Недавно к нам в руки попала книга от издательства АСТ под названием "Музыкальная поэтика" Игоря Фёдоровича Стравинского. Т.к. мы небезразличны к такому виду искусства как музыка, мы решили детально изучить данное произведение. И теперь, после ознакомления с книгой, расскажем о ней.
Введение
Положение человека в мире стремительно меняется, «современный человек шаг за шагом утрачивает понимание ценностей и чувства меры» - пишет Стравинский. Данный процесс естественно коснулся и культуры, а в частности и музыки, о чем далее пойдет речь. Наша задача была не просто узнать «состав» музыки, но вычленить её понимание из текста написанного самим творцом. Статья посвящена разбору основных вопросов, поднимаемых в книге русского композитора Игоря Фёдоровича Стравинского.
Напомним, что Стравинский один из самых известных русских композиторов XX века. Учёные до сих пор спорят, кем же Стравинский был - русским, французом, американцем? Этот вопрос можно решить чисто географически, если родился в России, то значит русский (с чем мы полностью согласны). Но проблема в том, что его же страна от него и отказалась, Советский союз критиковал творчество композитора; когда Игорь Фёдорович посетил СССР в 1962 г. во всех изданиях Стравинский фигурировал как "композитор из США".... Более того, в учебниках и книгах по истории русской классической музыки И.Ф. Стравинского демонстративно пропускали. Например, в книге "100 опер" в разделе "Россия. Союз Советских Социалистических Республик" перечислены почти все значимые фигуры данного жанра, однако без Стравинского. Идейно же Стравинского называют по-разному, опираясь в первую очередь, либо на место его дислокации, которое, по мнению экспертов, имело на него серьёзное влияние, либо на внутреннюю стилистику его произведений. В первом случае Игорь Фёдорович в разные промежутки времени был и американцем, и французом, и русским; во втором его называют (в первую очередь В.В. Смирном) композитором неофольклёризма (в работах данного периода преобладающее влияние за традициями русской музыки) и представителем новой классики или классики XX века (творчество в этот период тоже не обошлось без значительного влияния русской музыки). Так что Стравинский русский композитор не только по праву рождения, но и по праву внутреннего стиля.
Стравинский, помимо своей композиторской деятельности, имел опыт написания больших литературных работ, имеющих преимущественно автобиографический характер. Самыми известными из которых являются: "Хроника моей жизни", "Диалоги" и рассматриваемая нами "Музыкальная поэтика".
Предыстория "музыкальной поэтики".
В период 1939/40 учебного года Игорь Фёдорович Стравинский читал курс лекций в Гарвардском университете. Данный курс был призван объяснить, что есть музыка. Цикл из 6 лекций, Стравинский назвал* «музыкальной поэтикой», дав этому следующее обоснование: «Поэтика музыки – именно то, о чем я и собираюсь говорить с вами, то есть я буду говорить о делании в сфере музыки». Несмотря на то, что и лекции, и последующая книга с тем же содержанием вышли под авторством Игоря Фёдоровича, работал над ними Стравинский отнюдь не в одиночку. В лекции под названием «Феномен музыки» Игорь Федорович признаёт, что в некоторых вопросах он разделяет взгляды русского философа и музыканта Петра Петровича Сувчинского, «его мысли настолько созвучны моим, что будет лучше, если я просто кратко изложу его тезисы». При переводе лекций с русского языка на французский Стравинский работал совместно с Полем Валери, французским поэтом, прозаиком и философом.
*В первой лекции, озаглавленной «Знакомство», Стравинский также говорит о своём курсе, как о «некой музыкальной исповеди».
Что такое музыка?
Свои рассуждения о самом понятии музыки Стравинский начинает только в второй лекции под названием «Феномен музыки». Первое за что берётся Игорь Фёдорович, так это за само различие между музыкой и не-музыкой. Второй именуются элементарные естественные звуки, т.н. «сырьё для музыки», каковыми вполне могут являться шепот ветра, шум дождя, гул мотора, журчание ручья и т.д. Но перейти в сферу музыки и стать ею они могут только посредствам организации, т.е. посредствам сознательного человеческого акта. Данный акт Стравинский обозначает как «изобретательность».
«Искусство в истинном смысле слова – это способ придания формы произведениям посредствам определённых методов, либо приобретённых в процессе обучения, либо найденных благодаря интуиции».
Интерпретируя данное выражение, можно сказать, что речь идёт не о чётком разделении методов, которые лежат в основе способа придания формы, т.е. в основе искусства, а лишь о констатации их зависимого друг от друга существования. Также мы можем сделать вывод, что само искусство Стравинский и нарекает «изобретательностью», а следовательно искусство, как совокупность методов, – это результат сознательного человеческого акта.
Так как музыка, это вид искусства, то и она есть феномен спекуляции. Музыка как таковая состоит из двух частей – звука и времени. Звук – основа музыки, её природное начало, каковое есть в каждом из видов искусства, однако без временной определённости звуки будут неровными, будут обычным шумом, тем самым «сырьём для музыки». Поэтому как пишет Стравинский: «проблема времени в музыкальном искусстве – проблема первостепенной важности».
Таким образом, музыка имеет в себе два начала: природное начало – естественный звук и человеческое, сознательное начало – время, временная организация как принцип придания формы, как основа методов музыкального искусства.
Время как существенный признак
Вопрос времени в системе Стравинского настолько важен, что именно время, как метод организации звуков, является существенным признаком для различения двух принципов в музыкальном искусстве: первый принцип, основанный на онтологическом, т.е. реальном времени, принцип подобия; второй, в основании которого психологическое время, именуется принципом контраста.
Для понимания данного заявления Стравинский сравнивает принцип подобия с концепцией единого, а принцип контраста с концепцией множественности:
- Принцип контраста производит сиюминутный эффект, контраст – это элемент многообразия, которое окружает нас со всех сторон, и оно же расщепляет наше внимание.
- Принцип подобия намного сложнее, он не является поверхностным, как предыдущий, «его приходится искать, его находишь лишь после долгих усилий». Подобие приносит нам удовольствие только со временем.
Таким образом, музыка, различаясь по двум принципам, бывает либо такой, которая захватывает наше внимания мгновенно, но также быстро покидает его, либо такой, которая производит эффект лишь со временем и крепко закрепляется в нашем сознании. Однако Стравинский не столько логически выводит предпочтительность музыкального произведения, построенного по принципу онтологического времени, сколько берёт данное заявление на некую основу и истину. Данный вопрос Игорем Фёдоровичем, хотя и не осознанно, решается в ходе другого размышления относительно самого творческого акта. Детально изучив процесс создания произведения искусства, нам удастся выяснить вопрос двух принципов в музыке.
Творческий акт - это как?
«Изучение творческого процесса – чрезвычайно тонкая материя. По правде говоря, невозможно наблюдать за течением этого внутреннего процесса извне» – пишет Стравинский. В основе творческого процесса, по мнению Игоря Фёдоровича, лежит принцип отвлечённого волеизъявления. Далее, вопреки распространённому мнению относительно вдохновения, как главной причины творческого процесса, Стравинский делает ряд важных замечаний. Во-первых, вдохновение это не сам эмоциональный подъём, а лишь реакция на него. Во-вторых, причиной эмоционального подъема является захваченность творца «неизвестной сущностью» (обратите внимание на данное понятие, оно нам ещё понадобится), которой является возможная цель его будущей деятельности.
Даже если целью творческого акта будет написание музыкального произведения, начало которому – мелодия, то и для её создания мало будет одно только эмоционально подъема, ибо «способность создавать мелодию – дар». Следовательно разъяснение понятия «вдохновение» никак не приближает нас к ответу на вопрос о начале деятельности творца. Стравинский вводит понятие «дар», подразумевая под ним нечто, что отличает людей, наделённых им, т.е. творцов, от людей не имеющих его. В третьей лекции под названием «Музыкальная композиция» Игорь Фёдорович пишет:
«способность к творчеству никогда не даётся нам сама по себе. Она всегда идёт рука об руку с талантом наблюдения. И истинного творца можно узнать по его умению находить вокруг себя, в самых обычных и простых вещах, детали, достойные внимания».
Можно смело предположить, что именно дар или талант наблюдателя и есть «неизвестная сущность», о которой упоминалось выше. Однако такое заключение будет весьма поспешным. Процесс наблюдения направлен на окружающий мир, в котором творец, т.е. человек наделённый талантом наблюдателя, может обнаружить случайное. По мнению Стравинского случайность не придумывают, а наблюдают за ней, «случайное, возможно, и есть то единственное, что нас действительно вдохновляет». Именно талант наблюдателя является необходимой предпосылкой для существования случайного, которое, захватывая наблюдателя, т.е. творца, и вызывает в нём эмоциональный подъём.
Наблюдение случайного – это одна из природ методов о котором говорилось ранее, это момент изобретательности, т.е. самого искусства. Талант наблюдателя Стравинский также называет «интуицией», которая, по его мнению безошибочна. Ранее мы говорили и о другом виде методов, которые приобретаются в процессе обучения. Необходимо определиться, что нужно изучать для познания феномена музыки. «Нет необходимости изучать примитивные ритуалы и заклинания или вникать в таинства древней магии…Как мы сможем разумно объяснить то, чего никто никогда не наблюдал?» [с.37]. В исследовании музыки, особенного исторического периода, необходима сама музыка, её ясное восприятие. По мнению Стравинского феномен музыки исходит от полноценной личности, «я имею ввиду человека, наделённого чувствами, соответствующими психологическим и интеллектуальным способностям» [с.40]. Для обоснования данного тезиса Стравинский пишет: «мой собственный опыт давно убедил меня в том, что любой исторический факт, давний или недавний, вполне может стать толчком для раскрытия творческого потенциала».
Таким образом, перед нами два начала творческого акта: наблюдательность, которая является неким даром или талантом, а также собственный опыт человека, который вырабатывается во время образования. Эти два метода неразрывно связаны, ибо составляют историческое и логическое в музыкальном искусстве.
Изобретательность или воображение?
Дальнейшая деятельность вдохновлённого творца обывателями характеризуется понятиями то «изобретение», то «воображение», но Стравинский и в этом вопросе решает внести ясность. Акт изобретения – это не только появление идеи, но и полное её воплощение, в то время как воображение ограничивается только генерированием идеи и не подразумевает обязательную реализацию. Отказаться от одного из понятий было бы ошибкой, ибо без воображения изобретательность не существовало бы вовсе, т.к. «изобретательность предполагает участие воображения», объявлять последнее принципом деятельности творца неверно потому, что в таком случае творчество было бы безрезультатным. Поэтому Игорь Фёдорович находит компромисс в данном споре, объявляя «творческое воображение» способностью, «которая помогает нам перейти от уровня замысла к уровню реализации».
Названный «уровень реализации» с необходимостью связан, по мнению Ставиского с усилием и удовольствием, а точнее удовольствием от усилия, которое творец прилагает для создания произведения искусства: «…меня привлекает сама идея открытия и упорной работы». И только теперь мы можем вернуться к вопросу об отношении двух принципов организации времени в музыке. Необходимо вспомнить, что принцип подобия, он же принцип, основанный на онтологическом времени, очень сложен и именно он связан с усилием и упорной работой. В таком случае истинный творческий акт с необходимостью должен идти по принципу онтологического времени или же когда он в существенной мере преобладает над принципом психологического времени, т.е. принципом контраста.
Данные выводы необходимы для дальнейшего прочтения и понимания системы Стравинского. Далее Игорь Фёдорович поднимает проблемы более масштабные такие как: проблема революции, традиции и новаторства в искусстве; проблема творца и исполнителя и т.д. Однако эти вопросы настолько в себе обширны, что разрешить их в рамках одной статьи просто невозможно.
В скором времени мы выпустим продолжение данной работы, где изложим другие моменты из книги "Музыкальная поэтика".
Спасибо за внимание, дорогие друзья. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и оказалась полезной!
Будем благодарны подписке на наши соц.сети:
ВК - https://vk.com/blog_optimista
ТГК - https://t.me/telegaoptimista
Подписывайтесь на канал - дальше только интересней!
#музыка #творчество #музыкальнаяпоэтика #Стравинский #ИФСтравинский #композитор