У историков практически не возникает разногласий в отношении того, что ранняя церковь при поклонении не использовала инструментальную музыку. Однако этому даются разные объяснения. Г. М. Бест и Д. Хаттар отмечают, что после разрушения храма в 70 г. иудеи перестали использовать музыкальные инструменты. Некоторые, не имея на то никаких свидетельств, думают, что это могло оказать влияние и на поклонение христиан. Бест и Хаттар поясняют: «...Церкви велено использовать музыку, назидать себя (друг друга) псалмами, гимнами и духовными песнопениями. Если ничего не говорится об инструментальной музыке или плясках, то необязательно считать это, как делают некоторые, знаком того, что раз они использовались в разнузданных [греческих] эзотерических обрядах или, если уж на то пошло, в процессе ставшего чуждым иудейского поклонения, то в них было что-то плохое. Во-первых, ранняя церковь не имела постоянного места сбора и временно размещалась в домах, на кораблях, пляжах и городских площадях. Она часто скрывалась от тех, кто старался уничтожить ее. У нее хватало времени лишь на самую простую музыку и простые действия во время поклонения».
Это объяснение, почему христиане не использовали музыкальные инструменты, — всего лишь предположение, но и оно показывает, что в богослужении ранние христиане обходились без музыкальных инструментов.
Считается, что первые христиане на своих богослужениях распевали религиозные тексты без инструментального сопровождения. Распевать — исполнять (петь) или читать нараспев; так называлась древняя манера монотонного пения псалмов, гимнов, а также чтения из Писаний. «Распевы исполнялись без аккомпанемента, в унисон и неметрически» (Ульрих).
Эверетт Фергюсон в своем критическом отзыве на суждения, высказываемые относительно музыки ранней церкви, пишет: «Самые ранние ссылки на христианские службы упоминают пение и ничего не сообщают об инструментах. В IV веке некоторые авторы отмечали различие между неиспользованием инструментов среди христиан и их важной роли в языческих жертвоприношениях и в иудейском храме. Феодорит и Никита поясняли, что инструментальная музыка относилась ко времени детского состояния Божьего народа и сопровождала такие ветхозаветные ритуалы, как жертвоприношения, обрезание и суббота, которые были упразднены в Новом Завете, тогда как пение без аккомпанемента полезно для умиротворения страстей и вознесения мыслей к Богу».
Феодорит (390–458), руководитель церкви в Сирии, написал «Вопросы и ответы в пользу православия». В ответ на вопрос 107 он пишет: «Детскому состоянию соответствует не простое пение, но пение в сопровождении безжизненных инструментов, танцев и хлопанья в ладоши. Поэтому использование подобных орудий и других элементов, относящихся к детскому состоянию, исключено из пения в церквах, а оставлено простое пение».
Никита (335–414), церковный лидер в Восточной Европе, в своем сочинении «О пользе песнопений» изложил концепцию «бесшумного пения». Он писал: «Пора обратиться к Новому Завету, чтобы подтвердить то, что сказано в Ветхом... Были отвергнуты только физические установления, такие как обрезание, суббота, жертвы, кошерная пища. А потому вместе с ними трубы, гусли, кимвалы и тимпаны. Вместо их звуков у нас теперь есть лучшая музыка, исходящая из уст людей».
Оксфордская музыкальная энциклопедия в разных своих переизданиях последовательно сообщала, что ранние христиане не пользовались музыкальными инструментами. В издании 1983 г. сказано: «Так как первыми христианами были иудеи, то неудивительно, что для своих церковных собраний они переняли музыку непосредственно из практики синагог, в частности — пение без аккомпанемента псалмов и гимнов».
В большинстве случаев христиане полностью отошли от храмовой традиции и не копировали иудейские обряды и ритуалы. Павел так говорил об иудейских обычаях: «Итак, да никто не осуждает вас за пищу, или питьё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол. 2:16).
Инструментальное сопровождение пения стало вводиться в практику через много лет после того, как Иисус подготовил Своих учеников и послал их насаждать христианство во всех уголках земли. Орган же стал использоваться и вообще через столетия: «Орган, по всей видимости, перешел в церковь из императорского дворцового церемониала, но только на западе, и неясно, произошло это в VII веке или в X» (Фергюсон).
Это свидетельство историков впечатляет — хотя бы то, что ранняя церковь около десяти столетий не использовала музыкальные инструменты в богослужении. Тот вывод со всей очевидностью вытекает и из новозаветных документов. Отсюда следует, что для христиан безопаснее всего во время поклонения продолжать петь а капелла.
Мозес Лард (1818–1880), мудрый ученый-богослов, изложил принципы, показывающие, что музыкальные инструменты в поклонении не могут иметь оправдания. В заключение он написал: «Так... что можно сказать в защиту внедрения в некоторые наши общины инструментальной музыки? Ответ, громыхающий в моих ушах с каждой страницы Нового Завета, — ничего. Может, ее когда-нибудь заповедал Христос? Или санкционировали апостолы? Или использовала какая-либо из первых церквей? Никогда. Как тогда мы должны смотреть на того, кто пытается ввести ее в церкви Христа сегодня? Я отвечаю: как на оскорбителя власти Христа и как на дерзкого и нечестивого новатора, посягающего на простоту и чистоту древнего поклонения. Никак иначе мы не можем смотреть на него; никак иначе мы не должны смотреть на него».
👉🏻 Уникальные экскурсии и туры по всему миру (Реклама. ООО «ЮТРЕВЕЛМИ». ИНН 5405021086)