаешь базу, результат будет точно таким, как ты задумал. Если же ты просто берёшь камеру и наугад настраиваешь, то и результат будет случайным. Это был самый важный момент для меня. Я помню, когда только взял камеру, фотографировал всё подряд, но ничего не получалось, потому что я не понимал, как работают настройки, просто крутил всё туда-сюда, и результат был посредственным.

Мой совет — чётко узнать все настройки камеры, понять, как и зачем их подбирать. Когда ты знаешь каждую настроечку, понимаешь все нюансы, любая съёмка, неважно, студийная она или уличная, становится проще, потому что всё зависит от настроек. И это одновременно просто и сложно. Но это самое важное.

Автор Денис Шмаков
Автор Денис Шмаков

ВЮ: Камчатка как-то ограничивает тебя в искусстве?

ДШ: Я бы сказал, что нет. Более того, Камчатка даже помогает. Я здесь родился, знаю всё вокруг, знаю, где что находится, как это выглядит в разное время суток, как падает свет — это тоже важно. И я знаю людей здесь. Множество людей готовы помочь и поучаствовать в моём творчестве. Недавно у меня была съёмка, когда я позвонил человеку, чтобы уточнить несколько моментов. Он посмеялся над тем, как я собираюсь использовать его ресурсы, но в итоге сказал: «Конечно, приходите, это здорово!» Он был настолько вовлечён в процесс, хотя его работа далека от фотографии и искусства, он занимается техникой. Ему это очень понравилось, и я понял, что люди здесь готовы участвовать в чём-то интересном. Так что Камчатка мне только помогает.

ВЮ: Во время фотовыставки «Вечер Акидо: Бусидо», во время открытия, да и позже, когда ты был в Санкт-Петербурге, по сути, у тебя проходили творческие встречи с тобой. И как это? Тебе понравилось? Нужны ли тебе такие встречи, общения с людьми, которые смотрят на твои работы?

ДШ: Да, я был очень удивлён, и мне очень нравилось рассказывать людям, которые спрашивали. Они в действительности с интересом слушали то, что я говорю. Я думал: «Действительно интересно?». Мы привыкли, возможно, недооценивать себя, возможно, немножко ругать в каких-то моментах. Мы не всегда думаем: «Да, мне нечего рассказать, наверное, да и не знаю ничего». Но в момент, когда ты начинаешь общаться с людьми, они начинают задавать вопросы, и ты понимаешь: «О, да, я могу вам пригодиться, я это знаю, и это знаю, и могу вам много чего рассказать и помочь». Вы вырастете, и даже не только в сфере фотографии. Потому что, когда я обучался в фотошколе, мы говорили не только про настройки, мы обсуждали много разных тем и смотрели примеры. Я понял: вау, какой большой и классный мир, как он может повлиять на мою жизнь! До этого я просто этого не знал, потому что мне никто не показал. И это очень классно, что сейчас можно просто прийти туда, куда тебе хочется, и обучиться у того, у кого тебе хочется. Ты видишь, что он делает и как он это видит. Это супер круто, потому что ты можешь не тратить много времени на поиски книг или выяснение чего-то там, а просто прийти к человеку, и он даёт тебе такой большой багаж знаний единовременно. И ты понимаешь: вау, тут много есть над чем подумать.

ВЮ: Давай поговорим о твоих моделях. Что они получают от работы с тобой?

ДШ: В первую очередь, как я говорю каждой модели: «Мы сегодня будем кое-что снимать. Тебе это, возможно, не понравится, а может, понравится. Возможно, ничего не получится. Мы просто едем провести время вместе, пообщаться». Поэтому мои модели — это не просто люди, которые пришли и стоят красиво. Нет, это... в действительности классные девушки (да, зачастую у меня девушки-модели, хотя есть и парни тоже). Это сами по себе интересные личности, которым интересно находиться в процессе. Мы с ними общаемся, нам классно проводить время вместе. Мы едем просто как лучшие друзья куда-то, как все ездят на океан: разжечь костёр, сварить уху. Мы едем просто на съёмку. Мы общаемся, смеёмся, делаем какие-то кадры, а там уже что получится, то получится. Что получают модели? Эмоции, в первую очередь. То, что каждый из нас на самом деле хочет получить. Неважно, чем ты занимаешься, ты первым делом хочешь получить эмоции от того, что ты делаешь. И вот здесь мои модели точно получают спектр эмоций. А помимо этого, потом они видят фотографии, которые я им скидываю, и они просто в восторге, потому что они тоже не знают, что получилось, им интересно, как всё выглядит. Ведь съёмки, как ты правильно говоришь, часто проходят в нестандартных ситуациях.

ВЮ: Будет ли на Камчатке какая-то следующая выставка? Работаешь ли ты над ней?

ДШ: В действительности, я хочу, у меня есть очень интересная задумка, которая, мне кажется, должна понравиться нашему зрителю на Камчатке. Сейчас я как раз работаю над ней, продумываю её до мелочей, потому что хочу, чтобы человеку было интересно. Это не просто: «Посмотрите, вот мои фотографии, какой я молодец», — нет. Я хочу, чтобы человек пришёл, погрузился, чтобы ему это было ценно, чтобы он сказал: «Вау, как классно, что я туда сходил», и написал всем своим друзьям: «Придите, вы просто обязаны это увидеть, получить удовольствие от того, что вы там увидите и в какой атмосфере будете находиться». Вот эта атмосферность, передача эмоций зрителю — это тоже важно. Мы стараемся доставить всем максимальные эмоции: модели получили эмоции, я получил эмоции, и зритель тоже должен получить эмоции.

ВЮ: Но искусство всё-таки игнорируется большинством людей. Что можно посоветовать тем, кто не понимает, как смотреть на работы?

ДШ: Да, в первую очередь, наверное, всё равно ответственность лежит на нас, фотографах, художниках, на тех, кто создаёт это искусство. Мы должны вовлечь нашего зрителя. Никто не обязан приходить и смотреть ваши работы только потому, что вы их сделали и вы такой молодец. Мы должны вовлечь зрителя, мы должны дать ему то, что ему нужно. Если у него есть какие-то боли, покажите их в своих работах, продемонстрируйте это. Если вы хотите показать радость, вовлеките зрителя в своё счастье. Я раньше думал, что хорошей работы будет достаточно, что если работа отличная, зрители сами придут на выставку и будут восторгаться. Но это не так. Мы должны начинать намного раньше, должны постепенно подогревать интерес к своему творчеству, показывать нюансы. Нужно сделать так, чтобы человек не пришёл, посмотрел на твою работу и сказал: «Ну, я ничего не понимаю, зачем нам это?». Это никому из художников не на руку. Мы должны рассказать зрителю, о чём наши работы, показать и донести то, что мы хотим, чтобы они поняли и осознали.

ВЮ: Ну что ж, мне осталось только напомнить, что в описании к этому выпуску я оставлю ссылку на страницу Дениса в социальных сетях. Обязательно переходите, посмотрите его работы, потому что действительно сложно на слух понять всё, о чём мы говорим. Кстати, одна из его работ как раз находится за Денисом, за его спиной, поэтому те, кто был с нами в прямом эфире, могли её видеть. Денис, большое спасибо за встречу и разговор. Напомню, что вы слушали подкаст «земля Беринга». Обязательно услышимся в новых эфирах. До свидания.

🎙️

Ставьте 👍🏻 или ❤️⁣⁣ этому выпуску

Делайте репост, если он вам понравился 📬⁣⁣⠀

Слушайте, смотрите и читайте другие выпуски подкаста «земля Беринга» 🎧

🦸🏻‍♀️🦸🏼‍♂️ Теперь вы можете поддержать подкаст на сервисе Бусти разовым донатом или оформить подписку - boosty.to/bering_land. Так вы поможете развитию «земли Беринга», сможете узнавать новости раньше остальных и получать бонусы от автора!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях ✍🏻

Телеграмм-канал https://t.me/Bering_land

ВКонтакте https://vk.com/bering_land

YouTube https://youtube.com/@Bering_land

Яндекс.дзен https://dzen.ru/bering_land?share_to=link

«Земля Беринга» - это подкаст и медиа школа. Мы рассказываем о событиях, берём интервью у интересных собеседников и учим журналистскому мастерству! ⁣⁣Пишите по вопросам сотрудничества.

На связи «земля Беринга»! 🌋⁣

#подкаст #школа_медиа #земля_Беринга #радиоведущий #общение #сторителлинг #Podcast #storytelling #Фотография #КамчатскийФотограф #ЭкстремальнаяСъемка #ВечерАйкидо #Бусидо #Фотовыставка #Творчество #ImaginationМилан #ОгоньВодаТуман #НочнаяСъемка #МотоСъемка #Рилсы #СоцМедиа #Камчатка #Креатив #Интервью