Как понять, что объем домашнего задания является чрезмерным? Для начала посмотрим, как этот вопрос регулируется в СанПинах:
Возникает вопрос: почему существуют разные нормы домашки?! С какой стати условному десятикласснику можно задавать больше, чем шестикласснику? У старшеклассников и так много уроков, и, если на учебу уходит все свободное время (сначала в школе, а потом дома), то это плохо сказывается и на развитии личности, и на учебном процессе.
Некоторые педагоги забывают, что их предмет не единственный, и задают СТОЛЬКО домашнего задания, что голова кругом! Другие учителя задают на дом гигантские объемы, исходя из лучших побуждений. Но все мы знаем, что благими намерениями выстлана дорога в ад. В результате, желая помочь, они тоже перегружают заданиями своих учеников.
Тратить весь вечер на уроки – это ненормально, даже если ты уже подросток! 1,5 часа в день на выполнение домашнего задания – такой максимум должен стать нормой для учащегося любой ступени!
Многие семьи проводят вечера, а иногда и ночи, за выполнением домашки. Непонятно, зачем такие жертвы ради призрачных успехов в учебе. Учителя, задавая ДЗ, не учитывают, что в итоге на его выполнение уходит уйма времени не только у ребенка, но и у его родителей, так как некоторые виды заданий (например, подготовка к диктанту или пересказ параграфа учебника) требуют контроля со стороны родителей.
Получается замкнутый круг: дети приходят со школы уставшими, чуть позже возвращаются с работы не менее уставшие родители, и начинается очередной конфликт, когда низы не могут учиться весь день напролет, а верхи не хотят вникать в дебри школьной программы, потому что они свои 10–11 лет уже оттрубили.
Если ваш ребенок жалуется на объем домашнего задания, и вы чувствуете, что это не пустые слова юного ленивца, то прежде всего стоит выяснить, сталкиваются ли с этой проблемой и другие ученики из класса.
На следующем шаге можно организовать коллективную встречу с учителем и поговорить о целях таких масштабных домашних заданий. Возможно, он и не подозревает о том, что дети действительно не справляются с таким объемом.
Если же, кроме вашего ребенка, никто не испытывает затруднений, то, может быть, стоит рассмотреть переход в школу с другой образовательной траекторией, где он будет чувствовать себя комфортнее. В таких случаях важно помнить, что перегрузка не способствует успеху: не все дети обязаны быть математическими гениями или тонко чувствовать литературные произведения.
Ну и, конечно, самый главный совет – это относиться к ситуации с выполнением домашних заданий с некоторой долей здорового пофигизма. Если ваш ребенок устает от домашки, подумайте о том, как помочь ему распределить правильно нагрузку. Даже в списывании есть свои плюсы: это учит гибкости мышления, коммуникации и умению работать в условиях неопределенности.
Помните, что выполнение ДЗ – это не вопрос жизни и смерти. Если вы видите, что ребенок перегружен, нервничает или очень сильно устал, просто сделайте уроки за него! Зажимая школьника в тиски «умри, но сделай», невозможно воспитать личность со здоровым отношением к вызовам, которые не раз будет ставить перед ним жизнь!