Привет, друзья! 12 октября 1972 года небольшой чартерный самолёт вылетел из Уругвая, Южная Америка. Этот самолёт направлялся в Сантьяго, столицу Чили. На борту находились несколько регбистов — высоких и крепких мужчин. Всего на борту было 45 пассажиров, среди них были также друзья и родственники некоторых игроков. Полёт должен был быть недолгим. Обычно перелёт из Уругвая в Сантьяго занимает всего 3 часа. Но на пути лежат огромные Анды. Андийская горная цепь в Южной Америке — самая длинная в мире. Помимо Гималаев, здесь находятся и самые высокие горы. Эти красивые горы стали разрушительными для пассажиров нашего рассказа. В тот день, 12 октября, в горах бушевала буря, из-за чего самолёт не мог продолжать полёт. Пилоты решили сделать остановку на полпути и попробовать вылететь на следующий день. Самолёт приземлился на ночь в Мендосе, Аргентина. На следующий день, 13 октября, самолёт снова взлетел в 14:18.
Пилоты убедились, что погода прояснилась. Полёт был гладким в течение следующего часа. В 15:21 пилоты начали снижать самолёт. Самолёт был уже довольно близко к Сантьяго, но всё ещё находился в горах. Вблизи города расположены высокие горы. Во время снижения внезапно началась сильная турбулентность. Самолёт начал резко трястись в горизонтальной плоскости. В этот момент облака окружили самолёт, и ничего не было видно, кроме них. Внезапно в самолёте сработала сигнализация, начали мигать предупреждающие огни. Никто не понимал, что происходит. Регбисты на пассажирских местах не испугались. Они не восприняли турбулентность всерьёз.
Среди шуток один из пассажиров выглянул в окно и увидел, что облака начали рассеиваться. Но потом он заметил, что самолёт опасно близко к горе. Как только самолёт вышел из облаков, пилоты осознали, что они движутся прямо к огромной скале. В панике они сразу попытались поднять самолёт. Громко звучала сигнализация столкновения с землёй. Пилоты приложили все усилия, чтобы набрать высоту и безопасно пролететь над горой. Но, к сожалению, было слишком поздно. Задняя часть самолёта ударилась о гору при наборе высоты. Вся задняя часть самолёта отделилась. Два ряда сидений в хвосте буквально вылетели из самолёта.
Три пассажира улетели вместе с ними и исчезли. Самолёт продолжал набирать высоту ещё несколько секунд, но затем внезапно начал падать. Спустя несколько секунд произошёл ещё один удар, левая крыло самолёта отломилось. Ещё несколько пассажиров вылетели из самолёта и упали. Теперь оставалась только передняя часть самолёта, и она упала на ледник. Самолёт скользил по леднику на скорости 350 км/ч и, в конце концов, разбился после падения с высоты 700 метров. Всё в самолёте было разрушено. Пассажирские кресла были вырваны из основания самолёта. Кабина пилотов была полностью смята, и пилоты погибли мгновенно. Самолёт остался разбитым на неизвестной горе в Андах на высоте 3 570 метров.
Удивительно, но из 45 человек на борту 33 всё ещё были живы. Они как-то выжили в этой катастрофе. Проблема была в том, что многие из них были ранены, и никто не знал, где они застряли. Позже стало известно, что самолёт отклонился от запланированного маршрута на 80 км. И эта болезненная история выживания только началась, друзья. Ни эти люди тогда, ни вы сейчас не могли бы представить, что случилось с этими выжившими. Это душераздирающая история рейса 571 ВВС Уругвая. Узнаем о ней в сегодняшнем видео. «Самолёт разбился в Андах. На борту было 45 человек. Признаны погибшими». «Выживание вызывает интерес у людей». «Всех пассажиров признали погибшими». «Это стало известно как Чудо в Андах».
Сразу после этой катастрофы было два выживших, которые не получили серьёзных травм. Первым был 19-летний Роберто Каносса, а вторым — 20-летний Густаво Зербино. Поскольку оба были студентами медицинского факультета, они сразу начали проверять, кто остался жив и как помочь раненым. Они увидели, что многие пассажиры получили тяжёлые травмы. Один из них — 23-летний Фернандо Паррадо, находившийся в коме из-за черепной травмы. Эти два студента-медика сделали всё возможное, чтобы помочь выжившим.
С другой стороны, через час после исчезновения самолета чилийская служба воздушного поиска и спасения получила уведомление. Были направлены четыре самолета для поиска выживших. Они пытались найти место крушения с сумерек до ночи, но, к сожалению, ничего не нашли. Сотрудники спасательной службы, услышав радиопередачи, пришли к выводу, что самолет, вероятно, разбился в отдаленном и труднодоступном районе.
Проблема заключалась в том, что самолет был белого цвета, и он разбился в месте, где вокруг был белый снег и лед. Было очень трудно его обнаружить в заснеженных горах. Ночью 13 октября оставшиеся в живых пассажиры были полны надежд. Они думали, что если как-то переживут ночь и найдут способ спастись от холода, то на следующий день их обязательно кто-то найдет.
Пятеро раненых пассажиров не пережили эту снежную ночь. Число выживших сократилось с 33 до 28. Эти выжившие использовали оставшуюся часть корпуса самолета как укрытие. Они использовали багаж, сиденья и снег, чтобы закрыть заднюю часть самолета и сохранить тепло внутри. На следующий день, 14 октября, 11 разных самолетов из Аргентины, Чили и Уругвая были задействованы в поисковой операции. Район поиска был выбран правильно. Место крушения находилось в этой зоне поиска. Но все же место крушения обнаружить не удалось. Выжившие попытались использовать губную помаду, чтобы написать SOS на крыше самолета. Они начали писать SOS, но вскоре поняли, что у них недостаточно помады, чтобы написать все буквы.
Затем они попытались сделать большой крест на снегу из чемоданов, чтобы поисковые самолеты могли их увидеть с воздуха. Но вскоре они поняли, что это не работает. В тот день они увидели не один, не два, а три самолета, пролетавших над ними. Они кричали, махали руками и изо всех сил старались привлечь внимание самолетов, но безуспешно. Еще один день прошел в этих попытках.
На следующий день, 15 октября, выжившие поняли, что им нужна вода для поддержания жизни. Один из пассажиров по имени Фито Штраух нашел способ добывать воду. Он использовал металлический лист как солнечный коллектор, чтобы концентрировать солнечные лучи для растапливания снега. Он собирал капли воды в пустые бутылки из-под вина. Кроме того, многие пассажиры использовали подушки от сидений как снегоступы, а шерстяные чехлы сидений — для защиты от холода. На следующий день, 16 октября, через три дня после крушения, Фернандо Паррадо вышел из комы. Как только он пришел в сознание, он увидел, что его мать погибла в катастрофе, а его 19-летняя сестра получила серьезные ранения.
Паррадо изо всех сил пытался спасти свою сестру, приносил ей еду и воду. Но по мере того как проходили дни, через 8 дней после крушения его сестра скончалась от полученных травм. Подобные аварии напоминают нам о том, насколько неопределенной и непредсказуемой может быть жизнь. Снежная слепота. Когда ультрафиолетовые лучи солнца отражаются от снега и льда в горах, это может повредить глаза. Это называется снежной слепотой. У этих выживших было всего три пары солнцезащитных очков.
21 октября, через 8 дней после крушения, поисково-спасательные команды сдались. Они решили, что если за эти 8 дней не обнаружили никаких признаков выживших, нет смысла продолжать поисковую операцию. Вероятность того, что кто-то мог выжить спустя столько дней, была крайне мала. Таким образом, после 142 часов поисковой операции ее официально прекратили. Тем временем выжившие нашли транзисторный радиоприемник среди сидений самолета. Один из выживших регбистов, Рой Харли, также увлекался электроникой.
Он попытался включить радио. Он смастерил длинную антенну из подручных материалов. И благодаря его усилиям радио наконец заработало. Это радио могло только принимать передачи. Выжившие могли слышать новости, но не могли отправлять сообщения. Они включили радио через 11 дней после крушения и узнали, что поисковая операция была отменена. Их сердца были полностью разбиты. Некоторые начали плакать, услышав эту новость. Некоторые сложили руки и начали молиться Богу. «Чувство, что их мир жив, а тебя считают мертвым».
Фернандо Паррадо был единственным, кто не сильно отреагировал на эту новость. Потому что он планировал кое-что другое. К 11-му дню у выживших почти не осталось еды. С самого начала у них было немного припасов: всего 8 шоколадных батончиков, 1 банка мидий, 3 маленькие банки варенья, банка миндаля, коробка арахиса, несколько фиников, конфеты, сушеные сливы и несколько бутылок вина. Через несколько дней после крушения они начали делить еду на порции.
После двух дней упорной работы они вырыли туннель под снегом и с огромным трудом смогли выбраться на поверхность. Как только они вышли, увидели приближающуюся снежную бурю и решили, что будет разумнее вернуться в снежную пещеру, чтобы выжить. В течение следующих трёх дней оставшиеся выжившие как-то умудрились выжить в тесном пространстве.
Спустя три дня они снова выбрались на поверхность, и погода была ясной. Выйдя наружу, выжившие поняли, что никто не собирается их спасать. Если они хотят остаться в живых, им придется приложить собственные усилия. Не было смысла сидеть на месте крушения и ждать помощи. Им нужно было бороться за выживание до последнего.
Каносса, Паррадо и Визинтин были одними из самых сильных выживших. Они решили вместе дать себе больше еды и самые тёплые вещи, чтобы попытаться выйти и найти помощь. Первой задачей было оценить местоположение. Перед крушением второй пилот сказал, что их самолёт пролетел над Курико. Поэтому они предположили, что если пройдут несколько километров на запад, то обязательно доберутся до сельских районов Чили. Но их предположение оказалось крайне неверным. На самом деле второй пилот не знал, где они находились. На самом деле место крушения находилось в 89 км к востоку, в самом центре Анд.
11 декабря, через 59 дней после крушения, на лагерь обрушилась лавина. Ещё трое выживших погибли. «Я был полностью заблокирован бурей, лавиной, это была самая страшная тишина, которую только можно себе представить. Я не мог двигаться...» Осталось всего 16 человек. Чтобы подняться на западные горы, им нужно было найти способ ночевать. Как они могли пережить холодные ночи с температурой -30°С? Среди выживших был 18-летний юноша по имени Карлос Мигель Родригес. Он вспомнил, что его мать учила его шить иглой. У него с собой были иглы и набор для шитья. Он придумал сшить разные куски одежды, чтобы сделать большой спальный мешок. «У меня была идея, что с изоляцией можно сделать спальный мешок. Но я не просто придумал это, я сам его сшил». Они сделали это.
На следующий день, 12 декабря, прошло два месяца с момента крушения. Эти трое храбрых мужчин — Паррадо, Каносса и Визинтин — отправились без какого-либо альпинистского снаряжения, чтобы подняться на ледник.
«Единственное, что было точно известно, — это то, что на западе находится Чили». Движение на запад означало, что им нужно было сначала подняться на гору, прежде чем спускаться. Они по-прежнему верили, что находятся всего в нескольких километрах от цивилизации. Поэтому они надеялись, что найдут помощь, пройдя за 2–3 дня. Они взяли с собой трёхдневный запас мяса. «И можете себе представить: без навыков, без подготовки, вы как дети! Вы сталкиваетесь со снежной бурей, пытаетесь идти прямо вверх, возможно, используя руки и ноги, скользите и падаете. И с каждым шагом вперёд вы скатываетесь на полшага назад». Чтобы защититься от холода, Паррадо надел три пары джинсов. Он также надел три свитера поверх футболки и четыре пары носков на ноги. Он также надел пластиковый пакет поверх носков. Холод был невыносимым. У них не было технического снаряжения, карты, компаса и альпинистского опыта. И на такой высоте воздух становится разрежённым, и человек начинает ощущать недостаток кислорода.
Паррадо написал на бумаге на испанском языке: «Я из самолёта, который разбился в горах». Что он из Уругвая и шёл уже 10 дней. И что его раненые друзья остались на месте крушения. Он написал, что им срочно нужна помощь, но они не знают, как её получить. У них нет еды. Они слабы. И у них нет сил идти дальше. Он просил спасти их. Он спрашивал, где они находятся. С другой стороны, человек, который получил это сообщение, был фермером из Чили по имени Серхио Каталан. Он прочитал записку и жестами показал, что понял. Поговорив с двумя своими друзьями, они вспомнили, что несколько месяцев назад слышали новости о крушении самолёта. И когда друзья осознали это, они были потрясены. Они не могли поверить, что кто-то выжил после крушения самолёта, которое произошло два месяца назад. Серхио бросил кусок хлеба на другую сторону реки, а затем следующие 10 часов ехал на лошади на запад.
Они всё ещё находились далеко от любой деревни или человеческого поселения. Наконец, когда он добрался до ближайшего города, армейское командование было проинформировано об этом, и он связался с военным штабом в Сантьяго. Тем временем фермеры доставили Паррадо и Каноссу в Лос-Майтенес на лошадях. Там они наконец смогли отдохнуть. Выяснилось, что по чистой силе воли они прошли 61 км пешком за последние 10 дней. Каносса потерял половину своего веса. Тогда он весил всего 44 кг. Как только люди узнали их историю, это стало международной новостью. Эта душераздирающая история оказалась действительно невероятной. Чилийские ВВС немедленно отправили три вертолёта для спасения оставшихся выживших.
22 декабря 1972 года, через 70 дней после крушения, два поисково-спасательных вертолёта наконец достигли выживших, чтобы спасти их жизни. Всего было спасено 16 человек. Они были в ужасном состоянии. Горная болезнь, обезвоживание, переломы костей, недоедание. Но все они выздоровели. Эта история — урок миру о надежде. Если вы решите сделать что-то и у вас есть терпение и человечность, то нет ничего невозможного. Если вы хотите, вы можете достичь того, о чём даже не мечтали. Как говорится, «где есть воля, там есть и путь». Вот почему эту катастрофу называют «Чудом в Андах».